logo search
Лекции по дисциплине ИКТ

5.5 Процесс принятия решения

В автоматизированной системе управления, несмотря на наличие контура информационной технологии, ответственность за принятое управляющее решение возлагается на человека - лицо, принимающее решение (ЛПР). Другими словами, решение принимает человек, а информационная технология помогает ему в этом.

Когда ученые выделили из процесса управления стадию принятия решения, то в начале казалось, что для полной автоматизации достаточно разработать математическую модель и реализовать ее в ЭВМ. И тогда АСУ превращается в САУ. Однако, как оказалось, процесс принятия решения человеком очень сложен. Иногда в этот процесс включаются такие механизмы, которые невозможно предусмотреть и, тем более, формализовать. При принятии решения человек может учитывать и такие аспекты, как мораль, традиции, человеческие взаимоотношения. Вот почему при управлении социально-экономическими системами (иначе - при организационно - экономическом управлении), процесс принятия решения не может быть осуществлен без человека.

На рис. 5.8. показана взаимосвязь фаз принятия решения. Человек, на основе анализа (АИ) осведомляющей информации 1ос от объекта управления и информации Iвx от концептуальной модели объекта управления, производит постановку задачи (ПЗ), решение которой должно позволить наилучшим образом управлять объектом (скажем производством) в данной ситуации.

Рис. 5.8. Фазы процесса принятия решения

Однако, решений (альтернатив) всегда несколько (если решение всегда одно, то проблемы выбора не существует, а, значит, и теряет смысл сам процесс принятия решения). Поэтому, далее идёт фаза генерации альтернатив (ГА), т.е. выдвижение возможных решений задачи (альтернатива – по-латински чередоваться, каждая из исключающих друг друга возможностей). Как уже говорилось, управление всегда ведётся с определённой целью. Решение поставленной задачи должно согласовываться с общей целью управления и частной целью в данной ситуации. Поэтому выбрать альтернативу невозможно, если нет критерия выбора, отражающего цель управления. Т.о., следующая фаза - выбор критерия (ВК) решения поставленной задачи. На этом этапе анализа альтернатив (АА) производится их исследование по выбранному критерию, а далее - окончательный выбор одной из альтернатив (ВА), наилучшим образом удовлетворяющей критерию выбора. Выбранная альтернатива дополнительно анализируется и выдается окончательное решение (ВР), принимающее в организационных системах вид потока управляющей информации Iy.

Если рассматривать фазы принятия решения с точки зрения возможности их автоматизации на базе информационной технологии, то в настоящее время, пожалуй, только фазы анализа информации (АИ), генерации альтернатив (ГА) и анализа альтернатив (АА) по выбранному критерию удаётся автоматизировать в достаточной мере (на рис. 5.8 изображены овалами). Для этого необходимо, чтобы в ЭВМ находились модели поставленной задачи, с помощью которых возможно было бы быстро просчитать результаты решения по различным альтернативам, исходным данным и критериям. Конечно, для этого желательно, чтобы ЛПР умело использовать средства информационной технологии. В противном случае приходится иметь штат системщиков, аналитиков и т.п. Развитие программно-аппаратных средств ИТ с каждым годом приводит к всё большему упрощению взаимодействия человека с ЭВМ и, таким образом, уменьшает число посредников диалога, что ускоряет и повышает качество принимаемых решений. Большое значение для принятия быстрого и верного решения имеет автоматизация фазы обработки и анализа информации (АИ), поступающей с потоками Iос и Iex. Для принятия решения всегда может потребоваться дополнительная информация, не содержащаяся в потоках Iос и Iвx. В этих случаях важную роль принимает информационное обеспечение ЛПР, которое в целях оперативности должно быть организованно с помощью средств ИТ (базы и банки данных).