3.1. Индивидуальные знания специалистов
Индивидуальные знания специалистов — экспертовI в отдельных областях сферы деятельности человека представляет собой, по существу, самый главный ресурс человечества. Специалисты образования — учителя и преподаватели — передают молодым поколениям начальные, а затем более глубокие сведения об устройстве окружающего мира и основах жизнедеятельности человека. Специалисты медицины — врачи — несут знания о строении организма человека и помогают избавиться от его болезней. Специалисты технических областей обладают знаниями об устройстве машин и различных технических систем и умеют пользоваться ими. Ученые обобщают известные знания и навыки людей и создают на этой базе новые знания. Специалисты исторических наук владеют информацией о прошедших временах развития человечества и т. д. Все множество специалистов — носителей знаний (или информационных работников) можно подразделить на пять следующих категорий:
Относительно небольшая группа людей, связанных с созданием новых знаний или новой информации. В нее входят ученые, художники, архитекторы, конструкторы, т. е. те, кто либо создает новую информацию, либо генерирует новые знания на основе существующей информации.
Во вторую группу входят специалисты-профессионалы: инженеры, юристы, врачи, бухгалтерские работники и т.п. Эти люди используют известные знания и накопленную информацию для реализации практических задач в своей предметной профессиональной области и предлагают другим людям свой опыт.
Обширная группа людей, вовлеченных в передачу информации (передачу знаний), включает в себя: во-первых, множество разнообразных воспитателей: учителей, преподавателей, священнослужителей, руководителей производственного обучения и т. п.; во вторых — корреспондентов, журналистов и других работников, взаимодействующих с широкими массами людей; в третьих — работников всевозможных коммуникационных структур: справочных телефонных служб, почтовых организаций, поставщиков техники связи и т. д.
Четвертая группа специалистов связана с хранением и извлечением информации и включает в себя работников, занимающихся учетом и регистрацией ИР (например, библиотекарей), а также программистов ЭВМ.
Группа организационных и управленческих работников, которые выполняют очень важную функцию передачи информации от отдельного лица или организации другому лицу или другой организации, а также функцию принятия решения в отношении того, кому, куда и когда должна направляться информация и что с ней нужно делать.
Следует сказать, что производства представляют собой комплексное взаимодействие труда, капитала, земли, энергии, материалов и самой разнообразной техники со столь же сложными системами транспорта, связи и распределения информационных потоков. Чтобы учесть все различные аспекты производства, требуются не только производители и потребители, но и множество посредников, в том числе организационных работников — менеджеров.
Менеджеры, обладая организационным опытом и управляя информационными потоками, участвуют в создании новых благ, поставляя информацию существующим организациям или производствам и тем самым способствуя снижению производственных затрат либо созданию новых продуктов или новых услуг.
Таким образом, менеджеры руководят работой множества информационных работников всех других вышеуказанных групп. В силу объединения разнообразных специализированных и универсальных знаний в единое целое и необходимости наличия большого опыта в организации и управлении какой-либо сферой деятельности такие специалисты признаются чрезвычайно важными для экономического и социального развития общества.
- 7. Моделирование процессов формирования и распространения информационных ресурсов 102
- 8. Характеристика рынка информационных продуктов и услуг 116
- 9. Потребители информационных ресурсов и их информационные потребности 120
- 10. Источники и поставщики информационных ресурсов 125
- 1. Сущность информации
- 1.1. Основные понятия
- 1.2. Цели получения информации
- 1.3. Носители информации
- 1.3.1. Данные
- 1.3.2. Документы
- 1.3.3. Сигналы
- 3. Сигнал дискретизированный (или дискретный) во времени с непрерывным по размеру параметром (рис. 1.4).
- Вопросы для самоконтроля
- 2. Основные понятия и сущность информационных ресурсов
- 2.1. Определение информационных ресурсов
- 2.2. Информационное описание объекта и формирование информационных ресурсов
- 2.3. Возникновение и развитие информационных ресурсов
- 2.4. Классификация информационных ресурсов
- 2.5. Роль и значение информационных ресурсов в развитии информационных технологий и в информатизации общества
- Вопросы для самоконтроля
- 3. Недокументированные информационные ресурсы
- 3.1. Индивидуальные знания специалистов
- 3.2. Коллективные знания специалистов
- Вопросы для самоконтроля
- 4. Документированные информационные ресурсы
- 4.1. Текстовые (письменные) информационные ресурсы
- 4.2. Характеристика первичных документов, опубликованных в виде издания
- 4.3. Характеристика первичных документов, не опубликованных в виде издания
- 4.4. Характеристика вторичных документов (информационных изданий)
- Вопросы для самоконтроля
- 5. Электронные информационные ресурсы
- 5.1. Общие сведения
- 5.2. Характеристика баз данных
- 5.3. Электронные издания
- 5.4. Мультимедиасистемы
- 5.5. Гипертекстовые системы
- 5.6. Ресурсы Интернета
- 5.6.1. Общие положения
- 5.6.2. Сервисные услуги Интернета
- 5.6.3. Поисковый сервис Интернета
- Вопросы для самоконтроля
- 6. Качество информации и его оценка
- 6.1. Характеристики качества информационных ресурсов
- 6.2. Проблема оценки качества информации и эффективности ее использования
- 6.3. Методика формализованной оценки качества информационных ресурсов и эффективности их использования
- 7. Моделирование процессов формирования и распространения информационных ресурсов 102
- 8. Характеристика рынка информационных продуктов и услуг 116
- 9. Потребители информационных ресурсов и их информационные потребности 120
- 10. Источники и поставщики информационных ресурсов 125
- Лист экспертной оценки эффективности использования информационного ресурса
- 6.4. Пример формализованной оценки качества информационных ресурсов и эффективности их использования
- Лист экспертной оценки эффективности использования информационного ресурса Название: Информационный ресурс х
- Вопросы для самоконтроля
- 7. Моделирование процессов формирования и распространения информационных ресурсов
- 7.1. Формирование единого информационного пространства
- 7.2. Разработка модели организации информационных ресурсов и банка информационных ресурсов
- 7.3. Разработка модели виртуального маршрута и маршрутизации информационных ресурсов
- 7.4. Разработка модели обработки запроса пользователя на получение информационного ресурса
- 7.5. Разработка модели обслуживания заявок на получение информационного ресурса — реализации услуг
- 7.6. Методы формирования и распространения информационных ресурсов
- Вопросы для самоконтроля
- 8. Характеристика рынка информационных продуктов и услуг
- Вопросы для самоконтроля
- 9. Потребители информационных ресурсов и их информационные потребности
- Вопросы для самоконтроля
- 10. Источники и поставщики информационных ресурсов
- 10.1. Общие положения
- 10.2. Источники и поставщики информационных ресурсов для специалистов
- 10.2.1. Источники и поставщики научно-технической отраслевой информации
- 10.2.2. Источники и поставщики патентной информации
- 10.2.3. Источники и поставщики информации по стандартизации, метрологии и сертификации
- 10.2.4. Источники и поставщики информации по статистике
- 10.2.5. Источники и поставщики юридически-правовой информации
- 10.3. Поставщики рыночной информации
- 10.4. Поставщики образовательных информационных ресурсов
- 10.5. Библиотечный фонд
- 10.6. Архивный фонд
- Вопросы для самоконтроля
- 11. Основы правового регулирования на информационном рынке
- Вопросы для самоконтроля
- Какую информацию запрещают к распространению в средствах массовой информации? литература