logo search
МИР учебник

10.1. Общие положения

В качестве источников и поставщиков информации на рынке информационных продуктов и услуг выступают госу­дарственные, коммерческие структуры, общественные орга­низации и частные лица. Обычно они именуются информаци­онными корпорациями, информационные агентствами, инфор­мационными службами, информационными центрами.

Поставщиками информационных продуктов и услуг мо­гут быть:

• Информационные агентства службы, осуществляющие как функции сбора информации, формирования ИР, так и фун­кции информационного обслуживания пользователей (users) или подписчиков (subscribers). Среди них специальные службы и коммерческие фирмы, в которые стекается информация по кон­кретной сфере их деятельности для ее обобщения, анализа и прогнозирования, например консалтинговые фирмы, банки, бир­жи, информационные брокеры.

Основным источником информации для информационного обслуживания в современном обществе являются базы данных. Поиск в базе данных, содержащих необходимые данные или сведения о них, в режиме теледоступа представляется более рациональным, чем сбор этих видов изданий.

Онлайновые базы данных принято подразделять на БД, ориентированные на массового (consumer online) и на профес­сионального (databases for professionals) потребителя. По срав­нению с БД для массового потребителя профессиональные БД обычно имеют больший объем, содержат более полную инфор­мацию, уровень структуризации данных в них выше, поиско­вая система более развита. Подавляющее большинство инфор­мационных ресурсов Интернета обычно рассматривают как БД для массового потребителя. Они имеют весьма скромные харак­теристики.

В середине 60-х гг. XX в. основными источниками инфор­мации являлись государственные информационные службы, учебные заведения, различные общественные организации, за­нимающиеся сбором информации в определенной области, библиотеки.

Пользователям — специалистам в различных областях науки и техники предоставлялась библиография, рефератив­ная и аналитическая информация. Пользователь мог обра­титься за информацией в библиотеку либо по запросу полу­чить копию первоисточника. Обслуживание производилось, как правило, на некоммерческой основе.

Однако в результате экономических реформ и перехода на рыночные формы хозяйствования, а также в результате увеличения доли информации, представляемой потребителю в электронной форме, стало наблюдаться уменьшение доли го­сударственных служб. В начале XXI столетия в мире функции центров-генераторов выполняли 3820 компаний, а центров-по­ставщиков — 5220 компаний.

Следует предположить, что определенная доля государ­ственных информационных служб сохранится и дальше, так как они обеспечивают информацией обоснование принятия государственных решений в области экономики, политики, социальных процессов, образования и т.д.

Государственные информационные ресурсы, являясь важней­шим фактором, влияющим на выполнение всех функций государ­ства, обеспечивают выполнение следующих основных задач:

Ряд федеральных органов управления можно назвать ис­ключительно информационными, поскольку их главной задачей является формирование государственных информационных ресурсов. В число этих органов входят:

Государственные информационные ресурсы могут быть разделены на две группы:

  1. предназначенные для решения задач конкретного орга­на управления определенного звена;

  2. ориентированные на внешнего пользователя.

Информационные ресурсы второй группы формируются,

как правило, информационными или информационно-аналити­ческими структурами. Если эти структуры имеют общее мето­дическое руководство, схожие задачи, решаемые на основе еди­ных нормативных документов, то они могут быть названы госу­дарственными информационными системами. К таким системам, имеющим межведомственный, универсальный характер, мо­жет быть отнесена библиотечная сеть и архивный фонд.

Все остальные поставщики ИР могут быть сгруппированы в зависимости от информационных потребностей потребителей. Их можно разделить на поставщиков ИР для специалистов, по­ставщиков рыночной информации и поставщиков образователь­ной информации.

Информация широкого потребления поставляется сред­ствами массовой информации (СМИ), а также всевозможными справочными агентствами, рекламными компаниями, а также театрами, музеями, выставками и т.д. Кроме того, такая инфор­мация доступна из открытой разветвленной информационной сети. В данном учебном пособии не рассматриваются источники и поставщики информации широкого потребления.