10.1. Общие положения
В качестве источников и поставщиков информации на рынке информационных продуктов и услуг выступают государственные, коммерческие структуры, общественные организации и частные лица. Обычно они именуются информационными корпорациями, информационные агентствами, информационными службами, информационными центрами.
Поставщиками информационных продуктов и услуг могут быть:
Центры-генераторы (производители информации, или producers), т.е. центры, в которых создаются и хранятся ИР. Они специализируются на получении информации, накоплении и формировании ИР (в том числе, БД) и поддержании их в актуальном состоянии.
Центры распределения (поставщики информации, или vendors), т.е. центры, которые распределяют информацию среди пользователей на основе ИР, поставляемых им центрами-генераторами. К последним можно отнести всевозможные службы телекоммуникации и передачи данных. Создание эффективной системы, которая позволяла бы работать с достаточной скоростью, оперируя сотнями миллионов документов в общении одновременно с тысячами людей, требует помимо больших затрат и высококвалифицированного персонала для ее обслуживания значительных расходов на маркетинг, по привлечению подписчиков к своей системе. Поэтому далеко не все производители информации могут создавать и поддерживать онлайновые системы. Эти функции берут на себя вендоры (продавцы информации). Вендор фактически выступает как посредник между подписчиком (пользователем) и производителем информации. Он имеет мощный Host-компьютер, связанный с компьютерными сетями, и хорошо развитую поисковую систему, позволяющие пользователю практически мгновенно решать задачи самой различной сложности. В рамках действующей практики производитель подписывает лицензионное соглашение с вендором, по которому тот имеет право на определенных условиях продавать информацию. Пользователь (подписчик), желающий получить доступ к БД, должен заключить контракт с вендором.
• Информационные агентства службы, осуществляющие как функции сбора информации, формирования ИР, так и функции информационного обслуживания пользователей (users) или подписчиков (subscribers). Среди них специальные службы и коммерческие фирмы, в которые стекается информация по конкретной сфере их деятельности для ее обобщения, анализа и прогнозирования, например консалтинговые фирмы, банки, биржи, информационные брокеры.
Основным источником информации для информационного обслуживания в современном обществе являются базы данных. Поиск в базе данных, содержащих необходимые данные или сведения о них, в режиме теледоступа представляется более рациональным, чем сбор этих видов изданий.
Онлайновые базы данных принято подразделять на БД, ориентированные на массового (consumer online) и на профессионального (databases for professionals) потребителя. По сравнению с БД для массового потребителя профессиональные БД обычно имеют больший объем, содержат более полную информацию, уровень структуризации данных в них выше, поисковая система более развита. Подавляющее большинство информационных ресурсов Интернета обычно рассматривают как БД для массового потребителя. Они имеют весьма скромные характеристики.
В середине 60-х гг. XX в. основными источниками информации являлись государственные информационные службы, учебные заведения, различные общественные организации, занимающиеся сбором информации в определенной области, библиотеки.
Пользователям — специалистам в различных областях науки и техники предоставлялась библиография, реферативная и аналитическая информация. Пользователь мог обратиться за информацией в библиотеку либо по запросу получить копию первоисточника. Обслуживание производилось, как правило, на некоммерческой основе.
Однако в результате экономических реформ и перехода на рыночные формы хозяйствования, а также в результате увеличения доли информации, представляемой потребителю в электронной форме, стало наблюдаться уменьшение доли государственных служб. В начале XXI столетия в мире функции центров-генераторов выполняли 3820 компаний, а центров-поставщиков — 5220 компаний.
Следует предположить, что определенная доля государственных информационных служб сохранится и дальше, так как они обеспечивают информацией обоснование принятия государственных решений в области экономики, политики, социальных процессов, образования и т.д.
Государственные информационные ресурсы, являясь важнейшим фактором, влияющим на выполнение всех функций государства, обеспечивают выполнение следующих основных задач:
государственного управления;
обеспечения прав и безопасности граждан;
поддержки социально-экономического развития страны, развития культуры, науки, образования и т.д.
Ряд федеральных органов управления можно назвать исключительно информационными, поскольку их главной задачей является формирование государственных информационных ресурсов. В число этих органов входят:
Министерство культуры РФ;
Федеральная служба государственной статистики;
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии;
Министерство природных ресурсов и экологии РФ;
Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) и др.
Государственные информационные ресурсы могут быть разделены на две группы:
предназначенные для решения задач конкретного органа управления определенного звена;
ориентированные на внешнего пользователя.
Информационные ресурсы второй группы формируются,
как правило, информационными или информационно-аналитическими структурами. Если эти структуры имеют общее методическое руководство, схожие задачи, решаемые на основе единых нормативных документов, то они могут быть названы государственными информационными системами. К таким системам, имеющим межведомственный, универсальный характер, может быть отнесена библиотечная сеть и архивный фонд.
Все остальные поставщики ИР могут быть сгруппированы в зависимости от информационных потребностей потребителей. Их можно разделить на поставщиков ИР для специалистов, поставщиков рыночной информации и поставщиков образовательной информации.
Информация широкого потребления поставляется средствами массовой информации (СМИ), а также всевозможными справочными агентствами, рекламными компаниями, а также театрами, музеями, выставками и т.д. Кроме того, такая информация доступна из открытой разветвленной информационной сети. В данном учебном пособии не рассматриваются источники и поставщики информации широкого потребления.
- 7. Моделирование процессов формирования и распространения информационных ресурсов 102
- 8. Характеристика рынка информационных продуктов и услуг 116
- 9. Потребители информационных ресурсов и их информационные потребности 120
- 10. Источники и поставщики информационных ресурсов 125
- 1. Сущность информации
- 1.1. Основные понятия
- 1.2. Цели получения информации
- 1.3. Носители информации
- 1.3.1. Данные
- 1.3.2. Документы
- 1.3.3. Сигналы
- 3. Сигнал дискретизированный (или дискретный) во времени с непрерывным по размеру параметром (рис. 1.4).
- Вопросы для самоконтроля
- 2. Основные понятия и сущность информационных ресурсов
- 2.1. Определение информационных ресурсов
- 2.2. Информационное описание объекта и формирование информационных ресурсов
- 2.3. Возникновение и развитие информационных ресурсов
- 2.4. Классификация информационных ресурсов
- 2.5. Роль и значение информационных ресурсов в развитии информационных технологий и в информатизации общества
- Вопросы для самоконтроля
- 3. Недокументированные информационные ресурсы
- 3.1. Индивидуальные знания специалистов
- 3.2. Коллективные знания специалистов
- Вопросы для самоконтроля
- 4. Документированные информационные ресурсы
- 4.1. Текстовые (письменные) информационные ресурсы
- 4.2. Характеристика первичных документов, опубликованных в виде издания
- 4.3. Характеристика первичных документов, не опубликованных в виде издания
- 4.4. Характеристика вторичных документов (информационных изданий)
- Вопросы для самоконтроля
- 5. Электронные информационные ресурсы
- 5.1. Общие сведения
- 5.2. Характеристика баз данных
- 5.3. Электронные издания
- 5.4. Мультимедиасистемы
- 5.5. Гипертекстовые системы
- 5.6. Ресурсы Интернета
- 5.6.1. Общие положения
- 5.6.2. Сервисные услуги Интернета
- 5.6.3. Поисковый сервис Интернета
- Вопросы для самоконтроля
- 6. Качество информации и его оценка
- 6.1. Характеристики качества информационных ресурсов
- 6.2. Проблема оценки качества информации и эффективности ее использования
- 6.3. Методика формализованной оценки качества информационных ресурсов и эффективности их использования
- 7. Моделирование процессов формирования и распространения информационных ресурсов 102
- 8. Характеристика рынка информационных продуктов и услуг 116
- 9. Потребители информационных ресурсов и их информационные потребности 120
- 10. Источники и поставщики информационных ресурсов 125
- Лист экспертной оценки эффективности использования информационного ресурса
- 6.4. Пример формализованной оценки качества информационных ресурсов и эффективности их использования
- Лист экспертной оценки эффективности использования информационного ресурса Название: Информационный ресурс х
- Вопросы для самоконтроля
- 7. Моделирование процессов формирования и распространения информационных ресурсов
- 7.1. Формирование единого информационного пространства
- 7.2. Разработка модели организации информационных ресурсов и банка информационных ресурсов
- 7.3. Разработка модели виртуального маршрута и маршрутизации информационных ресурсов
- 7.4. Разработка модели обработки запроса пользователя на получение информационного ресурса
- 7.5. Разработка модели обслуживания заявок на получение информационного ресурса — реализации услуг
- 7.6. Методы формирования и распространения информационных ресурсов
- Вопросы для самоконтроля
- 8. Характеристика рынка информационных продуктов и услуг
- Вопросы для самоконтроля
- 9. Потребители информационных ресурсов и их информационные потребности
- Вопросы для самоконтроля
- 10. Источники и поставщики информационных ресурсов
- 10.1. Общие положения
- 10.2. Источники и поставщики информационных ресурсов для специалистов
- 10.2.1. Источники и поставщики научно-технической отраслевой информации
- 10.2.2. Источники и поставщики патентной информации
- 10.2.3. Источники и поставщики информации по стандартизации, метрологии и сертификации
- 10.2.4. Источники и поставщики информации по статистике
- 10.2.5. Источники и поставщики юридически-правовой информации
- 10.3. Поставщики рыночной информации
- 10.4. Поставщики образовательных информационных ресурсов
- 10.5. Библиотечный фонд
- 10.6. Архивный фонд
- Вопросы для самоконтроля
- 11. Основы правового регулирования на информационном рынке
- Вопросы для самоконтроля
- Какую информацию запрещают к распространению в средствах массовой информации? литература