logo search
МИР учебник

1.1. Основные понятия

Понятие информация (от лат. informatio — разъяснение, изложение) трактуется как сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом (с помощью услов­ных сигналов, технических средств и т.д.).

Информацию, или сведения об окружающем мире, человек получает в процессах непосредственного взаимодействия с этим миром и исследования различных явлений, а также от других людей устно, с помощью книг, писем, телефона, радио, кино и телевидения, современных информационных систем (отдельные компьютеры, локальные и глобальные сети, например Интер­нет) и т. д. В работе различных технических устройств (автома­тов) также включается информационный обмен даннымиI меж­ду собой и отдельными их частями.

Учитывая широту толкования и практического использо­вания этого понятия в современном мире информационных преобразований и достижений, под информацией довольно часто понимают в различной интерпретации разные факты и данные, события и явления, а также процессы, происходящие в природе, технике или обществе. К примеру, в некоторых учебниках и пособиях суть информации представляется как некий процесс:

Таким образом, в настоящее время в силу множества раз­личных подходов и взглядов исследователей и практиков на роль, значение и сущность информации в природе и в различ­ных областях деятельности человека единого, четкого и одно­значного определения информации пока не выработано.

С позиций научно-прикладного толкования проблемы ин­формация — это само содержание, т. е. смысл сообщения (сиг­нала) или сведения о чем-либо, рассматриваемые в процессе их передачи и в момент восприятия.

Под сообщением понимается представленная или передан­ная информация в различной форме (текст, речь, изображение, цифровые или аналоговые сигналы и т.п.). Причем под элемен­тарным сообщением понимается любой из переданных знаков или сигналов. Сообщения принято рассматривать во времени как непрерывное или дискретное.

Сообщение непрерывное — представленная и переданная информация в виде непрерывной функции времени различных процессов и колебаний физических величин.

Сообщение дискретное — представленная и переданная информация в виде последовательности дискретных сигналов или знаков.

Суть информации заключается в том, что она сконцентри­рована в знанияхI, которые получает человек путем осмыслива­ния приходящего к нему сообщения. Если последнее не дает че­ловеку новых для него знаний, то в сообщении информация от­сутствует. С другой стороны необходимые новые для человека, но одинаковые по смыслу знания могут содержаться в разных сообщениях, различных по своей природе. Например, доклады ученых о признаках возможной биологической жизни на Марсе были сделаны на конференциях и совещаниях, опубликованы в научных изданиях, публикации на эту тему прошли на радио, в газетах, журналах, а также в электронных изданиях.

Таким образом, формы и объемы сообщений, содержащих одни и те же знания (одну и ту же информацию), могут быть совершенно разными. При этом одну мысль или знания опреде­ленного характера, т.е. одну информацию, можно представить с помощью различных формальных и неформальных языков, с разной степенью подробности, с возможными повторами и т.д. Любое сообщение имеет собственные характеристики своего описания, в том числе количественного. Например, отправлены данные в цифровой форме объемом 1 Мбайт или получено тек­стовое сообщение на русском языке объемом 2 кбайт. Наличие же в этих сообщениях самой информации может определить только получатель этого сообщения, извлекая из него для себя новые знания.

Следует отметить, что сведения, пришедшие получателю и уже известные ему, новых знаний не дают, а следовательно, информация в этом случае для получателя равна нулю. Такие сведения оказываются для него бесполезными, а сообщения бес­смысленными и затратными.

Отметим еще одно важное обстоятельство: ошибки, допу­щенные при формировании сообщения, или возможные иска­жения последнего в процессе передачи или приема приведут к обязательному изменению формы и, чаще всего, объема сооб­щения, но информация при этом может нисколько не изменить­ся, а может вероятностным образом частично или полностью уничтожиться.

Например, в отправленной адресату телеграмме следую­щего содержания: "Встречай 11 июля в 14 часов на Ярославс­ком вокзале, поезд 23, вагон 7" — потеря предлогов "в", "на" и всех запятых не несет за собой уменьшения информации, т. е. сообщение при этом уменьшается по объему, а его смысл (объем знаний или количество информации) полностью сохраняется. Потеря части этого сообщения, например "14 часов" или "вагон 7", уменьшает его объем, а также уменьшает количество инфор­мации — в данном случае частично пропали знания, которые необходимо дополнительно добывать, чтобы принять правиль­ное решение в сложившейся ситуации. Пропуск в телеграмме даты (11 июля) приводит к полной потере информации — ос­тавшаяся часть сообщения становится бессмысленной для какого-то решения. Искажение любого числа в вышеприведенном тексте вызывает принятие для получателя абсолютно неверно­го решения.

В другом классическом примере следующего послания: "Казнить нельзя помиловать" ошибка в месте установки запя­той может привести к полной потере информации и принятию решений с трагическими последствиями. Возможная пропажа запятой приводит к противоречивому, бессмысленному и абсур­дному сообщению, по своей сути не содержащему информации.

Обобщая сказанное выше, уточним, что сообщение и инфор­мация — понятия, отличающиеся по сути. Сообщение — это только оболочка, носитель информации, сама же информация может содержаться в сообщении, а может и отсутствовать. Ко­личество и качество информации может определить только ее получатель. Следовательно, информация субъективна и случай­на. Информация всегда есть некие новые знания или сведения, заложенные в сообщении. Обратное утверждение: сведения есть информация — верно не всегда, потому что сведения могут не приносить получателю новых знаний.

Подчеркнем суть информации, заключенную в знаниях, которые являются прямым следствием потребностей человека эффективно действовать в окружающем мире. При этом необ­ходимо иметь представление или достоверные знания о том, с чем человек имеет дело, о предметах, явлениях, процессах — вообще объектах, с которыми придется взаимодействовать, т.е. необходимо иметь постоянную информацию о происходящем в живой и неживой природе. Чем больше информации, тем боль­ше знаний, тем лучше представление, тем успешнее будет дей­ствие, связанное с этим объектами.

Знания целесообразно подразделить на стратегические, которые могут быть полезными в будущем, и тактические, от­ражающие специфику сложившейся ситуации и нужные для образования сиюминутного поведения.

Рассмотрение понятия "информация" с точки зрения смыс­лового содержания сообщений и получения человеком новых знаний присуще семантическому подходу (или семантике), при котором исследуются отношения сообщений к тем сведениям или знаниям, которые они выражают. В данном случае рассмат­риваются знаковые системы как средства выражения опреде­ленного смысла, устанавливаются зависимости (если они име­ются) между структурой знакосочетаний и их выразительны­ми способностями образовывать осмысленные тексты.

Синтактически правильно выстроенная фраза некоторого сооб­щения может оказаться неверной в семантическом отношении. На­пример, сообщение "Длина дороги составляет 1000 тонн" грамма­тически составлено правильно, однако не имеет никакого смысла.

Различают логическую семантику как раздел логики, по­священный изучению значений понятий и суждений, а также их формальных аналогов — выражений различных исчислений (формальных систем) и структурную семантику как раздел структурной лингвистики, посвященный описанию смысла язы­ковых выражений и операций над ними.

В настоящее время широко применяется семантический анализ, охватывающий совокупность операций, служащих для представления смысла текста на естественном языке в виде за­писи на некотором формализованном семантическом (смысло­вом) языке. При этом моделируется процесс понимания текста человеком. Адекватность моделирования (полнота и точность перевода с естественного языка на семантический) зависит от возможностей семантического языка, разработанности правил перевода, точности соотнесения единиц естественного языка с единицами семантического.

Семантический анализ является одним из этапов автома­тического перевода, в процессе которого семантический язык выступает в роли языка-посредника. Разновидностью семанти­ческого анализа является индексирование в информационно- поисковых системах, т.е. представление содержания докумен­тов и запросов в терминах информационных языков.

В отличие от семантики синтаксический подход (или синтактика) направлен на исследование знаковых систем с точки зрения их синтаксиса, безотносительно к каким бы то ни было интерпретациям и проблемам, связанным с восприятием знаковых систем как средств общения и сообщения. Предметом анализа в данном случае являются: частота появления симво­лов, т. е. знаков кода, связи между ними, порядок следования, их структурная организация, правила построения и преобразования выражений, при помощи которых могут формироваться сообщения. В синтактике сообщения рассматриваются как символы, абстрагированные от содержания, смысла, а также их практической ценности для получателя. Синтактике в естественном языке соответствует синтаксис.

Третий аспект понятия "информация" рассматривается прагматическим подходом (или прагматикой) и связан с исследованием отношения получаемых сведений непосредственно к получателю. При этом учитываются такие характеристики сведений, как важность, полезность, ценность, актуальность. Например, два следующих сведения: "У пациента зафиксирована t температура 39,9 °С" и "У пациента зафиксирована температура 36,6 °C" по своему объему абсолютно равны. В синтаксичес­ком и семантическом отношении они совершенно не различа­ются. Однако первое сведение в прагматическом аспекте более важное и актуальное, чем второе, так как оно несет информа­цию, вызывающую необходимость принятия срочных мер ле­чебного характера.

Приведенные выше аналитические подходы являются предметом исследований теории знаков (семиотика), в которой знаковые системы изучаются на трех основных уровнях: син­таксическом, семантическом и прагматическом. Информатив­ность сообщений может оцениваться на каждом из трех основ­ных уровней семиотики. В настоящее время наиболее подробно разработана проблема синтаксической оценки информации. Проблема анализа информации на уровне семантического подхода достаточно сложна и находится в стадии методологичес­кой разработки. При этом следует сказать, что достаточно уни­версальных и эффективных математических мер оценки семан­тической информации еще не получено. Исследование прагматического аспекта информации в связи с отсутствием строгой общенаучной теории важности, полезности или ценно­сти находится на начальном этапе.

Исходя из всего вышесказанного, дадим определение по­нятию информация. Согласно Закону "Об информации, инфор­мационных технологиях и о защите информации" от 27.07.2006 №149-ФЗинформация определяется следующим образомI:

Закон>

Информация сведения (сообщения, дан­ные) независимо от формы их представления

Учитывая то, что формулировка в Законе носит статичес­кий характер наличия или хранения сведений или знаний, це­лесообразно понятие информации представить шире с учетом ее динамических свойств, рассматриваемых в моменты переда­чи информации и ее восприятия. Отсюда это понятие представ­лено следующим образом:

Определение>

Информация сведения (сообщения, дан­ные) о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления, являющиеся объектом получения, переработки или преобразования, хранения и передачи с помощью знаков, символов, условных сигналов, технических средств и т.д.

Наука, изучающая количественные и другие закономерно­сти, связанные с получением, передачей, хранением и обработ­кой информации, называется теорией информации (иногда — теорией сообщений). По принятому определению, теория инфор­мация — раздел кибернетики, в котором математическими ме­тодами изучаются способы измерения количества информации, содержащейся в каких-либо сообщениях, а также способы пе­редачи, хранения извлечения и классификации информации.