7.6. Методы формирования и распространения информационных ресурсов
В связи с поставленными требованиями необходима разработка методов учета, систематизации и структуризации разнообразных информационных материалов, в том числе по завершенным научно-техническим, опытно-конструкторским и инновационным разработкам, имеющим законченный товарный вид и практическую ценность непосредственно для товаропроизводителей и других потребителей.
Это является основой автоматизированного формирования информационных ресурсов, хранения и доведения их до потенциальных потребителей.
Современные требования предполагают ведение таких форм характеристического описания информационных ресурсов, которые были бы достаточно емкими по содержанию, простыми и понятными для потребителя любого уровня его квалификационной подготовки.
При этом разрабатываемые методы формирования и распространения информационных ресурсов должны предусматривать процедуры подтверждения соответствия научно-технических разработок установленным требованиям, а также обеспечивать повышение ответственности разработчиков и сотрудников информационных служб за передаваемые пользователям научно-технические, опытно-конструкторские разработки и другие материалы
/
Рис. 7.4. Блок-схема алгоритма обслуживания
Универсальной формой характеристического описания информационных ресурсов может быть паспорт информационного ресурса, например, следующего табличного вида (табл. 7.1).
Таблица 7.1
Паспорт информационного ресурса
1 | Номер информационного ресурса |
| ||
2 | Шифр информационного ресурса |
| ||
3 | Наименование информационного ресурса |
| ||
4 | Аннотация:
- объемы затрат на освоение, использование или внедрения; эффект от освоения, использования или внедрения;
|
| ||
5 | Форма представления информационного ресурса |
| ||
6 | Режим доступа к информационному ресурсу |
| ||
7 | Условия передачи информационного ресурса |
| ||
8 | Территориальная принадлежность источника информационного ресурса | Страна |
| |
Округ |
| |||
Субъект |
| |||
Автономный округ, город, район |
| |||
9 | Автор-разработчик информационного ресурса |
| ||
10 | Реквизиты автора информационного ресурса | Почтовый адрес |
| |
Телефон / факс |
| |||
Эл. почта |
| |||
11 | Владелец информационного ресурса |
| ||
12 | Реквизиты владельца информационного ресурса | Почтовый адрес |
| |
Телефон / факс |
| |||
Эл. почта |
| |||
13 | Ответственный сотрудник информационной службы |
| ||
14 | Реквизиты ответственного сотрудника информационной службы | Почтовый адрес |
| |
Телефон / факс |
| |||
Эл. почта |
| |||
Интернет-адрсс |
| |||
15 | Дополнительные сведения |
|
Заполненные паспорта информационных ресурсов, собранных в информационных центрах, переводятся на электронный носитель и вводятся в базы данных.
Режим доступа к паспорту информационного ресурса, как правило, свободный, без ограничений. Получив паспорт некоторого информационного ресурса, потенциальный его потребитель определяет место хранения самого ресурса и осуществляет связь с автором-разработчиком, или владельцем, или ответственным сотрудником информационного центра.
Следует отметить, что наличие различных организаций и учреждений, выступающих в роли источников информационных ресурсов, приводит к появлению множества способов передачи информационных ресурсов (организации маршрутов).
Имея паспорт информационного ресурса, потребитель может получить непосредственный ресурс согласно схеме (рис. 7.5).
Рис. 7.5. Схема передачи информационного ресурса потребителю на основании паспорта
Если ИР находится у автора-разработчика или владельца (научно-исследовательский институт, проектная организация, библиотека, частное лицо и т. п.), то потребитель по паспорту информационного ресурса, полученному в информационном центре, осуществляет запрос непосредственно к его автору-разработчику или владельцу.
Целесообразно формировать периодические тематические подборки в виде паспортов на поступившие ресурсы в различных предметных областях знаний, а затем размещать их на интернет-сайтах, а также передавать их в другие информационные центры как автоматизированными способами с помощью электронных коммуникаций, так и по почтовой связи (возможно на электронных носителях или на бумажных носителях).
Тематические подборки по паспортам новых информационных ресурсов по отраслевой принадлежности должны широко публиковаться, в том числе: в информационных бюллетенях отраслевых министерств и управлений, в собственных печатных изданиях информационных центрах, в специализированных отраслевых изданиях, а также в специализированных средствах массовой информации (СМИ) общероссийского характера.
Публикация паспортов на информационные ресурсы и их тематических подборок на бумажных носителях или в электронном виде в различных изданиях федерального, регионального и районного уровней позволяет передать практически всем потенциальным потребителям информацию о наличии в промышленности или АПК новых современных разработок и достижений.
- 7. Моделирование процессов формирования и распространения информационных ресурсов 102
- 8. Характеристика рынка информационных продуктов и услуг 116
- 9. Потребители информационных ресурсов и их информационные потребности 120
- 10. Источники и поставщики информационных ресурсов 125
- 1. Сущность информации
- 1.1. Основные понятия
- 1.2. Цели получения информации
- 1.3. Носители информации
- 1.3.1. Данные
- 1.3.2. Документы
- 1.3.3. Сигналы
- 3. Сигнал дискретизированный (или дискретный) во времени с непрерывным по размеру параметром (рис. 1.4).
- Вопросы для самоконтроля
- 2. Основные понятия и сущность информационных ресурсов
- 2.1. Определение информационных ресурсов
- 2.2. Информационное описание объекта и формирование информационных ресурсов
- 2.3. Возникновение и развитие информационных ресурсов
- 2.4. Классификация информационных ресурсов
- 2.5. Роль и значение информационных ресурсов в развитии информационных технологий и в информатизации общества
- Вопросы для самоконтроля
- 3. Недокументированные информационные ресурсы
- 3.1. Индивидуальные знания специалистов
- 3.2. Коллективные знания специалистов
- Вопросы для самоконтроля
- 4. Документированные информационные ресурсы
- 4.1. Текстовые (письменные) информационные ресурсы
- 4.2. Характеристика первичных документов, опубликованных в виде издания
- 4.3. Характеристика первичных документов, не опубликованных в виде издания
- 4.4. Характеристика вторичных документов (информационных изданий)
- Вопросы для самоконтроля
- 5. Электронные информационные ресурсы
- 5.1. Общие сведения
- 5.2. Характеристика баз данных
- 5.3. Электронные издания
- 5.4. Мультимедиасистемы
- 5.5. Гипертекстовые системы
- 5.6. Ресурсы Интернета
- 5.6.1. Общие положения
- 5.6.2. Сервисные услуги Интернета
- 5.6.3. Поисковый сервис Интернета
- Вопросы для самоконтроля
- 6. Качество информации и его оценка
- 6.1. Характеристики качества информационных ресурсов
- 6.2. Проблема оценки качества информации и эффективности ее использования
- 6.3. Методика формализованной оценки качества информационных ресурсов и эффективности их использования
- 7. Моделирование процессов формирования и распространения информационных ресурсов 102
- 8. Характеристика рынка информационных продуктов и услуг 116
- 9. Потребители информационных ресурсов и их информационные потребности 120
- 10. Источники и поставщики информационных ресурсов 125
- Лист экспертной оценки эффективности использования информационного ресурса
- 6.4. Пример формализованной оценки качества информационных ресурсов и эффективности их использования
- Лист экспертной оценки эффективности использования информационного ресурса Название: Информационный ресурс х
- Вопросы для самоконтроля
- 7. Моделирование процессов формирования и распространения информационных ресурсов
- 7.1. Формирование единого информационного пространства
- 7.2. Разработка модели организации информационных ресурсов и банка информационных ресурсов
- 7.3. Разработка модели виртуального маршрута и маршрутизации информационных ресурсов
- 7.4. Разработка модели обработки запроса пользователя на получение информационного ресурса
- 7.5. Разработка модели обслуживания заявок на получение информационного ресурса — реализации услуг
- 7.6. Методы формирования и распространения информационных ресурсов
- Вопросы для самоконтроля
- 8. Характеристика рынка информационных продуктов и услуг
- Вопросы для самоконтроля
- 9. Потребители информационных ресурсов и их информационные потребности
- Вопросы для самоконтроля
- 10. Источники и поставщики информационных ресурсов
- 10.1. Общие положения
- 10.2. Источники и поставщики информационных ресурсов для специалистов
- 10.2.1. Источники и поставщики научно-технической отраслевой информации
- 10.2.2. Источники и поставщики патентной информации
- 10.2.3. Источники и поставщики информации по стандартизации, метрологии и сертификации
- 10.2.4. Источники и поставщики информации по статистике
- 10.2.5. Источники и поставщики юридически-правовой информации
- 10.3. Поставщики рыночной информации
- 10.4. Поставщики образовательных информационных ресурсов
- 10.5. Библиотечный фонд
- 10.6. Архивный фонд
- Вопросы для самоконтроля
- 11. Основы правового регулирования на информационном рынке
- Вопросы для самоконтроля
- Какую информацию запрещают к распространению в средствах массовой информации? литература