logo search
МИР учебник

6.1. Характеристики качества информационных ресурсов

В отличие от материально-вещественных и энергетичес­ких информационные ресурсы не обладают признаками или характеристиками, которые можно было бы оценить количе­ственными мерами с использованием общепринятых систем измерений (например, веса, длины, мощности и т. п.) или каче­ственными мерами, используя при этом известные методы анализа качества вещества, в том числе его цветовых или органолептических свойств (например, вкуса, запаха и т. п.).

Следует отметить, что в данном случае речь идет о свой­ствах, отражающих семантическую или прагматическую сущ­ность ИР и имеющих внутренний, смысловой или содержатель­ный характер.

При синтаксическом анализе информации имеется возмож­ность описания некоторых внешних или формальных характе­ристик ИР в количественном виде, например: объем сообщения, количество знаков или рисунков, количество информации и т. д. Ряд характеристик можно представить в качественном виде: это свойства носителя информации, форма представления (доку­мент в печатном или электронном виде, знания эксперта, пре­подавателя, консультанта и т. п.) и др.

Информационные ресурсы в силу определения понятия "информация", которое связано с уменьшением степени неопре­деленности в системе "передатчик — приемник" непосредствен­но у потребителя, могут быть охарактеризованы рядом свойств или признаков, выявляемых и оцениваемых самими потреби­телями, а поэтому эти оценки весьма субъективные.

Каждый потребитель исходя из имеющегося у него объема знаний и опыта работы с информацией в определенной пред­метной области может выделить те свойства ИР, которые, по его мнению, определяют смысловую сущность этого ресурса. Последний при этом может иметь различные цели использова­ния, различную степень новизны и другие свои характеристи­ки, которые по-разному могут влиять на процесс принятия ре­шения по выполнению каких-либо действий со стороны потре­бителя.

При работе с информацией возможны случаи, при которых для разных потребителей один и тот же ресурс может иметь различные выявленные признаки и разную степень оценки каж­дого из них. Так, к примеру, для одного потребителя предлагае­мый ИР может оказаться совершенно новым, чрезвычайно ак­туальным и полезным материалом с точки зрения получения новых знаний и их использования на практике. Другой же по­требитель с учетом степени его квалификации или в силу сло­жившихся обстоятельств может не оценить смысл содержаще­гося в том же материале и не придать должного значения пред­лагаемой информации.

Кроме того, качественная сторона ИР может рассматри­ваться как с точки зрения потребителя конкретной информа­ции, так и с точки зрения информационной службы, информа­ционной системы или эксперта-специалиста, передающих дан­ный ресурс для дальнейшего его применения. Учитывая это, оценку следует проводить на основе качественных и количе­ственных признаков, характеризующих различные факторы и обстоятельства производства определенного ИР, запроса потре­бителя на последний, процессов его передачи, получения и не­посредственного использования в научно-теоретической, про­изводственно-практической или социальной деятельности че­ловека.

Следует отметить, что качество одной и той же информа­ции при реализации различных целей или видов деятельности (в технике, метрологии, экономике, социологии и др.) различ­но. Отличаются и наборы параметров (показателей), и мето­дики определения качества информации в разных предмет­ных областях знаний.

Характеристики качества ИР (информации) определяют существенные свойства данного объекта, который может нахо­диться в разных стадиях информационных технологий: сбора, хранения, переработки, передачи, получения и использования. Именно с таких позиций и рассмотрим основные характеристи­ки качества.

Этап сбора или отбора данных (возникновение информа­ции) сопровождается чрезвычайно важной характеристикой информации — ее репрезентативностьюI, связанной с опре­деленными правилами сбора, отбора и формирования данных таким образом, чтобы последние наиболее правильно отража­ли исследуемые стороны и свойства объекта и представляли в дальнейшем этот объект адекватноII. Информация об объекте отражает его структуру, свойства, внутренние и внешние свя­зи, реальные процессы, в которых он участвует приблизитель­но, лишь стремясь к истинному и полному отражению дей­ствительности.

Нарушение репрезентативности при формировании инфор­мации приводит нередко к существенным ее погрешностям и сказывается на основных характеристиках информации — точности и достоверности.

ТочностьIII информации характеризует степень приближе­ния этой информации к реальному состоянию отображаемого объекта, процесса, явления или окружающей действитель­ности.

ДостоверностьI (адекватность, истинность, верность) ин­формации определяется ее свойством отражать реально суще­ствующие объекты с необходимой точностью.

Любая информация об объекте или явлении отражает дей­ствительность с определенной степенью погрешности. Это свя­зано с несовершенством применяемых методов и средств сбора информации или измерения информативных параметров. Кро­ме того, при регистрации данных или сигналов, несущих инфор­мацию, всегда присутствует уровень посторонних шумов. В ре­зультате указанные факторы могут в различной степени вли­ять на качество отображения объекта, а следовательно, на дос­товерность получаемой информации вплоть до полного ее несо­ответствия реальному объекту.

Следует отметить, что в настоящее время разработаны и активно развиваются методы восстановления информации на фоне даже сильных помех (зачастую по уровню превышающих полезный сигнал) и повышения тем самым ее достоверности.

С другой стороны достоверность созданной (первичной) информации можно понизить, применяя в дальнейшем несоот­ветствующие методы и средства ее хранения, переработки или неправильного использования.

Допустимая степень погрешности, как правило, определя­ется целевой установкой при реализации конкретной деятель­ности и зависит от уровня изученности объекта на данный мо­мент времени.

При формировании ИР весьма важный характеристикой является его смысловая содержательность, которая отражает количество информации, несущей некий смысл сообщения, или объем содержащихся в нем знаний по отношению к общему объему сообщения. В данном случае указанное отношение мо­жет находиться в пределах от 0 (в сообщении нет смысла и оно полностью избыточно) до 1 (все данные сообщения осмыслен­ны, а избыточность равна нулю).

Отмеченные характеристики в общем случае весьма труд­но подвергнуть объективной оценке, так как они относятся к области, охватывающей признаки семантического порядка, и обуславливаются свойствами познания как процесса отражения и воспроизведения действительности в мышлении человека. Такие качественные характеристики можно выразить в виде упорядоченного ряда или в шкале оценочного порядка (напри­мер: высокая, средняя, низкая или отличная, хорошая, удовлет­ворительная, плохая).

Временные показатели характеризуют различные времен­ные аспекты информации: моменты ее возникновения, момен­ты ввода конкретных ИР в обращение, в том числе по коммуни­кационным каналам, временные периоды накопления и пред­ставления данных (календарный, налоговый, финансовый год, конец соответствующего года и т.п.) и т.д.

В общем, эта характеристика определяет связь между со­держанием информации об объекте и ее соответствием реаль­ному состоянию объекта на текущий момент времени.

Информация имеет свойства старения, так как она подвер­жена влиянию времени, следовательно, ИР имеют определен­ный "жизненный" срок.

На этапе хранения ИР характеристики должны отражать его индивидуальные особенности как единицы хранения и от­ношение к месту и времени хранения.

Источник определяет происхождение ИР и может выступать в качестве конкретного лица (специалиста, эксперта), организа­ции, собрания документов (информационный центр, база данных, библиотека, архив, фонд и т.д.), единичной публикации в печатном или электронном формате (книга, журнальная статья, энциклопе­дия, официальные и научные отчеты, технологическая докумен­тация и др.), а также в качестве измерительного датчика и т. п.

Тематическая принадлежность отражает принадлежность ИР к определенной предметной области знаний, что позволяет проводить систематизацию и структуризацию ресурсов в со­ответствии с классификационными признаками объектов хра­нения.

Содержание определяет тематическую сущность пред­ставляемых знаний (тему, идею, теорию, методику) в опреде­ленной предметной области.

Охват определяет, ограничивает и описывает содержание или уточняет его. В конкретном смысле охват можно рассмат­ривать как часть параметра содержание. Он как бы суживает и задает определенные рамки содержания. Там, где содержание беспредельно, охват является лимитирующим фактором.

Охват обычно характеризуют объемом, полнотой и доста­точностью информационных ресурсов.

Объем — общее количество информации по проблеме, дос­тупной пользователю.

Полнота — соотношение между имеющейся информацией по проблеме и той информацией, которая доступна пользовате­лю (т.е. той ее частью, которую он может получить). Чем больше знаний содержит ИР по конкретной проблеме, тем выше эффек­тивность использования этого ресурса при последующем его использовании потребителями с различным уровнем предмет­ной подготовки.

Достаточность определяется возможностью достижения поставленной цели, при наличии доступной пользователю дан­ного ИР.

Способ фиксации информации определяет тип носителя информации, а также способы ее записи на него и съема (чте­ния) информации. Типы носителей информации в значительной мере определяют такие свойства ИР, как сохранность во вре­мени, доступность, возможность обработки, скорость распрост­ранения и в результате эффективность его использования.

Одна и та же информация, относящаяся к той или иной про­блеме, может быть зафиксирована на различных носителях и разными способами. При этом возможно, что правильное счи­тывание и восприятие информации становится затрудненным или вовсе невозможным. Поэтому ограничения, налагаемые на перечень информационных носителей, существенным обра­зом влияют на решение всех вопросов использования ИР и оп­ределения информационной политики в области их создания.

Следует отметить, что информация становится ресурсом только в том случае, если она может быть передана между пользователями процессами, распределенными во времени и пространстве. В противном случае она может использоваться лишь при решении ограниченного круга задач, а эффективность ее использования снижается. С фиксацией информации на тот или иной используемый для этого носитель начинается ее дви­жение в любой системе коммуникации (общения, взаимодей­ствия между людьми). Поэтому выбор носителя и способа фик­сации информации на нем чрезвычайно важен для всех после­дующих этапов информационных технологий.

Язык — важнейшая характеристика, определяющая воз­можности создания документальных ИР и ограничивающая до­ступ к ним.

Перевод ИР с одного языка на другой существенно замед­ляет прохождение информации между пользователями, приво­дит к дополнительным искажениям содержания ИР, вызванным особенностями языков, и требует дополнительных трудовых и финансовых ресурсов на осуществление обмена информацией. Например, в целом европейские страны из-за языкового барье­ра теряют доступ к 40-50% информации, поступающей из дру­гих стран.

Доступность информации характеризует возможность до­ступа к ней, получения и дальнейшего ее использования со сто­роны потребителя, в том числе возможность получить инфор­мацию в заданное время. При этом указывается возможность получения доступа к источникам, содержащим требуемую ин­формацию, и определяется форма ее представления, которая может значительным образом влиять на восприятие этой ин­формации и извлечение из нее необходимых для потребителя заложенных знаний.

Данная характеристика может также отражать определен­ные ограничения, налагаемые владельцами ИР на получение информации, находящейся в их ведении, при допуске к ней множества разнообразных потребителей (например, санкци­онированный допуск для ограниченного ряда пользователей или свободный допуск без ограничений), а также условия вы­дачи ИР (к примеру, коммерческие правила передачи инфор­мационного продукта) определенной категории потребителей.

Наличие факторов ограничения к доступу информации или недостаток необходимых методов и средств ее извлечения и интерпретации может не позволить получить информацию во­обще или в полном ее объеме, что приведет к снижению полно­ты и достоверности заложенных сведений.

Доступность, как правило, регламентируется системой ог­раничений различного уровня: от принятых внутри конкретной организации правил до законодательных актов, принятых на государственном и международном уровне.

На этапах передачи — получения ИР его качество может изменяться в худшую сторону в зависимости от характеристик канала связи и условий передачи (возможны искажения инфор­мации по причине появления случайных или систематических помех, ограниченной пропускной способности, отсутствия необ­ходимого протокола и т.п.). Отсюда вытекают требования уста­новления тех свойств, которые отражают все стороны взаимо­действия ИР в процессе его передачи по каналам связи по на­правлению к получателю.

Из всех характеристик ИР прагматического толка при пе­редаче можно установить только один общепринятый количе­ственный показатель — это цена. Остальные показатели, как это было показано выше, выявляются и оцениваются потреби­телем в зависимости от характера передаваемой информации и ее целевой направленности, а также в зависимости от степени информированности потребителя в той сфере знаний, к кото­рой принадлежит рассматриваемый ресурс.

На этапе переработки информации характеристики ИР определяются целью и алгоритмом выполняемых с ним дей­ствий. К примеру, достоверность информации может снижать­ся в случае переработки числовых данных при их возможном округлении с неверно выбранной малой точностью, и, наобо­рот, при необоснованно высокой точности обработки необхо­димы большие массивы числовых данных, что повышает ве­роятность внесения случайных ошибок.

На этапе непосредственного использования ИР как ин­формационного продукта потребления (конечная цель инфор­мационных технологий) он должен характеризоваться свой­ствами, которые обусловливают способность удовлетворять оп­ределенные общественные или личные потребности на прак­тике. Следовательно, характеристики качества в данном слу­чае отражают его отношения к индивидуальному получателю и пользователю информацией и носят в основном прагматичес­кий характер.

Исходя из этого, эффективность использования информа­ции обуславливается такими основными ее потребительскими показателями качества, как полезность, важность, актуаль­ность, своевременность, соответствие запросу, цена.

При этом приведенные характеристики могут не являться отражением чисто природных свойств ИР, а проявляются только в результате предметно-практического взаимодействия объекта и субъекта. Таким образом, рассматриваемые характеристики качества ИР имеет только прагматический смысл и оторваны от других его свойств синтаксического и семантического характера.

Полезность характеризует способность приносить пользу в интересах кого-нибудь, в соответствии с чьими-нибудь выго­дами и определяется абсолютной или относительной величиной полученного эффекта (например, экономического, технологи­ческого, социального и т.п.) в результате использования конк­ретного ИР по отношению к результату, достигнутому без ис­пользования данного ресурса.

Особенность информации заключается в том, что в ряде случаев в ситуациях, при которых участники преследуют про­тивоположные интересы (ситуационные конфликты: игра, аук­ционы, арбитраж, конкуренция производств или товаров, спортивные состязания, военное дело, политика), ложная или недостоверная информация, невольно или преднамеренно пе­реданная одним участником другому (конкуренту, сопернику, противнику и т.п.), в случае ее использования может принес­ти ущерб одной стороне, а значит, явиться полезной для дру­гой стороны.

Важность определяет степень влияния используемого ИР в процессе анализа складывающейся ситуации и принятия ре­шения на пути достижения поставленной цели по отношению к влиянию другой используемой при этом информации. Эта ха­рактеристика выражает, насколько нужна и значительна имен­но данная информация для принятия решений.

Некоторые исследователи, определяя это качество, вводят понятие ценности информации, подразумевая при этом ее важ­ность или нужность в общем для принятия решений. Но в дан­ном случае трудно подобрать критерии определения ценности конкретных видов информации при принятии решений.

Актуальность отражает степень важности и значительно­сти содержательной сущности полученной информации в мо­мент ее использования, в том числе для анализа складывающей­ся ситуации и принятия решения по управлению наилучшим образом.

Эта характеристика подчеркивает востребованность ИР именно в определенный момент времени и зависит от динамики изменения его свойств и от периода времени, прошедшего с мо­мента возникновения этого ресурса. Дело в том, что со време­нем многие ИР устаревают и полностью или частично теряют свою актуальность, например, в процессах управления объек­тами и производственными процессами, в рыночной экономике, военном деле и т.п. Поэтому с актуальностью часто связывают коммерческую ценность информации, т.е. ее цену.

При этом следует отметить, что использование информа­ции, полностью или частично потерявшей актуальность, может привести к ошибочным решениям. Поэтому в процессах управ­ления каким-либо объектом стремятся получить информацию о нем до момента его изменения таким образом, чтобы успеть выработать необходимые решения по последующему управле­нию. В этом случае информация адекватно и достоверно отра­жает действительность и, следовательно, сохраняет свою ак­туальность для использования.

Характеристику ИР — актуальность — можно уподобить "жизни" данного ресурса. По прошествии некоторого времени информация может стать неактуальной и ненужной для даль­нейшего использования. Это свойство часто используют в сис­темах защиты объектов от несанкционированного проникнове­ния, например, путем частой смены паролей или пропусков. В системах защиты информации разрабатывают и применяют ключи доступа к ним с весьма сложными схемами кодирования и шифрования, с тем чтобы продолжительность возможных по­пыток вскрытия таких ключей была достаточно велика по срав­нению с периодом встроенных процедур обновления кодовых ключей.

Своевременность характеризует факт поступления ИР в пределах временного периода между моментом появления по­требности в данной информации (момент спроса на ИР) и мо­ментом выполнения аналитических процедур и принятия конк­ретного решения по управлению. Иначе говоря, эта характери­стика означает поступление информации не позже заранее на­значенного времени, согласованного со временем решения по­ставленной задачи, когда данная информация еще может по­влиять на результат принятия решения.

Непоступление востребованного ИР создает большую нео­пределенность в процессе анализа складывающейся ситуации и повышает вероятность принятия неоптимального или нера­ционального, или неверного решения на пути достижения по­ставленной цели.

С другой стороны, более раннее поступление ИР, чем в мо­мент появления потребности в данной информации, может сни­зить ее актуальность за счет старения и понижения объектив­ности и достоверности отражения действительности на момент принятия решения.

Необходимо отметить, что несвоевременно поступившая информация, опоздавшая к моменту принятия решения, может и не терять полностью свою актуальность, а значит, может быть использована в аналитических целях оценки эффектив­ности ранее принятых решений, их возможной коррекции, со­вершенствования системы управления и в других возможных случаях (даже повторного использования).

Соответствие запросу — содержательная тематическая характеристика ИР, которую определяет потребитель при по­лучении ресурса определенной тематической направленности в ответ на его конкретный тематический запрос передающей стороне. В данном случае учитывается полнота или достаточ­ность объема знаний, заложенных в ИР, которые необходимы для эффективного решения поставленных задач.

Цена определяет денежное выражение стоимости ИР в том случае, если последний выступает в виде продаваемого товара, который удовлетворяет специфическим потребностям пользо­вателей. При этом цена в созданном ИР характеризует овеще­ствленный общественный труд его производителей. В ее основе также заложена рыночная стоимость, складывающаяся с уче­том признанных обществом на рынке затрат труда на подготов­ку ИР и его потребительских свойств с учетом востребованнос­ти, полезности, важности и других характеристик.

В некоторых обстоятельствах может проявиться целый ряд дополнительных характеристик, отражающих различные сто­роны в процессе достижения результатов практического исполь­зования ИР. Среди них: риск неполучения запланированного результата или недостижения поставленной цели, опасность нанесения ущерба здоровью человека, ущерба животным, опас­ность нарушения экологии окружающей среды и др.