logo search
МИР учебник

6.2. Проблема оценки качества информации и эффективности ее использования

Проблема оценки качества ИР и эффективности их исполь­зования достаточно многогранная и неоднозначная при своем решении, так как связана с определением смысловой содержа­тельности сообщения, с оценкой объема содержащихся в нем знаний и выяснением пользы или выгоды, которую эти знания могут принести. Отсюда возникают трудности при методичес­ких разработках исследования качества ИР и особенно при фор­мализации оценочных процессов и процедур.

Суть проблемы заключается в том, что на информацион­ные процессы оказывает влияние множество объективных и субъективных, случайных и неслучайных факторов формаль­ного и неформального характера. В их числе: репрезентатив­ность и достоверность исходной информации, возможные иска­жения в процессах ее передачи и приема, степень корректнос­ти и четкости в запросе потребителя на получение ИР опреде­ленной тематики и заданного его смыслового содержания, различные условия и обстоятельства непосредственного использо­вания информации в разных областях деятельности человека (научной, технической, производственно-технологической, социальной, образовательной и т. п.) и др.

При этом огромное значение имеют такие субъективные факторы, как степень подготовленности потребителя к рацио­нальному использованию полученного ИР, его индивидуальные взгляды на характер и величину получаемого эффекта от при­менения именно данного ресурса и проч.

С учетом сказанного наиболее полную оценку качества ИР и эффективности его использования может произвести только тот специалист, который использует данный ресурс в извест­ной ему сложившейся ситуации и который (в качестве экспер­та) может применить как неформальные (экспертные), так и формальные методы оценки согласно методикам, включающим качественные и количественные меры учета и анализа совокуп­ности основных характеристик получаемого и применяемого ресурса.

Ввиду слабой разработанности этой тематики и практичес­кого отсутствия таких методик при наличии постоянно расту­щей востребованности в подобных методических инструмен­тах актуальность их разработки в настоящее время велика. В данном случае требуется разработка некоторой теории, кото­рая должна раскрыть методологию определения свойств ИР и их оценки. При этом специалист, применяющий какой-либо ИР в некотором процессе управления, должен:

Из всех ранее перечисленных признаков, характеризую­щих ИР, только цена может являться объективным свойством, которое имеет количественную меру оценки. Остальные призна­ки являются качественными, показатели которых могут выра­жаться относительными понятиями предпочтений. Причем оценка степени влияния признаков может носить бинарный ха­рактер, например: "использование ИР неэффективно или не­целесообразно" или "использование ИР эффективно или целе­сообразно", либо градационный характер с помощью шкалы предпочтений, к примеру:

Методически реализовать экспертную оценку потребите­лем ИР возможно путем анкетирования или собеседования.

Произвести качественную, а тем более количественную, оценку того факта, что при использовании именно данного ИР был получен определенный прагматический эффект экономического, производственного или социального характера, дос­таточно сложно. Это объясняется воздействием на процесс уп­равления реальными объектами или процессами (организационно-экономическими, технологическими, социальными) ряда управляемых и неуправляемых факторов, имеющих раз­личную природу, в том числе информационную. Выделить же на этом фоне степень влияния на конечный результат управ­ления конкретного ИР среди других используемых в управ­лении ресурсов чрезвычайно затруднительно.

Таким образом, возможность произвести всестороннюю, объективную и адекватную оценку всех обстоятельств приме­нения ИР и результатов его использования зависит от многих факторов, в том числе:

Рассмотрим более подробно перечисленные факторы.

Фактор квалификации потребителя и его способности про­извести тщательный и всесторонний анализ полученного ИР, используемого в момент принятия решения по управлению, несомненно, является наиболее важным в процедуре экспертной оценки, так как носит исключительно субъективный характер. Более высокий уровень знаний потребителя, использование им большего количества разнообразной информации позволяет произвести более объективную оценку применяемого ИР. Зна­чительный опыт работы потребителя, связанной с принятием решения по управлению в различной информационной обста­новке позволяет более объективно и адекватно оценить вели­чину ожидаемого или реального эффекта экономического, тех­нологического или другого характера в результате использова­ния определенного ИР.

Наивысшая квалификация потребителя заключается в том, что он способен при получении нового ИР без практического его апробирования оценить его параметры по сравнению с извест­ными параметрами уже применяемых ресурсов и на этом ос­новании предсказать или спрогнозировать априори возмож­ные результаты, получаемые при дальнейшем использовании данной информации.

Фактор характера ИР связан с целевым направлением его использования и вытекающим отсюда характером получаемого эффекта при его использовании.

Для ИР консультационного характера оценить его качество и получаемый экономический эффект в результате его исполь­зования достаточно сложно, так как такая информация служит в основном в качестве дополнительной, оперативной и, скорее всего, своевременной информации к уже имеющемуся запасу информационного обеспечения в ситуации принятия решения по управлению. В данном случае повышается "вес" таких при­знаков, как соответствие запросу, актуальность и важность ИР.

Для ИР проектно-инновационного характера главным при­знаком выступает полезность ИР, т.е. величина ожидаемого или реально получаемого экономического, технологического, соци­ального или другого эффекта при его использовании. Это объяс­няется тем, что ИР данного типа направлены на решение опре­деленных задач, имеющих конкретное задание и ориентировоч­ные результаты его выполнения.

ИР образовательного характера направлены на познава­тельные цели накопления или обновления знаний. Эти цели оп­ределяют повышенный уровень значимости признаков, преж­де всего таких, как соответствие запросу и важность ИР.

ИР рекламного характера предлагаются потребителям в познавательных целях, т.е. в целях создания некоторого стра­тегического запаса предварительной информации об определен­ных содержательных материалах, которые могут быть доступ­ны потребителям при проявлении с их стороны к ним интереса. С учетом этого главным признаком, определяющим эффектив­ность использования таких ИР, является важность.

Для ИР, имеющих другой характер использования, необ­ходимо рассмотреть основные направления их применения и определить те признаки, которые имеют приоритетное значе­ние по отношению к другим признакам рассматриваемой ин­формации.

На основании вышеприведенного можно сделать следу­ющий вывод: в зависимости от характера ИР и его целевого назначения меняются приоритеты при оценке отдельных признаков этого ИР. Следовательно, при разработке методо­логической процедуры оценки эффективности использова­ния ИР прежде всего необходимо предусмотреть определе­ние характера используемой информации и вследствие это­го определить коэффициенты весомости рассматриваемых признаков качества и порядок их ранжирования. Это должно явиться основой для разработки методики экспертизы, на­пример, путем построения специальной анкеты экспертного анализа, или разработки специальной программы собеседо­вания, привязанных к характеру ИР.

Фактор времени использования ИР является весьма су­щественным при проведении экспертного анализа качества и эффективности использования ИР и их окончательной оценки.

С точки зрения потребителя ИР такую оценку целесообраз­но производить после получения конечных результатов. При этом необходимо учитывать, что для такой оценки требуются различные отрезки времени, позволяющие в одном случае до­вольно быстро оценить эффективность использования некото­рого ИР, например оперативной информации рыночного характера, а в другом — для этого потребуется достаточно длитель­ное время, например, при использовании ИР, связанного с вне­дрением технологии инновационного характера.

Однако, с точки зрения передающей стороны, желательно получение экспертных оценок в момент передачи ИР потребителю, что позволит в дальнейшем предлагать данный продукт с описанием его качественных характеристик. В ином случае не обходимо составлять программу экспертной оценки, "растянутую" по времени (с учетом различных периодов освоения ИР, в том числе и достаточно продолжительных) и предусматривающую организацию новых контактов с потребителями информации, что потребует привлечения дополнительных ресурсов.

В некоторых случаях установление дополнительных кон­тактов с потребителями ИР может быть проблематичным, а за­частую и невозможным, например, по причине территориаль­ной удаленности или по причине прекращения деятельности потребителя с конкретными ресурсами.

Учитывая это, целесообразно методически организовать экспертную оценку качества и эффективности использования ИР непосредственно при его получении потребителем. В том случае если потребитель не сможет оперативно оценить каче­ственные характеристики и эффект (научный, экономический, социальный или другой) при использовании полученного ИР и если ему необходимо для этого продолжительное время, то по­требитель сможет на основании своего опыта и квалификации предположить возможный эффект при дальнейшем примене­нии и использовании информации и предложить прогностичес­кий вариант оценки.

Фактор метода экспертизы связан с методической проце­дурой проведения экспертной оценки качества и эффективнос­ти использования ИР, в основе которой могут быть заложены определенные способы проведения анкетирования или програм­мы собеседования.

В этом случае могут быть применены различные методы и формы представления анкеты или программы собеседования, имеющей специфицированные наборы качественных признаков ИР и определенных градационных шкал для их количествен­ной оценки с учетом приоритетного ранжирования этих призна­ков. При этом выбранное количество признаков, их расположе­ние, выбор градационного разбиения по шкалам предпочтений и прочие особенности могут повлиять на качество оценки отдельных признаков. Например, первые по порядку признаки могут анализироваться с большей тщательностью, а последующие — с меньшей.

В данном случае присутствует еще одна проблема методологического плана, а именно: каким образом представлять фор­му анкеты или программы собеседования в виде набора качественных характеристик признаков или в виде их количествен­ных предварительных оценок для последующего выбора из них определенных значений.

В первом случае появляется возможность создания единой типовой формы анкеты или типовой программы собеседования, при которой пользователь должен указывать или отмечать на качественном уровне только те формулировки, которые, на его взгляд, наиболее соответствуют всем обстоятельствам исполь­зования ИР. Это упрощает процедуру экспертизы со стороны пользователя, однако для некоторых потребителей такая оцен­ка может представляться неточной или неопределенной для производства вывода.

Во втором случае оценки носят более конкретный и точный формализованный характер, но некоторые пользователи могут быть не согласны с представленными количественными оцен­ками. Кроме того, появляется необходимость наличия множе­ства различных форм анкетных листов или программ собеседо­вания для исследований разнообразных по характеру ИР.

Учитывая вышесказанное, главная задача в разработке методологии проведения экспертизы по оценке качества и эф­фективности использования ИР заключается в нахождении до­статочно простых, но весьма содержательных форм анкетиро­вания, программ опроса или собеседования. Причем эти формы должны быть:

а) понятны и доступны любому потребителю (конечно, при условии необходимой квалификации, обеспечивающей профес­сиональный уровень принятия решения по управлению);

б) служить средством, помогающим потребителю найти или отыскать в процедуре оценки те признаки ИР, которые наибо­лее соответствуют всем обстоятельствам применения и исполь­зования ИР, а также определить их уровни влияния с помощью предлагаемых градационных шкал или уровней предпочтений.

Исходя из вышесказанного, проблема оценки качества и эффективности использования ИР с учетом их разнообразия и различных областей применения связана с рядом задач, в том числе: установления отдельных наборов качественных призна­ков ИР, отвечающих конкретному характеру тех или иных ре­сурсов, определения приоритетности этих признаков, а так­же разработки методических материалов по проведению оце­ночной экспертизы. При этом требуется привязка конкретных методических рекомендаций к определенному характеру ИР.

Из последнего следует, что для поставщиков информаци­онных продуктов возникает ряд задач, в том числе:

а) системный анализ всех отраслевых (или межотраслевых) ИР;

б) их четкая структуризация и систематизация по харак­теру применения, областям знаний и отраслям своего исполь­зования.

Это позволит организовать базу данных по ИР, с помощью которой можно вводить, хранить и обрабатывать не только сами ресурсы, но и оценки их качественных характеристик.

В таком случае появляется возможность использования методических средств (типовых методик оценки качества ИР, соответствующих общей системной их организации) и инструментальных средств (баз данных и систем их управления) для эффективного управления процессами сбора информации, фор­мирования ИР, доведения их до потребителей и оценки эффективности их использования.

При этом для информационных работников появляется воз­можность принятия следующих решений. В случае низкой эф­фективности использования ИР при определенном критериаль­но заданном значении количества запросов к данному ресурсу делается вывод о необходимой качественной модернизации со­держательной части этого ресурса или (в крайнем случае) уда­ления его из базы (банка) данных. С другой стороны, при высо­кой величине эффективности использования ИР производится вывод о чрезвычайной полезности или эффективности данного ресурса и необходимости его тиражирования и переноса на дру­гие источники для дальнейшего распространения. При фикса­ции значительного количества обращений запросов (согласно функции спроса) к определенному виду ресурсов можно делать выводы о необходимости первоочередного инвестиционного раз­вития данного ресурса.

С учетом вышесказанного на первый план выдвигается за­дача непрерывного ранжирования ресурсов по количеству зап­росов к каждому из них и определения количественной оценки эффективности их использования, решение которой позволит построить и эксплуатировать систему управления банком ИР в части его наполнения и актуализации наиболее эффективными и современными информационными материалами, базами дан­ных и базами знаний.

Для производителя или поставщика ИР чрезвычайно важ­но на всех этапах планирования, проектирования, производства и реализации информационных продуктов определить цели и назначения их дальнейшего использования. Необходимо оценить потребительские свойства ИР (уровень спроса, количество по­требителей, получивших данный ресурс и его использующих, обобщенные оценки отдельных признаков качества, обобщен­ная оценка эффективности использования, например, на базе статистических исследований экспертных оценок различных потребителей и т.п.).

Характеристиками ИР в данном случае могут служить обобщенные показатели, которые определяются на основании статистической обработки и анализа множества индивидуаль­ных оценок качества и эффективности использования инфор­мации, проведенных рядом ее потребителей. В частности, к та­ким показателям можно отнести среднее, минимальное и мак­симальное значения обобщенной функции оценки эффективно­сти использования ИР.

Таким образом, разработка методики оценки качества ИР позволит его поставщику более точно определить те свойства ресурса, которые желательно указывать в его общем описании.

Проводимые исследования качества ИР позволят прини­мать более обоснованное решение по управлению этим ресур­сом, в том числе:

Следовательно, для характеристического описания ИР с помощью набора выявленных свойств и их оценок передающая сторона должна вести статистический учет данных по переда­ваемым ресурсам и прежде всего данных по количеству потре­бителей, получивших конкретный ресурс. Этот показатель мо­жет характеризовать популярность ИР и потребительский спрос на него, но он не может отражать показатели качества самого ресурса, для чего необходима экспертиза свойств полу­ченной информации ее потребителями.

Исходя из этого, методику экспертной оценки ИР целесо­образно использовать непосредственно в процессе передачи его потребителю, который должен выявить основные признаки вли­яния на результаты применения ресурса, оценить их и опреде­лить общую эффективность использования ИР по значению обобщенной функции. Если это невозможно сделать по объек­тивным причинам отсутствия практических результатов управ­ления, то потребителю необходимо спрогнозировать ситуацию применения ИР и произвести такую экспертизу априори.