logo search
Гольдштейн_учебники / Телекоммуникационные системы и сети - КНИГА

23.1. Понятия и определения в области информационных систем управления предприятием

В настоящее время в мире имеется значительный опыт автомати­зации предприятий различного вида деятельности. Все принципы и подходы к решению задач автоматизации бизнес-процессов можно считать устоявшимися и ставшими по сути дела мировыми стандар­тами «де-факто». Большую роль в стандартизации понятий в области автоматизации бизнес-процессов сыграло Американское общество управления производством и запасами (APICS), которое сформулиро­вало ряд принципов, по которым предлагалось строить как модели предприятия, так и основные производственные процессы на них.

Для правильного восприятия материалов этой главы, рассмотрим в ретроспективе основные понятия, которыми будем оперировать в дальнейшем. Определим цель создания информационной системы управления предприятием. Ответим на вопрос, какой должна быть эта система?

Система должна быть интегрированной, т. е. содержать в себе или иметь интерфейсы со всеми подсистемами, автоматизирующи­ми все виды деятельности предприятия. Система должна иметь единую модель данных и работать в едином информационном про­странстве. Автоматизации должны быть подвержены не только внутренние бизнес-процессы компании, но и внешние, направлен­ные на взаимодействие с клиентами. В современных информацион­ных системах все процессы вращаются вокруг взаимодействия с клиентом для удовлетворения его потребностей. Рассмотрим классификацию систем управления предприятиями.

К концу 80-х годов идея создания единой модели данных в рамках организации стала привлекать внимание международных промыш­ленных компаний, которые искали способ упростить управление про­изводственными процессами. Первым шагом в данном направлении стало MRP, планирование материальных ресурсов (Materials Re­source Planning), включавшее только планирование материалов для производства.

Когда ряд американских специалистов в области управления раз­рабатывали концепцию MRP, было замечено, что существует два ти­па материалов - с зависимым спросом (для выпуска десяти автомо­билей нужно пятьдесят колес - не больше и не меньше - к опреде­ленному сроку) и с независимым спросом (типичная ситуация с запа­сами для торговых предприятий).

Основная задача MRP состоит в том, чтобы минимизировать из­держки, связанные со складскими запасами (в том числе и на различ­ных участках в производстве). В основе этой концепции лежит сле­дующее понятие - Bill Of Material (BOM - спецификация изделия, за которую отвечает конструкторский отдел), который показывает зави­симость спроса на сырье, полуфабрикаты и прочее от плана выпуска (бюджета реализации) готовой продукции. При этом очень важную роль играет время. Для того чтобы учитывать время, системе необхо­димо знать технологию выпуска продукции (или технологическую це­почку, т.е. последовательность операций и их продолжительность). На основании плана выпуска продукции, ВОМ и технологической це­почки осуществляется расчет потребностей в материалах, привязан­ный к конкретным срокам.

Однако у MRP есть серьезный недостаток. Его суть в том, что, рас­считывая потребность в материалах, мы не учитываем (как минимум) производственные мощности, их загрузку, стоимость рабочей силы и т.д. Поэтому, возникла концепция MRP II (Manufacturing Resource Planning - планирование производственных ресурсов). MRP II позво­лял планировать все производственные ресурсы предприятия (сырье, материалы, оборудование, персонал и т.д.).

Впоследствии концепция MRP II развивалась, и к ней посте­пенно добавлялись возможности по учету остальных затрат пред­приятия - появилась концепция ERP (Enterprise Resource Plan­ning - планирование ресурсов предприятия), называемая иногда также планированием ресурсов в масштабе предприятия (Enter­prise-wide Resource Planning). В основе ERP лежит принцип соз­дания единого хранилища данных (repository), содержащего всю деловую информацию, накопленную организацией в процессе ве­дения деловых операций, включая финансовую информацию, данные, связанные с производством, управлением персоналом, или любые другие сведения. Это устраняет необходимость в пе­редаче данных от системы к системе. Кроме того, любая часть информации, которой располагает данная организация, становит­ся одновременно доступной для всех работников, обладающих соответствующими полномочиями.

Концепция ERP стала очень популярной в производственном сек­торе, поскольку планирование ресурсов позволило сократить время выпуска продукции, снизить уровень товарно-материальных запасов, а также улучшить обратную связь с потребителем при одновремен­ном сокращении административного аппарата. Стандарт ERP позво­лил объединить все ресурсы предприятия, добавляя при этом управ­ление заказами, финансами и т.д.

Сейчас практически все современные западные производствен­ные системы и основные системы управления производством ба­зируются на концепции ERP и отвечают ее рекомендациям, кото­рые вырабатываются американской общественной организацией APICS, объединяющей производителей, консультантов в области управления производством, разработчиков программного обеспе­чения. К сожалению, большинство из российских систем управле­ния производством не удовлетворяет даже требованиям MRP, не говоря уже обо всех остальных более продвинутых концепциях (см. табл. 23.1).

Таблица 23.1. Тиражируемые интегрированные системы управления предприятием (ИСУП), представленные на российском рынке (1*)

Название тиражируемой ИСУП

Класс

Поставщик на территории России

1

2

3

ИСУП для крупных предприятий

R/3

ERP

SAP СНГ

Ваап

ERP

Альфа-Интегратор Баан Евразия

Oracle Applications (2*)

ERP

Oracle CIS

OneWorld J.D. Edwards

ERP

Robertson & Blums

ИСУП для средних предприятий

SyteLine (разработчик Symix) (2*)

CSRP

Socap

[Renaissance. ERP (разработчик Ross Systems)

ERP

Интерфейс

Mfg/Pro (разработчик ОАО)

ERP

BMS

MAX (разработчик MAX International) (2*)

ERP

ICL-КПО BC (Казань)

IPS (Industrial & Financial Systems)

ERP

Форс

PRMS (разработчик Computer Associates)

ERP

R-Style

Axapta (разработчик Damgaard, Дания)

ERP

Columbus IT Partner

ИСУП для малых и средних предприятий

Concorde XAL (разработчик Damgaard, Дания) (2*)

ERP

Columbus IT Partner

Exact

ERP

Exact Software

Platinum ERA2 (2*)

ERP

Platinum Software

Scala

ERP

Scala CIS

LS LIPro Systems (разработчик LlPro Systems, Германия)

ERP

ЛИПро Р

Protean (разработчик Wonderware)

PLC Systems

NS-2000 (разработчик Никос-Софт) + Solagem Enterprise (разработчик So-lagem OY) (2*)

Никос-Софт

БОСС-Корпорация (с модулем «Произ­водство») (2*)

MRP

АйТи

Галактика (2*)

Галактика

Парус 8.x

MRP

Парус

БЭСТ-ПРО 3.02

MRPII

Интеллект-Сервис

SunSystems (фирмы Systems Union) + RB Manufacturing (разработчик Robert­son & Blums)

MRP

Robertson & Blums

M-2

MRP

Клиент-серверные тех­нологии

AC+

MRP

Борлас

Флагман

Инфософт

Монополия

Формоза-Софт

Эталон

Цефей

Альфа

Информконтакт

Аккорд

Атлант-Информ

1C: Предприятие 7.7 (с модулем «Про­изводство»)

1C

1*. Использованы данные аналитического отчета «Выбор тиражированной интегрированной системы управления предприятием», раз в полгода выпускаемого независимой исследовательской компанией RC Group и корпорацией «Мета Синтез» (подробнее см. http://www.russianenterprisesolutions.com/). Они не претендуют на абсолютную полноту, а отражают состояние исследований на октябрь 2002 г.

2* Системы подробно представлены в аналитическом отчете, и за их правильную квалификацию эксперты RC Group и «Мета синтез» несут ответственность. Остальные системы квалифицированы так, как это представляют их разработчики.

Принцип отбора систем в таблицу: приведенные в таблице системы отличаются от всех прочих присутствующих на российском рынке программных продуктов для автоматизации финансово-хозяйственной деятельности, во-первых, наиболее развитой функциональностью, а также тем, что в них или уже присутствует модуль планирования производства и оперативного управления им, или разработчики системы обещают появление таких возможностей вближайшие два года (т.е. уже идет работа над реализацией этих задач).

Самый последний по времени стандарт CSRP (Customer Synchro­nized Resource Planning) охватывает также и взаимодействие с клиен­тами: оформление наряд-заказа, техзадание, поддержка заказчика на местах и пр. Таким образом, если MRP, MRP-II, ERP ориентировались на внутреннюю организацию предприятия, то CSRP включил в себя полный цикл от проектирования будущего изделия, с учетом требова­ний заказчика, до гарантийного и сервисного обслуживания после продажи. Основная суть концепции CSRP в том, чтобы интегрировать Заказчика (Клиента, Покупателя и пр.) в систему управления пред­приятием. То есть не отдел сбыта, а сам покупатель непосредственно размещает заказ на изготовление продукции - соответственно сам несет ответственность за его правильность, сам отслеживает сроки поставки, производства и пр. При этом предприятие может очень чет­ко отслеживать тенденции спроса и т.д. [18].