logo
Гольдштейн_учебники / Телекоммуникационные системы и сети - КНИГА

14.2. Организация факсимильной связи

По принципам предоставления услуг организация служб факси-мильной связи осуществляется по двум, традиционным для теле-графной подотрасли направлениям - клиентские и абонентские. К клиентской службе относится служба Бюрофакс, к наиболее ярким представителям абонентской службы - Телефакс.

Традиционные абонентские установки (телефаксы) характеризу-ются следующими недостатками [1]:

- подверженность значительному механическому износу. При час-том использовании сканер телефакса забивается пылью и грязью, попадающими со считываемых документов. Пластиковые шестерни изнашиваются. Все это приводит к перекосам и неравномерной пода-че как считываемых документов в сканер, так и термобумаги в запи-сывающее устройство;

- сложность отправления документов большому числу адресатов;

- неэффективное использование термобумаги. Большинство фак-симильных аппаратов распечатывает все получаемые сообщения (в том числе и не несущие никакой полезной информации) на спе-циальной дорогой термобумаге. Кроме высокой цены, у этой бума-ги есть еще один существенный недостаток - изображение на ней неизбежно выцветает со временем. Таким образом, все важные сообщения необходимо для хранения копировать.

Рост объема информации, передаваемой пользователями, вызвал у многих из них заинтересованность в использовании не только про-стых автономных телефаксов, выполняющих ограниченное, строг-определенное число функций, но и более совершенных систем, кото-рые позволяют автоматизировать процесс приема, обработки и рас-сылки факсимильных сообщений и исключить отмеченные выше не-достатки. Реализация таких систем возможна только на основе пер-сональных компьютеров. Первая компьютерная факсимильная плата была создана в 1985 г. фирмой GammaLink. Это позволило подклю-чить телефонную линию непосредственно к компьютеру и превратить его в мощный и многофункциональный телефакс. Сегодня компью-терные факсимильные платы выпускает огромное количество произ-водителей. Их продукция, различающаяся по некоторым функцио-нальным возможностям, служит одной цели - автоматизации процес-са передачи, приема и распределения факсимильных сообщений, обмен которыми происходит по обычным телефонным линиям. Сто-имость таких плат варьируется от 50 дол. (за обычные низкоскорост-ные факс-модемные платы) до 5000-7000 дол. (за специальные фак-симильные платы, способные передавать различную информацию со скоростью 14400 бит/с одновременно по 12 телефонным линиям). Системы на базе ПК с применением таких плат обладают рядом пре-имуществ перед обычными факсимильными аппаратами:

-удобство использования. Интеграция ПК с телефонной сетью и наделение его возможностями телефакса позволяет пользователям получать, обрабатывать и отправлять факсимильные сообщения, не отрываясь от своих компьютеров;

- эффективное применение телефонных линий. Факсимильная система, строящаяся на базе ПК, обеспечивает эффективный обмен информацией по малому числу телефонных линий, заменяя собой множество автономных телефаксов, для каждого из которых требует-ся отдельная линия;

- высокое качество передаваемого изображения. Любой документ текстового или графического редактора может быть передан в виде факсимильного сообщения высокого качества. Для этого с помощью специального программного обеспечения он преобразуется в формат, используемый факсимильной платой для передачи сообщений. Таким образом, гарантируется высокое качество изображения, поскольку документ не может быть «испорчен» ни низким качеством печати пе-чатающего устройства, ни загрязнением сканера телефакса, ни непо-ладками в механизме подачи бумаги;

- сохранение конфиденциальности принимаемых сообщений. В отличие от обычных телефаксов, распечатывающих все поступающие сообщения на едином рулоне бумаги, рассматриваемые системы принимают и сохраняют их в персональных директориях пользовате-лей, доступ к которым ограничивается паролем. Таким образом, пол-ностью исключается просмотр важных документов посторонними людьми.

Кроме того, применение ПК для управления работой факсимиль-ных карт позволяет реализовать множество полезных и удобных при-ложений. Наиболее распространены такие приложения (службы), как факс-сервер, факс по запросу и факс-рассылка. Применение факс-сервера сводит к минимуму временные и материальные затраты при приеме и передаче факсимильных сообщений. Факс по запросу по-зволяет автоматизировать процесс предоставления абонентам часто запрашиваемых документов. Факс-рассылка значительно упрощает работу персонала при рассылке большого количества разных доку-ментов большому числу адресатов.

Факс-сервер. Представляет собой компьютер, оборудованный не-сколькими специальными факсимильными платами (или одной много-канальной картой) и интегрированный с локальной вычислительной сетью (ЛВС). Он обладает многими преимуществами по сравнению с группой из нескольких автономных телефаксов, позволяя обмени-ваться факсимильными сообщениями с лучшим качеством, большими удобствами и меньшими издержками. Факс-сервер наделяет каждого пользователя ЛВС возможностью передавать и принимать факси-мильные сообщения с помощью своего рабочего ПК. При его исполь-зовании отпадает необходимость в дорогой термобумаге, так как все принятые сообщения сохраняются в виде файлов, которые в случае необходимости можно распечатать с помощью обычного сетевого или локального принтера; облегчается контроль затрат на пересылку со-общений (факс-сервер регистрирует все процессы в файле-отчете); и наконец, факс-сервер является более дешевым вариантом, чем под-ключение каждой рабочей станции к телефонной сети с помощью мо-дема (рис. 14.2).

Передача. На каждом ПК локальной сети устанавливается специаль-ная программа. Она дает возможность пользователю отправлять доку-менты со своего компьютера. Достаточно указать документ, подлежащий отправке, и телефонный номер адресата. Все остальное факс-сервер сделает сам, оповестив пользователя об успешной передаче документа адресату. Причем все несрочные сообщения могут быть сохранены на диске факс-сервера и отправлены в ночное время по более низким тари-фам. Некоторые факсимильные серверы также позволяют рассылать до-кументы большому числу адресатов.

Прием. Факс-сервер принимает каждое поступающее факсимиль-ное сообщение и сохраняет его в общей директории либо в персо-нальной директории пользователя, извещая об этом в первом случае секретаря, а во втором - конкретного пользователя. Права доступа к обеим директориям для каждого пользователя могут быть ограниче-ны. Этим обеспечивается сохранение конфиденциальности прини-маемой информации.

Рис. 14.2. Факс-сервер в ЛВС

Понятно, что сохранение поступающих сообщений в персональных директориях пользователей является наиболее удобным, однако для реализации такой возможности требуется применение специальных способов маршрутизации сообщений. На сегодняшний день актуаль-ны следующие два способа: ручная маршрутизация и распознавание тональных сигналов.

При применении ручной маршрутизации все поступающие сооб-щения сохраняются в общей директории. На компьютер секретаря каждый раз выводится извещение и «шапка» поступившего сообще-ния. Если ее достаточно для определения конечного адресата, то секретарь нажатием одной клавиши отправляет сообщение в персо-нальную директорию сотрудника. В противном случае секретарь просматривает все сообщение и только после этого переадресует документ.

Распознавание тональных сигналов - наиболее практичный способ маршрутизации. Его суть проста. Каждый сотрудник имеет персо-нальный добавочный номер, который указывается после номера те-лефакса организации. Для того чтобы передать документ конкретному сотруднику, достаточно позвонить по номеру организации и после от-вета факс-сервера ввести добавочный номер сотрудника с помощью тональных сигналов. Таким образом, документ сразу попадает в его персональную директорию.

Факс по запросу. Системы факс по запросу (ФПЗ) позволяют ав-томатизировать обработку запросов абонентов с предоставлением им факсимильных сообщений. Как показывает практика, при обработке запросов вручную обычно выполняется следующая последователь-ность действий. Абонент звонит по номеру, на котором не установлен телефакс, и запрашивает какой-либо документ. Сотруднику нужно найти необходимый документ, дойти до телефакса, установить с або-нентом новое соединение (известно, что 75 % вызовов не достигают цели с первой попытки - занято, не отвечает и т.д.) и отправить доку-мент. Данный процесс обычно отнимает не менее пяти минут рабоче-го времени, а при передаче многостраничных документов временные затраты увеличиваются еще больше. Если допустить, что в день при-ходится обрабатывать 10 запросов, на каждый из которых уходит 5 мин, то получается, что примерно одна восьмая часть рабочего вре-мени тратится на выполнение рутинной работы. Если даже запрос поступает по линии, на которой установлен телефакс, то не каждый абонент, тем более иногородний, может позволить себе ждать, пока секретарь найдет необходимый документ.

На сегодняшний день применение систем ФПЗ - лучший подход к решению подобного рода проблем. Системы ФПЗ позволяют в цепочке абонент-сотрудник-документ полностью исключить звено «сотрудник» (рис. 14.3). Это достигается за счет широких возможностей взаимодейст-вия с абонентами. Именно по этому признаку системы ФПЗ можно раз-делить на три вида - простого ответа, вещательные и интерактивные.

Рис. 14.3. Обработка запросов абонентов

Работа систем простого ответа выглядит следующим образом. Организация, имеющая в своем распоряжении систему ФПЗ, указы-вает в рекламе рядом с каждым коммерческим предложением его ин-декс. Клиент, позвонив с телефакса по номеру системы ФПЗ, вводит один из этих индексов, используя функцию тонального набора, дос-тупную на любом современном телефаксе. В ответ система автома-тически высылает соответствующий индексу документ, в котором со-держится подробная информация о коммерческом предложении. Все документы хранятся в системе в виде файлов специального формата. Их можно создать двумя путями: позвонить на номер системы с обычного телефакса и передать документ, после чего он будет авто-матически преобразован в используемый формат; преобразовать до-кумент текстового или графического редактора в используемый фор-мат с помощью специального программного обеспечения.

Возможности систем простого ответа не выходят за рамки при-веденного примера. Они просты в установке, их техническое обслу-живание заключается лишь в пополнении библиотеки документов. Все это обуславливает их минимальную, по сравнению с другими ви-дами систем ФПЗ, стоимость, которая определяется используемой факсимильной платой и программным обеспечением. Она может варьироваться от 450 дол. (за систему, обслуживающую одну линию) до десятков тысяч долларов (за системы, обрабатывающие одновре-менно десятки запросов).

Вещательные системы ФПЗ в отличие от систем простого ответа позволяют абоненту выбирать документы, следуя кратким речевым инструкциям. Система «поднимает трубку», приветствует абонента и проигрывает речевое меню. Разные пункты меню содержат информа-цию, соответствующую разным видам продукции или услуг, предла-гаемых организацией. В ответ абонент может сделать следующее: как в предыдущем случае, ввести известный индекс предложения и сразу получить необходимый документ; нажать клавишу, соответствующую одному из пунктов меню; переключиться на оператора. При выборе абонентом пункта меню система проигрывает речевое сообщение, которое содержит информацию о конкретных товарах или услугах и соответствующих им индексах. Абонент вводит заинтересовавший его индекс (или несколько индексов) и получает соответственно один или несколько документов.

Вещательные системы позволяют организовывать древовидные речевые меню с разным числом ветвей и уровней, информация в ко-торых может быть представлена как в факсимильном, так и в речевом виде. Техническое обслуживание вещательных систем заключается не только в пополнении библиотеки документов, но и в строгом кон-троле за структурой меню. Организация таких меню требует аккурат-ного и продуманного подхода. Стоимость вещательных систем по сравнению с системами простого ответа выше минимум в 1,5 раза. Это объясняется применением дополнительного аппаратного обеспе-чения, для управления работой которого также необходимы более сложные программы.

Интерактивные системы ФПЗ, так же как и вещательные, позво-ляют абонентам получать доступ к информации с помощью индексов и древовидных речевых меню. Разница между этими системами со-стоит в том, что интерактивные системы ФПЗ могут предоставлять каждому абоненту не только однотипные документы, но и индивиду-альные. Они создаются системой в процессе общения, в зависимости от набираемой абонентом на телефонном аппарате последователь-ности команд. Выглядит это следующим образом. Абонент звонит на номер системы ФПЗ, вводит свой персональный номер, код и, следуя речевым инструкциям, получает доступ к персональной информации. Другой вариант - абонент отвечает на вопросы системы, которая формирует сообщение в зависимости от ответов, включая/не включая те или иные данные в документ. Таким образом, все сообщения, вы-сылаемые интерактивной системой ФПЗ, индивидуальны для каждого абонента.

Интерактивные системы ФПЗ предоставляют абонентам самый высокий уровень сервиса. Они сложнее в установке и эксплуатации, так как для создания высылаемых документов требуется оперативное обращение к различным базам данных, а следовательно, интеграция с ЛВС. Соответственно цена таких систем самая высокая среди сис-тем ФПЗ и определяется как стоимостью аппаратного и программного обеспечения, так и стоимостью услуг специалистов по ее наладке и запуску.

Факс-рассылка. Системы факс-рассылки целесообразно исполь-зовать в организациях, которым по роду своей деятельности прихо-дится рассылать большие объемы факсимильных сообщений боль-шому числу адресатов. Системы факс-рассылки обычно строятся на базе ПК с помощью многоканальной факсимильной карты, что позво-ляет одновременно рассылать по разным линиям различные по со-держанию документы разным группам адресатов. Для рассылки доку-ментов, например, 1000 абонентам достаточно объединить их теле-фонные номера во временную группу и соотнести ее с рассылаемыми документами. Системы факс-рассылки обычно без проблем взаимо-действуют с любой широко распространенной базой данных, исполь-зуя хранящуюся в ней информацию о номерах абонентов. После это-го, если необходимо, указывается интервал времени, в течение кото-рого следует производить рассылку. Все остальное система делает автоматически.

Клиентская служба Бюрофакс. Предназначена, в первую оче-редь, для предоставления услуг факсимильной связи потребителям,не имеющим собственных факсимильных аппаратов (телефаксов). Служба Бюрофакс обеспечивает передачу, прием и доставку сооб-щений с помощью факсимильного терминального оборудования, рас-полагаемого в так называемых «бюро общего пользования». Базой для создания предприятиями телеграфной подотрасли службы Бю-рофакс являются существующая служба доставки телеграмм и раз-ветвленная сеть отделений связи, в которых предоставляются теле-графные услуги и которые могут быть использованы для развертыва-ния факсимильных «бюро общего пользования».

Служба Бюрофакс предоставляет для потребителей следующие услуги:

- подачу документов для отправки через операционное окно пере-дающего отделения связи;

- подачу документа с факсимильной установки отправителя;

- доставку факсимильного сообщения адресату (получателю) дос-тавщиком;

- доставку факсимильного сообщения получателя средствами электросвязи на факсимильную установку;

- доставку факсимильного сообщения средствами почты;

- выдачу факсимильного сообщения получателю без предвари-тельного уведомления (до востребования);

- выдачу факсимильного сообщения получателю по предвари-тельному уведомлению, переданному средствами почты или электро-связи (по телефону, на абонентскую установку АТЛГелекс);

- различные категории срочности передачи и доставки сообщений. Способ доставки сообщения получателю определяется отправи-телем.

Служба передачи газет. Обеспечивает передачу факсимильным способом оригиналов-оттисков центральных газет, поступающих от издательств в пункты децентрализованного печатания. Для передачи газетных полос применяются некоммутируемые каналы: дуплексные вторичные широкополосные каналы наземных систем передачи, сим-плексные групповые тракты спутниковых систем («Москва», «Орби-та»), первичные цифровые каналы спутниковых систем передачи «Орбита-РВ». Передача газетных полос осуществляется из центра (издательство «Пресса») циркулярными пучками. Сеть построена с использованием аналоговой факсимильной оконечной техники «Газета-2». Применение аналогового способа передачи не обеспечи-вает в полной мере требований, предъявляемых полиграфистами.

Перестройка службы передачи газет связана в основном с измене-ниями, происходящими в редакционно-издательской сфере, с вне-дрением компьютерных технологий. Передача газет в дальнейшем постепенно превращается в передачу файлов между компьютерами редакционно-издательских комплексов, т.е. передачу данных. При этом методы ввода и вывода сообщений останутся на ближайшую перспективу факсимильными.

Контрольные вопросы

1. Поясните сущность факсимильной передачи сообщений.

2. В чем состоит основной недостаток факсимильного способа передачи данных и в чем его достоинства?

3. Какие протоколы используются в модемах факсимильных аппаратов?

4. Что такое факс-сервер и какие услуги он обеспечивает?

5. Что такое факс по запросу и факс-рассылка?

6. Какие услуги предоставляет служба Бюрофакс?

7. Каковы основные особенности современной службы передачи газет?

Список литературы

1. Альтергот А.В., Панфилов Д.И., Шаронин С.Г. Факсимильная связь на базе ком-пьютерной телефонии // Сети. - 1997. - № 1. - С. 58-64.

2. Передача дискретных сообщений: Учеб. для вузов / В.П. Шувалов, Н.В. Захарченко, В.О. Шварцман и др.; Под ред. В.П. Шувалова.- М.: Радио и связь, 1990. - 464 с.