19.6. Услуги ис
Классификация услуг. Все услуги ИС можно разделить на две группы: услуги со специальными тарифами и новые ДВО. Под новыми ДВО нужно понимать такие дополнительные услуги, которые могут предоставляться любому абоненту коммутируемой сети с интеллектуальной надстройкой, а не только абоненту, подключенному к цифровой АТС и имеющему телефонный аппарат с частотным номеронабирателем. Рассмотрим вначале услуги первой группы. Одной из наиболее распространенных услуг ИС первой группы в США и в Западной Европе является услуга ЗТ. Оплата за нее увеличивается по сравнению с оплатой за обычный разговор в течение 2,5 мин примерно на 30 % (оплата начисляется вызываемому абоненту). К этой же группе относятся следующие услуги: 1) услуга с дополнительной оплатой (ДО); 2) услуга с раздельной оплатой (РО); 3) услуга с оплатой по кредитной карте (ОКК); 4) услуга с повышенным тарифом оплаты (ПТО), известная как «Tele Info Service 190».
При предоставлении услуги ДО абоненту начисляется плата как за сеанс связи, так и за объем переданной информации (например, при передаче факсимильных сообщений). Оплата может делиться между абонентами, причем доля, оплачиваемая вызывающим абонентом, определяется администрацией сети в соответствии с заранее достигнутым соглашением с пользователями. Услуга РО обеспечивает возможность абонентам делить оплату за обмен информацией в заданном отношении (например, пополам), определяемом администрацией сети. Услуга с ОКК позволяет оплачивать разговор с любого таксофона путем считывания данных с кредитной карты, при этом происходит погашение определенной суммы либо на кредитной карте, либо со счета в банке. При предоставлении услуги с ПТО администрация гарантирует повышенное качество обслуживания и получение дополнительных возможностей пользователями. Разумеется, абонент должен оплатить эту услугу по повышенному по сравнению с обычным тарифу.
Теперь кратко охарактеризуем следующие новые ДВО, предлагаемые ИС:
1) персональный номер (сущность этой услуги была уже описана);
2) виртуальная частная (ведомственная) сеть (Virtual Private Network, VPN);
3) передача вызова (ПВ) на другой номер сети;
4) сбор статистических данных (ССД);
5) «следуй за мной»;
6) конференц-связь.
Под VPN понимают выделение ресурсов (передачи по линиям и каналам, коммутации на станциях) сети общего пользования и интеллектуальной надстройки для реализации всех функций ведомственной сети. При создании ведомственной виртуальной сети заказчику не требуется приобретать специальные аппаратные и программные средства для реализации информационного обмена своих пользователей. Достаточно оговорить с администрацией ИС все требуемые услуги и тарифы их оплаты. Особенностью такой сети является то, что пользователи могут быть рассредоточены и включены в разные станции. При этом гарантируется конфиденциальность трафика виртуальной сети. В материалах фирм, предлагающих аппаратные и программные средства для построения ИС, услуга «виртуальная сеть» называется центрексом обширной зоны. В процессе проектирования виртуальной сети устанавливаются: план нумерации, приоритеты пользователей, ограничения входящего и исходящего трафика, стратегия управления внутренним трафиком, объем и периодичность измерения трафика, качество обслуживания и другие характеристики.
Услуга ПВ позволяет передать вызов на другой номер сети, если вызываемый абонент занят или долго не отвечает. Услуга ССД обеспечивает сбор и обработку статистических данных об интенсивности нагрузки в заданных направлениях, о качестве обслуживания (по вызовам или по времени), о результатах телеголосования. Полученные данные могут использоваться абонентом и администрацией сети для оптимизации принимаемых решений. Услуга «следуй за мной» обеспечивает переключение входящих вызовов на номер, который указан абонентом при его переходе в другое помещение. Услуга конференц-связь в ИС аналогична ДВО конференц-связь в современной цифровой АТС, отличие состоит в том, что участниками такой связи могут быть любые абоненты сети, а не только абоненты одной АТС.
Информационный обмен в ИС. Процессы предоставления интеллектуальных услуг (ИУ) протекают в разных, рассредоточенных по территории сети, подсистемах ИС, поэтому они должны быть строго согласованы. Потребность в предоставлении ИУ распознается на АТС, где имеется ПКУ, по коду, набираемому пользователем. Запрос предоставления ИУ ПКУ направляет через транспортную сеть в ИВУ. Здесь происходит определение вида ИУ. Если в ИВУ имеется собственная БД, то из нее считываются необходимые данные и ПРУ. Выполнение программы предоставления ИУ в соответствии с ее ПРУ осуществляется на АТС с программным управлением. Если в ИВУ нет собственной БД ИУ, то запрос передается через транспортную сеть во внешнюю БД. Задержка предоставления ИУ существенно зависит от скорости передачи информации между ПКУ и ИВУ и между ИВУ и БД. Поэтому реализация ИС целесообразна на базе ЦСИО, в которой данные, необходимые для предоставления ИУ, передаются между элементами сети со скоростями не ниже, чем 64 Кбит/с.
Как уже упоминалось, каждый вызов, требующий предоставления ИУ, опознается в ПКУ. Здесь генерируется отчет со всеми параметрами вызова. Отчет в виде сообщения передается через сеть сигнализации (по протоколу ОКС № 7) интерпретатору вида услуги, и проверяется возможность реализации услуги путем посылки запроса через транспортную сеть в ПАУ. В соответствии с требуемым видом услуги выполняется поиск ПРУ и сопровождающих данных в СИБД или во внешней БД. Интерпретатор вида услуги получает подтверждение о реализуемости запрошенной услуги и начинает контроль ее реализации путем обмена в реальном времени с ПКУ. Информационный обмен между ПКУ, ИВУ и ПАУ не требует специальных каналов (эти объекты ИС являются узлами транспортной сети) и установления соединений и относится к транзакционному типу обмена в сети с коммутацией пакетов. Транзакция (Transaction) - это одноразовая обработка запроса, предполагающая передачу ответа источнику запроса о полученном результате. Каждый ПКУ обычно адресует запросы к одному ИВУ, последний может поддерживать несколько ИУ. Один ПАУ тоже может поддерживать несколько ИУ. В целях уменьшения задержки ресурсы для реализации конкретной ИУ предоставляются только одним ПАУ, если на сети их несколько.
Предоставление ИУ в ИС. Рассмотрим процесс предоставления ИУ на примере услуги «зеленый телефон» (напомним, что оплата за обмен в этом случае возлагается на вызываемого абонента). На рис. 19.13 показан обмен между уровнями ИС при предоставлении данной услуги.
Пусть абонент А, являющийся пользователем цифровой АТС, просит предоставить услугу «зеленый телефон» путем набора номера 800-2345678. На этой АТС модуль ПКУ определяет по коду 800 требование на ИУ и передает запрос в ИВУ через сеть сигнализации. Запрос от ПКУ интерпретируется в ИВУ по логическому номеру заказанной услуги 2345678 как заявка на оплату разговора за счет вызываемого абонента.
Частная фирма, абонент или государственная организация по согласованию с администрацией сети получают логический номер, который заносится в СИБД. Ему ставится в соответствие определенный набор номеров телефонов, к которым может быть установлено соединение при реализации данной услуги. В приведенном примере логическому номеру 2345678 сопоставлен физический сетевой номер телефона абонента Б: 6-54-32-10. Если в пункте, где находится ИВУ, нет требуемой БД с необходимыми данными, то здесь формируется запрос для считывания данных из СИБД. Этот запрос передается через сеть сигнализации. Обмен с СИБД относится к типу транзакции. До завершения ориентирования в ИС по поводу всех деталей предоставления ИУ абонент ожидает начала обслуживания, получая соответствующий оповещающий сигнал.
Рис. 19.13. Иллюстрация обмена в ИС при предоставлении ДВО
Система управления СИБД обеспечивает считывание физического сетевого номера абонента Б. Пусть результатом пересчета логического номера 2345678 в физический будет номер абонента Б: 6-54-32-10. Сообщение об этом номере и ПРУ передаются из СИБД в ИВУ и далее в ПКУ на АТС к которой подключен абонент А. Здесь будет установлено соединение с абонентом Б с помощью стандартных средств и протоколов коммутируемой сети, а программа реализации услуги позволит начислить оплату за ИУ абоненту Б.
Достоинства ИС - оперативность ввода новых услуг без модификации основных программных средств станций, повышение качества предоставляемых услуг, повышение эффективности использования сетевых ресурсов.
В приложении 2 приведен пример построения интеллектуальной сети на базе оборудования MEDIO IN компании STROM telecom.
Контрольные вопросы
1. В чем состоят отличия транспортных систем узкополосной и широкополосной ЦСИО?
2. Благодаря чему обеспечивается в Ш-ЦСИО уменьшение задержки пакетов, коэффициента ошибок и упрощение протоколов сетевого уровня?
3. Назовите параметры, которые характеризуют службы электросвязи.
4. Влияет ли величина параметра пачечности на выбор метода коммутации для конкретной службы электросвязи?
5. Какая из известных вам служб электросвязи предъявляет наиболее жесткие требования к допустимой задержке сообщений от абонента до абонента?
6. Какая из известных вам служб электросвязи требует наибольшей скорости передачи сообщений по каналам сети?
7. Каковы основные отличия широкополосной ЦСИО от узкополосной?
8. Поясните возможности использования каналов типов Н12 и Н4 для передачи информации в широкополосной ЦСИО.
9. Какие задачи необходимо решить для перехода от узкополосной к широкополосной ЦСИО?
10. Сформулируйте требования, предъявляемые к коммутационным полям станций и узлов в Ш-ЦСИО.
11. Назовите и охарактеризуйте известные вам способы коммутации, использование которых позволяет динамически распределять сетевые ресурсы в Ш-ЦСИО.
12. Охарактеризуйте достоинства и недостатки известных вам способов коммутации, рекомендуемых для использования в Ш-ЦСИО.
13. Применение какого из способов коммутации (БКК или БКП) обеспечивает большую гибкость при перегрузках в Ш-ЦСИО?
14. Каковы причины перехода к ИС?
15. Назовите обязательные условия перехода к ИС.
16. В чем состоит отличие ДВО от основных услуг, предоставляемых цифровой сетью?
17. Приведите примеры ДВО, предоставляемых ИС.
18. В чем состоит современный подход к проектированию и реализации новых услуг ИС?
19. Охарактеризуйте свойства ИС.
20. Каковы преимущества ИС?
21. Охарактеризуйте функции подсистемы административного управления ИС.
22. Каковы функции интерпретатора вида услуги?
23. Каковы функции пункта коммутации услуги?
24. В чем состоит отличие услуг ИС от услуг, предоставляемых цифровой АТС своим абонентам?
25. Охарактеризуйте требования, предъявляемые к процессу обмена информацией между объектами ИС с целью предоставления ДВО.
26. Каковы функции транспортной подсистемы ИС в процессе предоставления ДВО?
27. Проиллюстрируйте обмен информацией между объектами ИС при предоставлении услуги «зеленый телефон».
28. Чем отличается ведомственная виртуальная сеть в ИС от современной ведомственной телефонной сети?
Список литературы
1. Концепция развития связи Российской Федерации / Под ред. В.Б. Булгака, Л.Е. Варакина. - М.: Радио и связь, 1995. - 224 с.
2. Советов Б.Я., Яковлев С.А. Построение сетей интегрального обслуживания. - М.: Машиностроение, 1990. - 332 с.
3. Итоги науки и техники. - М.: ВИНИТИ, 1990. - 230 с. - (Сер. Связь; Т. 5: Цифровые сети интегрального обслуживания).
4. Протоколы информационно-вычислительных сетей: Справочник / Под ред. И.А. Мизина, А.П. Кулешова. - М.: Радио и связь, 1990. - 503 с.
5. Итоги науки и техники. - М.: ВИНИТИ, 1986. -311 с.- (Сер. Электросвязь; Т. 16).
6. Шварцман В.О. Алгоритмы коммутации. Диалектика развития // Электросвязь. -1994. -№11.
7. МККТТ. Синяя книга. ЦСИО. Общая структура, услуги и возможности обслуживания. Рекомендации 1.110-1.257. IX Пленарная Ассамблея. - Мельбурн, 1988. - Т. Ill, вып. III.7.
8. Филюшин Ю.И. Асинхронный режим передачи и принципы построения узлов быстрой коммутации пакетов 7/ Электросвязь. - 1991. - № 9.
9. Самуилов К.Е., Филюшин Ю.И. Оценка среднего значения времени установления соединения для услуг интеллектуальной сети связи // Электросвязь. - 1996. - № 6.
10. Гайкович Ю.В. Интеллектуальные сети - проблемы и перспективы // Электросвязь. -1993.-№ 12.
11. Кучерявый А.Е. Функциональная архитектура систем коммутации 90-х годов // Электросвязь. - 1996. - № 9.
12. Лихтциндер Б.Я., Кузякин М.А., Росляков А.В., Фомичев С.М. Интеллектуальные сети связи. - М.: Эко-Трендз, 2000. - 205 с.
13. Гольдштейн Б.С., Ехриель И.М., Рерле Р.Д. Интеллектуальные сети. - М.: Радио и связь, 2000. - 500 с.
- Часть I. Способы передачи сообщений
- Глава 1. Спектры
- 1.1 Спектры периодических сигналов
- 1.2. Спектры непериодических сигналов
- 1.3. Сигналы электросвязи и их спектры
- Глава 2. Модуляция
- 2.1. Принципы передачи сигналов электросвязи
- 2.2. Амплитудная модуляция
- 2.3 Угловая модуляция
- 2.4. Импульсная модуляция
- 2.5. Демодуляция сигналов
- Глава 3. Цифровые сигналы
- 3.1. Понятие о цифровых сигналах
- 3.2. Дискретизация аналоговых сигналов
- 3.3. Квантование и кодирование
- 3.4. Восстановление аналоговых сигналов
- Глава 4. Принципы многоканальной передачи
- 4.1. Одновременная передача сообщений
- 4.2. Частотное разделение каналов
- 4.3. Временное разделение каналов
- Глава 5. Цифровые системы передачи
- 5.1. Формирование группового сигнала
- 5.2. Синхронизация
- 6.3. Регенерация цифровых сигналов
- 5.4. Помехоустойчивое кодирование
- Глава 6. Цифровые иерархии
- 6.1. Плезиохронная цифровая иерархия
- 6.2. Синхронная цифровая иерархия
- Глава 7. Линии передачи
- 7.1. Медные кабельные линии
- 7.2. Радиолинии
- 7.3. Волоконно-оптические кабельные линии
- Глава 8. Транспортные сети
- 8.1. Предпосылки создания транспортных сетей
- 8.2. Системы передачи для транспортной сети
- Vc низшего порядка (Low order vc, lovc)
- Vc высшего порядка (High order vc, hovc)
- 8.3. Модели транспортных сетей
- 8.4. Элементы транспортной сети
- 8.5. Архитектура транспортных сетей
- Часть II. Службы электросвязи. Телефонные службы и службы документальной электросвязи
- Глава 9. Основные понятия и определения
- 9.1. Информация, сообщения, сигналы
- 9.2. Системы и сети электросвязи
- 9.3. Эталонная модель взаимосвязи открытых систем
- 9.4. Методы коммутации в сетях электросвязи
- 9.5 Методы маршрутизации в сетях электросвязи
- Т а б л и ц а 9.2. Устройства, реализующие функции маршрутизации
- Глава 10. Телефонные службы
- 10.1. Услуги, предоставляемые общегосударственной системой автоматизированной телефонной связи
- 10.2. Структура городских телефонных сетей (гтс) с низким уровнем цифровизации и перспективы развития
- 10.3. Расчет коммутационного узла с коммутацией каналов 10.3.1. Модель коммутационного узла
- 10.3.1 Модель коммутационного узла
- 10.3.2. Структура коммутационных полей станций и узлов
- 10.3.3. Элементы теории телетрафика
- Глава 11. Телеграфные службы
- 11.1. Сети телеграфной связи
- 11.2. Направления развития телеграфной связи
- Глава 12. Службы пд. Защита от ошибок и преобразование сигналов
- 12.1. Методы защиты от ошибок
- 12.2. Сигналы и виды модуляции, используемые в современных модемах
- Глава 13. Службы пд. Сети пд.
- 13.1. Компьютеры — архитектура и возможности
- 13.2. Принципы построения компьютерных сетей
- 13.3. Международные стандарты на аппаратные и программные средства компьютерных сетей
- 13.4. Сетевые операционные системы
- 13.5. Локальные компьютерные сети
- 13.6. Глобальные компьютерные сети
- 13.7. Телефонная связь по компьютерным сетям
- Глава 14. Факсимильные службы
- 14.1. Основы факсимильной связи
- 14.2. Организация факсимильной связи
- Глава 15. Другие службы документальной электросвязи
- 15.1. Видеотекс
- 15.2. Голосовая почта
- Глава 16. Единая система документальной электросвязи
- 16.1. Интеграция услуг документальной электросвязи [1]
- 16.2. Назначение и основные принципы построения служб обработки сообщений [2]
- 16.3. Многофункциональные терминалы
- Глава 17. Обеспечение информационной безопасности в телекоммуникационных системах
- 17.1. Общие положения
- 17.2. Правовые и организационные аспекты информационной безопасности
- 17.3. Технические аспекты информационной безопасности
- Часть III. Интеграция сетей и служб электросвязи
- Глава 18. Узкополосные цифровые сети интегрального обслуживания (у-цсио)
- 18.1. Пути перехода к узкополосной цифровой сети интегрального обслуживания
- 18.2. Службы и услуги узкополосной цсио
- 18.3. Система управления у-цсио
- Глава 19. Широкополосные и интеллектуальные сети
- 19.1. Условия и этапы перехода к широкополосной сети интегрального обслуживания (ш-цсио)
- 19.2. Услуги ш-цсио
- 19.3. Способы коммутации в ш-цсио
- 19.4. Построение коммутационных полей станций ш-цсио
- 19.5. Причины и условия перехода к интеллектуальной сети (ис)
- 19.6. Услуги ис
- Глава 20. Система межстанционной сигнализации по общему каналу в цсио
- 20.1. Понятие об общем канале сигнализации
- 20.2. Протоколы системы сигнализации № 7 itu-t
- 20.3. Способы защиты от ошибок в окс № 7
- 20.4. Характеристики окс
- 20.5. Способы построения сигнальной сети
- Глава 21. Широкополосные сети и оборудование компании «Huawei Technologies Co, Ltd»
- 21.1. Оптическая сеть абонентского доступа с интеграцией услуг honet
- 21.2. Построение транспортных сетей на базе оборудования компании «Huawei Technologies Co., Ltd»
- 21.3. Цифровая коммутационная система с программным управлением с&с08
- 21.4. Высокоскоростной коммутирующий маршрутизатор Radium 8750
- Часть IV. Современные методы управления в телекоммуникациях
- Глава 22. Общие положения
- 22.1. Многоуровневое представление задач управления телекоммуникациями
- 22.2. Функциональные группы задач управления
- Глава 23. Интегрированные информационные системы управления предприятиями электросвязи
- 23.1. Понятия и определения в области информационных систем управления предприятием
- 23.2. Анализ структуры интегрированной информационной системы управления предприятием регионального оператора связи
- 23.3. Новое системное проектирование как передовая технология на этапе внедрения современных информационных систем
- 23.4. Требования к функциональности интегрированной информационной системы управления предприятием для регионального оператора связи
- 23.5. Требования к используемым информационным технологиям, техническим средствам и программному обеспечению
- Глава 24. Управление услугами. Качество предоставляемых услуг
- 24.1. Система качества услуг электросвязи
- 24.2. Базовые составляющие обеспечения качества услуги
- 24.3. Оценка качества услуг связи с точки зрения пользователя и оператора связи
- Глава 25. Управление услугами.
- 25.1. Общие положения
- 25.2. Классификация аср
- 25.3. Централизованный способ построения системы расчетов
- 25.4. Интеграция аср с системами управления tmn
- 25.5. Основные технические требования для аср
- 25.6. Обзор автоматизированных систем расчетов
- 25.7. Заключение
- Глава 26. Управление сетями и сетевыми элементами
- 26.1. Архитектура систем управления сетями и сетевыми элементами
- 26.2. Системы управления первичными и вторичными сетями
- 26.3. Принципы построения системы управления
- Глава 27. Решения компании strom telecom в области tmn (Foris oss)
- 27.1. Общая характеристика семейства продуктов Foris oss
- 27.2. Автоматизация расчетов. Подсистема TelBill
- 27.3. Многофункциональные подсистемы сбора данных и взаимодействия с атс
- 27.4. Подсистема сбора данных и их биллинговой предобработки TelCharge
- 27.5. Подсистемы TelRes, TelTe, TelRc
- 27.6. Система «Электронный замок»
- 27.7. Подсистема поддержки клиентов tccs (Foris Customer Care Systems)
- 27.8. Подсистема Контакт-центр