18.1. Пути перехода к узкополосной цифровой сети интегрального обслуживания
Общие положения. Основным направлением развития средств электросвязи в последнее десятилетие является завершение опыт-ной и начало коммерческой эксплуатации узкополосных сетей инте-грального обслуживания (У-ЦСИО), начало разработки международ-ными организациями концепции широкополосной ЦСИО (Ш-ЦСИО), разработка методов и средств коммутации, обеспечивающих высокую производительность узлов коммутации, а также средств высокоскоро-стной передачи сообщений.
Пользователи сетей электросвязи предъявляют повышенные тре-бования к составу и качеству услуг. Современная сеть электросвязи должна обеспечивать доступ пользователей к множеству служб: ре-чевой, данных, текста, изображений, телеконференций, выход к ба-зам данных сетей ЭВМ, выход пользователей частных локальных се-тей к абонентам сетей общего пользования и др. В 1990-1992 годах практически все экономически развитые страны мира приступили к коммерческой эксплуатации узкополосных ЦСИО. Большое количест-во публикаций, посвященных ЦСИО (во многих отечественных публи-кациях используется синоним этого наименования - цифровая сеть с интеграцией служб - ЦСИС), показывает, что начало 90-х годов XX в. проходило под знаком перехода к широкополосным ЦСИО. Ш-ЦСИО позволяет достичь еще более высокого использования ресурсов сети, чем в У-ЦСИО. Страны с разным экономическим потенциалом будут, по-видимому, идти разными путями к созданию Ш-ЦСИО, решая за-дачи повышения эффективности использования сетевых ресурсов путем применения асинхронного способа передачи (Asynchronous Transfer mode, ATM) и быстрой коммутации пакетов (БКП) [1, 2, 8, 9]. В настоящей главе рассматриваются свойства, структура и особенно-сти У-ЦСИО, пути перехода от аналоговых сетей к цифровым, службы
и услуги, система управления У-ЦСИО, способы и средства доступа пользователей к сети.
Понятие интеграции в ЦСИО. Цифровая сеть интегрального об-служивания - результат эволюции сетей передачи данных и инте-гральной цифровой сети связи (ИЦСС). Хотя ИЦСС в 70-е годы XX в. и называлась интегральной, в ней были реализованы лишь первых два шага интеграции (объединения):
- интеграция элементной базы средств управления и коммутации (использование однотипных электронных компонентов);
- интеграция способов разделения каналов в коммутационном и каналообразующем оборудовании.
В такой сети информация пользователей передавалась в цифро-вой форме только по цифровым трактам между станциями и узлами и в коммутационном поле, в то время как абонентские линии остава-лись аналоговыми.
Цифровой сетью называют сеть электросвязи, в которой инфор-мация передается (по абонентским и соединительным линиям) и ком-мутируется (на станциях и узлах) в цифровой форме. Цифровой сетью интегрального обслуживания называют такую цифровую сеть, которая поддерживает множество служб электросвязи.
Под интеграцией обслуживания (служб) понимают объединение нескольких служб (речи, данных, изображений и др.), поддерживае-мых одной сетью. Понятия: интегральная цифровая сеть связи (ИЦСС) и цифровая сеть интегрального обслуживания имеют много общего, но не совпадают. Такие различия в названии сетей, каждая из которых поддерживает несколько служб, вызваны их особенностя-ми. Так, в ИЦСС объединяющими (интегрирующими) являются вре-менное разделение каналов в каналообразующем и коммутационном оборудовании и элементная база коммутации и управления, а в У-ЦСИО, кроме этого, происходит интеграция способов коммутации (ком-мутации каналов и пакетов) и ряда служб, поддерживавшихся ранее другими сетями.
Особенности ЦСИО. Рассмотрим особенности ЦСИО, отлича-ющие ее от других сетей.
Основными свойствами ЦСИО являются [3]:
а) возможность передачи информации в цифровой форме от одно-го терминала (Т) до другого;
б) предоставление широкого спектра услуг (видов сервиса), вклю-чающего передачу речевой и неречевой информации;
в) возможность подключения разнообразных терминалов к сети с помощью многоцелевых стандартных согласующих устройств (интерфейсов) «пользователь-сеть»;
г) обеспечение централизованной сигнализации (по общему каналу) с высокой скоростью и верностью;
Рис. 18.1. Структурный состав ЦСИО
д) обеспечение любого из требуемых способов коммутации: ка-налов или пакетов;
е) обеспечение цифрового транспортного соединения между тер-миналами оконечных абонентских пунктов;
ж) предоставление пользователям доступа к большому числу ре-чевых и неречевых служб через общую абонентскую линию;
з) предоставление пользователям доступа к сети через небольшое число стандартных многоцелевых интерфейсов.
В состав У-ЦСИО должны входить три вида специализированных сетей (рис. 18.1): сеть с коммутацией каналов (КК), сеть с коммутаци-ей пакетов (КП), сеть сигнализации (СС).
Концепция ЦСИО детально определена в рекомендациях серии / международного союза электросвязи МСЭ-Т (ITU-T). У-ЦСИО поддер-живает множество служб, а именно: службу телефонной связи, теле-кса, факсимильной связи, телетекста, телефакса, бюрофакса, теле-конференций, передачи данных (ПД) с КК, ПД с КП и др.
Под службой электросвязи (service или telecommunication service) понимают совокупность аппаратных и программных средств, термина-лов, линий и каналов, используемых администрацией сети электросвя-зи для предоставления услуг пользователям.
Сеть электросвязи как совокупность технических средств и служб предоставляет услуги абонентам. Отличие понятий сетей и служб (услуг) видно хотя бы из того, что служба передачи данных родилась, не имея своей сети. Для передачи данных использовались неком-мутируемые каналы, телефонная сеть и сеть телекс. Позже начали создавать специализированные сети ПД для достижения более высокого качества ПД. На рис. 18.2 показаны примеры использова-ния различных сетей для различных служб.
Различают три условия интеграции цифровых сетей:
1) элементной базы (использование однотипных компонентов в аппаратных средствах управления, коммутации и каналообразования);
2)способов разделения каналов (временное разделение) в коммутационном и каналообразующем оборудовании;
3) служб (видов) электросвязи.
Рис. 18.2. Виды служб и поддерживающих их сетей
Требования, предъявляемые к ЦСИО. Цифровая сеть интегрального обслуживания должна обеспечивать следующие требования:
1. Установление связи различных служб к одному абоненту по од-ной абонентской линии, имеющей один номер.
2. В перспективе передачу любого вида информации (представ-ленной изначально в аналоговой или дискретной форме) с помощью одного многофункционального терминала.
3. Возможность одновременно передавать информацию различ-ных видов.
4. Снижение тарифов за услуги электросвязи.
5. Повышение качества передачи информации (по сравнению с ка-чеством передачи на существующих сетях).
6. Более эффективное использование каналов и линий сети.
7. Возможность передачи информации с помощью стартстопных, синхронных и пакетных установок.
8. Установление соединения для передачи данных (в режиме ком-мутации каналов) не более чем за 1 с.
9. Доставку сообщения не более чем за 10 мс.
10. Разъединение соединения не более чем за 10 мс.
11. Коэффициент ошибок не должен превышать 10"6.
12. Предоставление по требованию пользователя широкого круга дополнительных видов обслуживания (ДВО), например, прямой вы-зов, многоадресный вызов и др.
13. Абоненту должны передаваться любые необходимые сигналы, оповещающие его о фазе соединения или об отклонении процессов установления соединения от нормы.
14. Возможность расширения обслуживания на подвижные объекты.
15. Возможность расширения служб и ввода новых видов ин-формации.
Узкополосные ЦСИО, обладающие перечисленными свойствами, имеют следующие достоинства:
1. Высокая скорость передачи информации (до 64 Кбит/с) для большинства служб нетелефонного типа.
2. Предоставление абонентам возможности пользоваться много-функциональным терминалом, подключенным к одной линии и име-ющим один номер для входящего вызова.
3. Более низкий тариф оплаты за передачу данных.
4. Возможность передачи информации в цифровой форме между двумя абонентскими пунктами (терминалами).
5. Наличие общеканальной системы сигнализации № 7 с комму-тацией пакетов, обеспечивающей эффективное использование средств связи.
6. Возможность выбора одного из способов коммутации (КК или КП) на станциях ЦСИО.
Рис. 18.3. Группы рекомендаций ITU-T, относящихся к ЦСИО
7. Совместимость с существующими сетями.
8. Приспособленность терминалов для передачи информации раз-личными способами.
Стандарты в области ЦСИО определяются рекомендациями МСЭ-Т серии I. Группы рекомендаций и относящиеся к ним элементы показа-ны на рис. 18.3. Общие принципы построения ЦСИО, концепция, тер-минология описаны в рекомендациях группы 1.100. Службы, поддер-живаемые ЦСИО, описаны в рекомендациях группы I.200. Необходи-мо отметить важность изучения аспектов, связанных со службами и услугами в ЦСИО, так как все своеобразие таких сетей заключено в поддержке многообразных служб, базировавшихся ранее на других се-тях, В группе рекомендаций, начиная с I.300 изложены принципы адре-сации, нумерации, маршрутизации в процессе установления соедине-ний, функциональные характеристики сети, эталонная модель протоколов. Требования к интерфейсу «пользователь-сеть» изложены в ре-комендациях группы I.400, а к межсетевому интерфейсу - в рекомен-дациях группы I.500. Требования к системе управления У-ЦСИО и к технической эксплуатации приведены в рекомендациях группы I.600.
Структура и функции У-ЦСИО. Первые проекты цифровой теле-фонной сети, названной тогда ИЦСС, были начаты в середине 60-х годов XX в. Тогда в ИЦСС была реализована интеграция каналообра-зующего и коммутационного оборудования на основе применения ИКМ с временным делением каналов (ВДК). В Европе стандартизиро-вана аппаратура ИКМ-30/32, а в США, Японии и некоторых других странах - ИКМ-24.
На рис. 18.4 приведена схема телефонной ИЦСС. В ИЦСС циф-ровой поток не доводился до абонентского пункта. Эта сеть под-держивала два вида служб: телефонную и ПД. Для каждого вида служб необходим свой интерфейс с сетью. Многофункциональный терминал на такой сети неэффективен из-за большой сложности. Абоненту не предоставлялся стандартный цифровой стык для под-ключения оконечных терминалов различных служб.
Для перехода от ИЦСС к ЦСИО необходимо выполнить целый комплекс требований, вытекающих из особенностей каждой из служб, поддерживаемых сетью.
Рис. 18.4. Структурная схема телефонной ИЦСС
Служба телефонной связи обслуживает речевой трафик. Особен-ность его состоит в том, что информация передается в любой момент времени по каналу в одном направлении. При передаче речевой ин-формации недопустимы задержки, превышающие 25 мс. (Ухо челове-ка чувствительно к задержке сигналов в транспортной системе и к ко-лебаниям величины задержки во времени.) Поэтому использование методов коммутации пакетов при передаче речевой информации в ЦСИО приводит к необходимости ужесточения требований к абсо-лютной величине задержки и колебаниям задержки при передаче сиг-налов, по сравнению с соответствующими требованиями, предъяв-ляемыми к сети при передаче данных.
Положительной чертой речевого трафика является его относитель-ная устойчивость к потере части сообщения при передаче по сети.
Особенность трафика данных состоит в малой чувствительности к абсолютной величине задержки и в большой чувствительности к по-тере части сообщения из-за блокировок в сети.
Основные характеристики ЦСИО. Возможности передачи рече-вой информации и данных в ЦСИО определяется чувствительностью к задержке, чувствительностью к искажениям, чувствительностью к потере части сообщения (блокировке).
Под чувствительностью к задержке (43) при передаче речевой информации в пакетной форме понимают критичность к запаздыва-нию сообщений, когда возникают трудности понимания между парт-нерами.
В рекомендации G.114 МККТТ максимальное время прохожде-ния сигнала для одного направления передачи ограничено вели-чиной 240 мс.
При передаче данных и системе защиты от ошибок с решающей обратной связью под 43 понимают критичность ко времени отклика удаленной стороны канала ПД на переданный кадр. Чем меньше эта задержка, тем меньше требуемый объем буфера передатчика. Под чувствительностью к искажениям (ЧИ) при передаче речевой инфор-мации в цифровой форме понимают зависимость качества связи от искажения отдельных элементов кадров, передаваемых в канальных интервалах систем с ИКМ. Считается, что речевая служба относи-тельно толерантна к искажениям (благодаря большой информацион-ной избыточности речи). Данные более чувствительны к искажениям, так как обладают значительно меньшей информационной избыточно-стью. Под блокировкой при пакетной передаче понимают потерю части пакетов в сети, что приводит к выпадению отдельных кадров (или групп кадров) из сообщения. Речевые сообщения относительно мало чувствительны к блокировке (благодаря возможности переспро-са неправильно понятого сообщения). Блокировки при ПД весьма су-щественно влияют на качество связи, так как при отсутствии информационной избыточности полученное сообщение с потерянными кад-рами может быть полностью искажено.
Рис. 18.5. Схема УК гибридной сети с раздельными АЛ для КК и КП
Гибридные сети и гибридная коммутация. Промежуточным эта-пом перехода от традиционных сетей к ЦСИО был этап разработки, испытаний и эксплуатации гибридных сетей электросвязи. Рассмот-рим особенности таких сетей.
Под гибридной коммутацией понимается совмещение на одной станции способов коммутации каналов и пакетов (рис. 18.5), причем сети с коммутацией пакетов и с коммутацией каналов независимы, общими являются только узлы коммутации. Абонент сам должен оп-ределить, ресурсы какой сети ему нужны.
Использование одной абонентской линии (или входящей соедини-тельной линии, СЛ) для доступа к ресурсам сетей с КК и КП показано на рис. 18.6. Такая гибридная сеть (ГС) позволяет более эффективно использовать входящие СЛ и АЛ. Сообщение, поступающее от тер-минала (Т), несет данные о типе требуемой сети, а управляющая сис-тема узла коммутации управляет передачей сообщения в требуемом направлении.
Диаграмма, иллюстрирующая интеграцию в одной линии потоков информации, передаваемых с использованием способов КК и КП, по-казана на рис. 18.7. Соединительные линии сети являются цифровы-ми (ИКМ 30/32 или ИКМ-24). В каждой такой линии часть Tкк цикла (Tц= 125 мкс) используется для передачи информации в сети КК, а оставшаяся (Tц- Tкк) -для передачи информации в сети КП.
Рис. 18.6. Схема УК гибридной сети с общей АЛ для КК и КП
Рис. 18.7. Структура кадра при совмещении способов КК и КП в одной СЛ
Граница между полем для временных каналов (1, 2,...,n) и полем передачи пакетов является подвижной и определяется входящей нагрузкой. Управляющая система УК оценивает интенсивности потоков заявок на установление соединений (КК) и передачу пакетов, определяет границу в кадре между зонами КК и КП, учитывая требования к каче-ству обслуживания при КК (допустимая норма потерь) и при КП (до-пустимая задержка передачи пакетов). Для объединения и разделе-ния потоков, создаваемых в системах с КК и КП, в одной СЛ исполь-зуются мультиплексоры (МП) и демультиплексоры (ДМП) соответст-венно (рис. 18.8). В демультиплексорах происходит разделение вре-менных каналов и пакетов данных, а в мультиплексорах - совмеще-ние временных каналов и пакетов, передаваемых по одной СЛ. Паке-ты после их выделения с помощью ДМП записываются в буферное запоминающее устройство (БЗУ) и в дальнейшем обрабатываются в ЭВМ. Временные каналы коммутируются с помощью оборудования КК. С помощью МП происходит объединение потоков с выходов ЭВМ и оборудования КК. Следующей ступенью интеграции является объединение методов КК и КП в едином поле КК-КП (рис. 18.9).
Другой разновидностью известных способов рационального использования сетевых ресурсов является адаптивная коммутация. Под адаптивной понимают коммутацию, при которой передаются дан ные в паузах между отдельными блоками информации одного и того же сеанса связи. Как и при гибридной коммутации, кадр имеет два поля (КК и КП).
Рис. 18.8. Схема УК для гибридной сети с раздельным оборудованием для КК и КП и общими СЛ
Рис. 18.9. Схема УК гибридной сети с совмещенным оборудованием для КК и КП
Рис. 18.10. Этапы перехода к ЦСИО
Данные передаются методом КП в течение времени Гкп, а так-же в паузах передачи речевой информации по временным каналам в интервале Гкк. Это позволяет повысить использование линий связи.
Переход к третьему этапу развития современных сетей связи под-готовлен созданием и использованием гибридных сетей и ИЦСС.
В 1984 г. были сформулированы основные положения цифровой се-ти интегрального обслуживания в рекомендациях серии I. ITU-T.
На рис. 18.10 показаны этапы перехода от сетей электросвязи, поддерживающих малое число служб, к ЦСИО. При этом наблюдает-ся углубление цифровизации и расширение количества служб.
- Часть I. Способы передачи сообщений
- Глава 1. Спектры
- 1.1 Спектры периодических сигналов
- 1.2. Спектры непериодических сигналов
- 1.3. Сигналы электросвязи и их спектры
- Глава 2. Модуляция
- 2.1. Принципы передачи сигналов электросвязи
- 2.2. Амплитудная модуляция
- 2.3 Угловая модуляция
- 2.4. Импульсная модуляция
- 2.5. Демодуляция сигналов
- Глава 3. Цифровые сигналы
- 3.1. Понятие о цифровых сигналах
- 3.2. Дискретизация аналоговых сигналов
- 3.3. Квантование и кодирование
- 3.4. Восстановление аналоговых сигналов
- Глава 4. Принципы многоканальной передачи
- 4.1. Одновременная передача сообщений
- 4.2. Частотное разделение каналов
- 4.3. Временное разделение каналов
- Глава 5. Цифровые системы передачи
- 5.1. Формирование группового сигнала
- 5.2. Синхронизация
- 6.3. Регенерация цифровых сигналов
- 5.4. Помехоустойчивое кодирование
- Глава 6. Цифровые иерархии
- 6.1. Плезиохронная цифровая иерархия
- 6.2. Синхронная цифровая иерархия
- Глава 7. Линии передачи
- 7.1. Медные кабельные линии
- 7.2. Радиолинии
- 7.3. Волоконно-оптические кабельные линии
- Глава 8. Транспортные сети
- 8.1. Предпосылки создания транспортных сетей
- 8.2. Системы передачи для транспортной сети
- Vc низшего порядка (Low order vc, lovc)
- Vc высшего порядка (High order vc, hovc)
- 8.3. Модели транспортных сетей
- 8.4. Элементы транспортной сети
- 8.5. Архитектура транспортных сетей
- Часть II. Службы электросвязи. Телефонные службы и службы документальной электросвязи
- Глава 9. Основные понятия и определения
- 9.1. Информация, сообщения, сигналы
- 9.2. Системы и сети электросвязи
- 9.3. Эталонная модель взаимосвязи открытых систем
- 9.4. Методы коммутации в сетях электросвязи
- 9.5 Методы маршрутизации в сетях электросвязи
- Т а б л и ц а 9.2. Устройства, реализующие функции маршрутизации
- Глава 10. Телефонные службы
- 10.1. Услуги, предоставляемые общегосударственной системой автоматизированной телефонной связи
- 10.2. Структура городских телефонных сетей (гтс) с низким уровнем цифровизации и перспективы развития
- 10.3. Расчет коммутационного узла с коммутацией каналов 10.3.1. Модель коммутационного узла
- 10.3.1 Модель коммутационного узла
- 10.3.2. Структура коммутационных полей станций и узлов
- 10.3.3. Элементы теории телетрафика
- Глава 11. Телеграфные службы
- 11.1. Сети телеграфной связи
- 11.2. Направления развития телеграфной связи
- Глава 12. Службы пд. Защита от ошибок и преобразование сигналов
- 12.1. Методы защиты от ошибок
- 12.2. Сигналы и виды модуляции, используемые в современных модемах
- Глава 13. Службы пд. Сети пд.
- 13.1. Компьютеры — архитектура и возможности
- 13.2. Принципы построения компьютерных сетей
- 13.3. Международные стандарты на аппаратные и программные средства компьютерных сетей
- 13.4. Сетевые операционные системы
- 13.5. Локальные компьютерные сети
- 13.6. Глобальные компьютерные сети
- 13.7. Телефонная связь по компьютерным сетям
- Глава 14. Факсимильные службы
- 14.1. Основы факсимильной связи
- 14.2. Организация факсимильной связи
- Глава 15. Другие службы документальной электросвязи
- 15.1. Видеотекс
- 15.2. Голосовая почта
- Глава 16. Единая система документальной электросвязи
- 16.1. Интеграция услуг документальной электросвязи [1]
- 16.2. Назначение и основные принципы построения служб обработки сообщений [2]
- 16.3. Многофункциональные терминалы
- Глава 17. Обеспечение информационной безопасности в телекоммуникационных системах
- 17.1. Общие положения
- 17.2. Правовые и организационные аспекты информационной безопасности
- 17.3. Технические аспекты информационной безопасности
- Часть III. Интеграция сетей и служб электросвязи
- Глава 18. Узкополосные цифровые сети интегрального обслуживания (у-цсио)
- 18.1. Пути перехода к узкополосной цифровой сети интегрального обслуживания
- 18.2. Службы и услуги узкополосной цсио
- 18.3. Система управления у-цсио
- Глава 19. Широкополосные и интеллектуальные сети
- 19.1. Условия и этапы перехода к широкополосной сети интегрального обслуживания (ш-цсио)
- 19.2. Услуги ш-цсио
- 19.3. Способы коммутации в ш-цсио
- 19.4. Построение коммутационных полей станций ш-цсио
- 19.5. Причины и условия перехода к интеллектуальной сети (ис)
- 19.6. Услуги ис
- Глава 20. Система межстанционной сигнализации по общему каналу в цсио
- 20.1. Понятие об общем канале сигнализации
- 20.2. Протоколы системы сигнализации № 7 itu-t
- 20.3. Способы защиты от ошибок в окс № 7
- 20.4. Характеристики окс
- 20.5. Способы построения сигнальной сети
- Глава 21. Широкополосные сети и оборудование компании «Huawei Technologies Co, Ltd»
- 21.1. Оптическая сеть абонентского доступа с интеграцией услуг honet
- 21.2. Построение транспортных сетей на базе оборудования компании «Huawei Technologies Co., Ltd»
- 21.3. Цифровая коммутационная система с программным управлением с&с08
- 21.4. Высокоскоростной коммутирующий маршрутизатор Radium 8750
- Часть IV. Современные методы управления в телекоммуникациях
- Глава 22. Общие положения
- 22.1. Многоуровневое представление задач управления телекоммуникациями
- 22.2. Функциональные группы задач управления
- Глава 23. Интегрированные информационные системы управления предприятиями электросвязи
- 23.1. Понятия и определения в области информационных систем управления предприятием
- 23.2. Анализ структуры интегрированной информационной системы управления предприятием регионального оператора связи
- 23.3. Новое системное проектирование как передовая технология на этапе внедрения современных информационных систем
- 23.4. Требования к функциональности интегрированной информационной системы управления предприятием для регионального оператора связи
- 23.5. Требования к используемым информационным технологиям, техническим средствам и программному обеспечению
- Глава 24. Управление услугами. Качество предоставляемых услуг
- 24.1. Система качества услуг электросвязи
- 24.2. Базовые составляющие обеспечения качества услуги
- 24.3. Оценка качества услуг связи с точки зрения пользователя и оператора связи
- Глава 25. Управление услугами.
- 25.1. Общие положения
- 25.2. Классификация аср
- 25.3. Централизованный способ построения системы расчетов
- 25.4. Интеграция аср с системами управления tmn
- 25.5. Основные технические требования для аср
- 25.6. Обзор автоматизированных систем расчетов
- 25.7. Заключение
- Глава 26. Управление сетями и сетевыми элементами
- 26.1. Архитектура систем управления сетями и сетевыми элементами
- 26.2. Системы управления первичными и вторичными сетями
- 26.3. Принципы построения системы управления
- Глава 27. Решения компании strom telecom в области tmn (Foris oss)
- 27.1. Общая характеристика семейства продуктов Foris oss
- 27.2. Автоматизация расчетов. Подсистема TelBill
- 27.3. Многофункциональные подсистемы сбора данных и взаимодействия с атс
- 27.4. Подсистема сбора данных и их биллинговой предобработки TelCharge
- 27.5. Подсистемы TelRes, TelTe, TelRc
- 27.6. Система «Электронный замок»
- 27.7. Подсистема поддержки клиентов tccs (Foris Customer Care Systems)
- 27.8. Подсистема Контакт-центр