13.4. Сетевые операционные системы
Системные программные средства, управляющие процессами в компьютерных сетях, объединенные общей архитектурой, опреде-ленными коммуникационными протоколами и механизмами взаимодействия вычислительных процессов, называются сетевыми операционными системами. Они предназначены для эффективного решения задач распределенной обработки данных, т.е. обработки данных не на отдельном локальном компьютере, а на нескольких объединенных сетью, причем часто бывает неважно - локальной или глобальной.
Сетевые операционные системы ограничены областью своего действия. Сетевые супервизоры (управляющие программы) поддер-живают работу одной или нескольких взаимодействующих локальных сетей. Если взаимодействуют несколько сетей (организована интерсеть), то сетевое программное обеспечение реализуется также в шлюзах и мостах, связывающих эти сети, а все сетевые объекты (рабочие станции, серверы), принадлежащие разным сетям, подчи-няются общему адресному пространству.
Сетевые операционные системы, поддерживая распределенное выполнение процессов, их взаимодействие, обмен данными между процессорами, доступ пользователей к общим ресурсам и другие функции, выполняют важные системные требования к распределен-ной системе как к целостной и многопользовательской.
Требования к сетевым операционным системам. Различают следующие системные требования:
1. Единая системная архитектура.
2. Обеспечение требуемого высокого уровня прозрачности.
3. Высокоуровневая и высоконадежная файловая система. Единая системная архитектура. Понятие «системная архитекту-ра» охватывает следующие вопросы:
- распределение функций между узлами сети;
- принципы построения коммуникационных протоколов;
- методы выполнения отдаленных операций типа «клиент- сервер»;
- структуру сетевой файловой системы;
- уровни прозрачности доступа к сети;
- принципы защиты данных;
- свойства общесетевого адресного пространства. Примером мо-жет служить адресация в Internet.
Обеспечение требуемого высокого уровня прозрачности. Сете-вая операционная система должна обеспечивать для пользователей доступ к многообразным сетевым ресурсам независимо от степени распределенности, неоднородности и мобильности данных, программ и устройств. Высокий уровень прозрачности означает, что обеспечи-ваются прозрачность доступа, прозрачность имен, прозрачность фи-зических устройств и сетевой среды и т.д. Сетевая операционная сис-тема изолирует от пользователя все различия, особенности и физи-ческие параметры привязки процессов к обрабатываемым сетевым ресурсам. Например, пользователь может обратиться к процессу печати определенных данных, называя их уникальными составными именами, но совершенно не заботится о том, где практически нахо-дятся эти данные, и на каком физическом принтере они будут рас-печатаны.
Высокоуровневая и высоконадежная файловая система. Фай-ловая система, поддерживаемая сетевой операционной системой и входящая в ее состав, должна эффективно организовать хранение информации общего пользования и обеспечивать одновременный доступ к ней многих пользователей. Высокоуровневость означает, что доступ обеспечивается как к локальным файлам (расположенным на рабочих станциях), так и к удаленным (на серверах) на различных уровнях (справочник файлов; файл; именованный блок; сегмент файла).
В сетевом режиме должны поддерживаться разнообразные опера-ции с файлами (читать, писать, удалять, модифицировать). Протокол удаленного доступа и управления файлами должен обеспечивать все необходимые сетевые функции создания, обработки, пересылки и защиты файла.
Файловая система - центральный элемент сетевой операционной системы, определяющий производительность и надежность всей рас-пределенной системы в целом [9].
Примеры сетевых операционных систем. Рассмотрим несколь-ко наиболее распространенных сетевых операционных систем. До недавнего времени наиболее широко использовались операционные системы фирмы Novell, различные версии операционной системы Netware. Все они делятся на две группы - одноранговые и операци-онные системы с выделенными серверами.
К одноранговым можно отнести NetWare Lite и Personal NetWare, а ко второй группе - версии NetWare 2.2, NetWare 3.12 и NetWare 4.0. Разница состоит в том, что в одноранговых сетях каждая станция мо-жет выполнять как функции сервера, так и рабочей станции, а в сетях с выделенными серверами роли расписаны более жестко: рабочие станции не разделяют свои ресурсы - это возможно только для сер-веров. Файлы, предназначенные для многих пользователей, хранят-ся на сервере. Винчестер на выделенном сервере форматируется специальным образом, что повышает надежность и сохранность информации.
В основном все версии операционных систем фирмы Novell, вклю-чая версию 4.0, предполагают использование серверов в режиме файл-сервер, т. е. для хранения и предоставления (разделения) меж-ду рабочими станциями файлов. Отличной можно считать лишь опе-рационную систему UnixWare, сервер которой может выполнять при-кладные задачи пользователей.
Следующий тип сетевой операционной системы - это OS/2, работу над которой в 1985 г. начали совместно фирмы IBM и Microsoft. После 1991 г. совместные работы были прекращены (начиная с 1993 г. Mi-crosoft стала выпускать собственную операционную систему Windows NT). В настоящее время IBM выпустила несколько версий OS/2 [8].
Фирма Microsoft выпустила две версии операционной системы Windows NT 3.51 и 4.0. Программные продукты предлагаются в виде двух наборов: Microsoft BackOffice (последняя версия 2.5) с сервер-ными продуктами и Microsoft Office (последняя версия Microsoft Office 97) с продуктами, устанавливаемыми на рабочие станции локальной сети. В состав BackOffice входят:
1) Microsoft NT server 4.0;
2) Microsoft SQL server 6.5 - программа, представляющая из себя се-тевую систему управления базами данных (СУБД);
3) Microsoft Exchange server - программа, обеспечивающая обмен почтовой информацией в сетях Microsoft;
4) Microsoft SMS server - программное обеспечение для сетевого ад-министрирования;
5) Microsoft SNA server - программное обеспечение шлюза с супер-ЭВМ.
В состав Microsoft Office 97 входит набор прикладного програм-много обеспечения, предназначенного для автоматизации дело-производства:
1) система управления базами данных ACCESS;
2) электронные таблицы EXCEL;
3) текстовой редактор WORD и другие полезные программные сред-ства, обеспечивающие прозрачный перенос информации между каждым из перечисленных приложений.
Центральное место среди сетевых операционных систем занимает UNIX - это многопользовательская, многозадачная операционная система. Компьютер, работающий, под управлением UNIX, может ре-шать одновременно несколько задач, которые принадлежат разным пользователям [23]. Управление этими задачами производится с раз-личных терминалов, присоединенных к UNIX-серверу. Разработка этой операционной системы началась с 1969 г. в компании Bell Laboratories.
В настоящее время существует великое множество вариантов этой операционной системы, разработанной различными фирмами -производителями программных продуктов. Среди них можно выде-лить следующие:
1) IBM с операционной системой AIX (последняя версия 4.3);
2) Santa Cruz Operation (SCO) - OpenServer Enterprise System Release 5;
3) Hewlett-Packard - операционная система HP-UX;
4) Digital Equipment Corporation - операционная система OSF;
5) свободно распространяемая UNIX - подобная операционная сис-тема Linux и т. д.
Как правило, перед началом работы с сетевой операционной сис-темой необходимо произвести процедуру присоединения к серверу (регистрации - login), при которой пользователь должен указать имя своей машины и свой пользовательский пароль. Только после этого ему будет предоставлена возможность пользоваться теми сетевыми ресурсами, которые назначаются системным администратором. В ка-честве таких ресурсов можно указать права на чтение или запись ин-формации в определенные файлы и каталоги файловой системы сер-вера либо возможность запуска на выполнение тех или иных задач.
Благодаря использованию тех или иных протокольных стеков в различных сетевых операционных системах поддерживается обмен информацией между компьютерами, включенными в сеть. Например, для сетей фирмы Novell применяется набор протоколов IPX/SPX, для сетей Microsoft - NetBEUI (IPX/SPX и TCP/IP), для UNIX - протоколы TCP/IP. На базе компьютеров с операционной системой UNIX, ис-пользующих протокольный стек TCP/IP, построена всемирная компь-ютерная сеть Internet. Применение технологий Internet внутри учреж-денческих (корпоративных) сетей называется intranet.
- Часть I. Способы передачи сообщений
- Глава 1. Спектры
- 1.1 Спектры периодических сигналов
- 1.2. Спектры непериодических сигналов
- 1.3. Сигналы электросвязи и их спектры
- Глава 2. Модуляция
- 2.1. Принципы передачи сигналов электросвязи
- 2.2. Амплитудная модуляция
- 2.3 Угловая модуляция
- 2.4. Импульсная модуляция
- 2.5. Демодуляция сигналов
- Глава 3. Цифровые сигналы
- 3.1. Понятие о цифровых сигналах
- 3.2. Дискретизация аналоговых сигналов
- 3.3. Квантование и кодирование
- 3.4. Восстановление аналоговых сигналов
- Глава 4. Принципы многоканальной передачи
- 4.1. Одновременная передача сообщений
- 4.2. Частотное разделение каналов
- 4.3. Временное разделение каналов
- Глава 5. Цифровые системы передачи
- 5.1. Формирование группового сигнала
- 5.2. Синхронизация
- 6.3. Регенерация цифровых сигналов
- 5.4. Помехоустойчивое кодирование
- Глава 6. Цифровые иерархии
- 6.1. Плезиохронная цифровая иерархия
- 6.2. Синхронная цифровая иерархия
- Глава 7. Линии передачи
- 7.1. Медные кабельные линии
- 7.2. Радиолинии
- 7.3. Волоконно-оптические кабельные линии
- Глава 8. Транспортные сети
- 8.1. Предпосылки создания транспортных сетей
- 8.2. Системы передачи для транспортной сети
- Vc низшего порядка (Low order vc, lovc)
- Vc высшего порядка (High order vc, hovc)
- 8.3. Модели транспортных сетей
- 8.4. Элементы транспортной сети
- 8.5. Архитектура транспортных сетей
- Часть II. Службы электросвязи. Телефонные службы и службы документальной электросвязи
- Глава 9. Основные понятия и определения
- 9.1. Информация, сообщения, сигналы
- 9.2. Системы и сети электросвязи
- 9.3. Эталонная модель взаимосвязи открытых систем
- 9.4. Методы коммутации в сетях электросвязи
- 9.5 Методы маршрутизации в сетях электросвязи
- Т а б л и ц а 9.2. Устройства, реализующие функции маршрутизации
- Глава 10. Телефонные службы
- 10.1. Услуги, предоставляемые общегосударственной системой автоматизированной телефонной связи
- 10.2. Структура городских телефонных сетей (гтс) с низким уровнем цифровизации и перспективы развития
- 10.3. Расчет коммутационного узла с коммутацией каналов 10.3.1. Модель коммутационного узла
- 10.3.1 Модель коммутационного узла
- 10.3.2. Структура коммутационных полей станций и узлов
- 10.3.3. Элементы теории телетрафика
- Глава 11. Телеграфные службы
- 11.1. Сети телеграфной связи
- 11.2. Направления развития телеграфной связи
- Глава 12. Службы пд. Защита от ошибок и преобразование сигналов
- 12.1. Методы защиты от ошибок
- 12.2. Сигналы и виды модуляции, используемые в современных модемах
- Глава 13. Службы пд. Сети пд.
- 13.1. Компьютеры — архитектура и возможности
- 13.2. Принципы построения компьютерных сетей
- 13.3. Международные стандарты на аппаратные и программные средства компьютерных сетей
- 13.4. Сетевые операционные системы
- 13.5. Локальные компьютерные сети
- 13.6. Глобальные компьютерные сети
- 13.7. Телефонная связь по компьютерным сетям
- Глава 14. Факсимильные службы
- 14.1. Основы факсимильной связи
- 14.2. Организация факсимильной связи
- Глава 15. Другие службы документальной электросвязи
- 15.1. Видеотекс
- 15.2. Голосовая почта
- Глава 16. Единая система документальной электросвязи
- 16.1. Интеграция услуг документальной электросвязи [1]
- 16.2. Назначение и основные принципы построения служб обработки сообщений [2]
- 16.3. Многофункциональные терминалы
- Глава 17. Обеспечение информационной безопасности в телекоммуникационных системах
- 17.1. Общие положения
- 17.2. Правовые и организационные аспекты информационной безопасности
- 17.3. Технические аспекты информационной безопасности
- Часть III. Интеграция сетей и служб электросвязи
- Глава 18. Узкополосные цифровые сети интегрального обслуживания (у-цсио)
- 18.1. Пути перехода к узкополосной цифровой сети интегрального обслуживания
- 18.2. Службы и услуги узкополосной цсио
- 18.3. Система управления у-цсио
- Глава 19. Широкополосные и интеллектуальные сети
- 19.1. Условия и этапы перехода к широкополосной сети интегрального обслуживания (ш-цсио)
- 19.2. Услуги ш-цсио
- 19.3. Способы коммутации в ш-цсио
- 19.4. Построение коммутационных полей станций ш-цсио
- 19.5. Причины и условия перехода к интеллектуальной сети (ис)
- 19.6. Услуги ис
- Глава 20. Система межстанционной сигнализации по общему каналу в цсио
- 20.1. Понятие об общем канале сигнализации
- 20.2. Протоколы системы сигнализации № 7 itu-t
- 20.3. Способы защиты от ошибок в окс № 7
- 20.4. Характеристики окс
- 20.5. Способы построения сигнальной сети
- Глава 21. Широкополосные сети и оборудование компании «Huawei Technologies Co, Ltd»
- 21.1. Оптическая сеть абонентского доступа с интеграцией услуг honet
- 21.2. Построение транспортных сетей на базе оборудования компании «Huawei Technologies Co., Ltd»
- 21.3. Цифровая коммутационная система с программным управлением с&с08
- 21.4. Высокоскоростной коммутирующий маршрутизатор Radium 8750
- Часть IV. Современные методы управления в телекоммуникациях
- Глава 22. Общие положения
- 22.1. Многоуровневое представление задач управления телекоммуникациями
- 22.2. Функциональные группы задач управления
- Глава 23. Интегрированные информационные системы управления предприятиями электросвязи
- 23.1. Понятия и определения в области информационных систем управления предприятием
- 23.2. Анализ структуры интегрированной информационной системы управления предприятием регионального оператора связи
- 23.3. Новое системное проектирование как передовая технология на этапе внедрения современных информационных систем
- 23.4. Требования к функциональности интегрированной информационной системы управления предприятием для регионального оператора связи
- 23.5. Требования к используемым информационным технологиям, техническим средствам и программному обеспечению
- Глава 24. Управление услугами. Качество предоставляемых услуг
- 24.1. Система качества услуг электросвязи
- 24.2. Базовые составляющие обеспечения качества услуги
- 24.3. Оценка качества услуг связи с точки зрения пользователя и оператора связи
- Глава 25. Управление услугами.
- 25.1. Общие положения
- 25.2. Классификация аср
- 25.3. Централизованный способ построения системы расчетов
- 25.4. Интеграция аср с системами управления tmn
- 25.5. Основные технические требования для аср
- 25.6. Обзор автоматизированных систем расчетов
- 25.7. Заключение
- Глава 26. Управление сетями и сетевыми элементами
- 26.1. Архитектура систем управления сетями и сетевыми элементами
- 26.2. Системы управления первичными и вторичными сетями
- 26.3. Принципы построения системы управления
- Глава 27. Решения компании strom telecom в области tmn (Foris oss)
- 27.1. Общая характеристика семейства продуктов Foris oss
- 27.2. Автоматизация расчетов. Подсистема TelBill
- 27.3. Многофункциональные подсистемы сбора данных и взаимодействия с атс
- 27.4. Подсистема сбора данных и их биллинговой предобработки TelCharge
- 27.5. Подсистемы TelRes, TelTe, TelRc
- 27.6. Система «Электронный замок»
- 27.7. Подсистема поддержки клиентов tccs (Foris Customer Care Systems)
- 27.8. Подсистема Контакт-центр