logo
Гольдштейн_учебники / Телекоммуникационные системы и сети - КНИГА

23.2. Анализ структуры интегрированной информационной системы управления предприятием регионального оператора связи

Стержневой частью информационных систем любых предприятий, независимо от вида деятельности, является автоматизация техноло­гических процессов. Для предприятий связи эти процессы и подходы к их автоматизации описаны в стандартах, представляющих идеологию Telecommunication Management Networks (TMN) и изложенных в реко­мендациях серии M-ITU и других источниках.

Стандартизация для операторов связи систем управления пред­приятием (систем верхнего уровня TMN) - отсутствует. В качестве решений используются либо универсальные системы не ориентиро­ванные на бизнес-процессы оператора связи, либо так называемые отраслевые решения.

В данном случае очевидно противоречие: фирмы разработчики программного обеспечения заинтересованы в увеличении объемов продаж и поэтому детализация в автоматизации бизнес-процессов какой-то отрасли дело, на их взгляд, неблагодарное. В то же время решение проблемы автоматизации с ориентацией на отраслевую специфику необходимо и этим занимаются либо специалисты по ав­томатизации самих отраслевых предприятий, либо специализирован­ные фирмы, занимающиеся внедрением подобного типа систем, либо специалисты фирмы разработчика универсальных систем, реали­зующие проект с внедрением своей системы, ориентированной на конкретного заказчика. Внедрение заказных проектов, естественно, отражается на их стоимости в сторону увеличения.

Отраслевые решения на самом деле есть. Создание такого про­граммного обеспечения могут себе позволить немногие - это такие известнейшие фирмы, как SAP и ORACLE. Они производят программ­ный продукт, ориентированный на специфику определенных отрас­лей, в области телекоммуникаций известным лидером является фир­ма SAP. Внедрение импортных систем на российских предприятиях происходит с большими затруднениями и, наверное, невозможно на­звать десяток проектов, где нет проблем.

Есть попытка создания отраслевого решения для телекоммуника­ционных предприятий в России - это фирма Ай-Ти. Она реализовала в рамках своей системы «Босс-корпорация» биллинговую подсистему.

Нельзя не отметить еще одну проблему, которая имеет место при выборе решения, обеспечивающего автоматизацию бизнес-процессов оператора связи. Какая фирма создала программное обеспечение? Если фирма специализируется на программном обеспечении для от­расли телекоммуникаций, например STROM telecom (Чехия), ФОРС (Москва), Инфосфера (Самара), то качество биллинговых и других систем, автоматизирующих деятельность оператора связи, не вызы­вает сомнений. В отношении разработок, идущих от общей автомати­зации к отраслевым решениям, требуется очень внимательно рас­смотреть программное обеспечение перед принятием решения об его использовании.

Имеется целый ряд систем, рожденных непосредственно силами коллективов, занимающихся автоматизацией внутри предприятий связи. Эти программные продукты прошли сертификацию и предла­гаются в качестве тиражируемых. Однако в данном случае возникают сомнения в возможностях коллектива разработчиков в качественном содействии во внедрении и в дальнейшем сопровождении этих сис­тем. Особенно если они все еще продолжают работать внутри компа­нии оператора связи и не стали специализированной фирмой по про­изводству программных продуктов.

Из каких подсистем должна состоять и какие функции выполнять информационная система управления оператора связи? Прежде всего, это подсистема автоматизации в той или иной степени трех нижних уровней пирамиды TMN, а также следующие:

Система управления сетевыми ресурсами предприятия, вклю­чающая:

1. Систему технического учета ресурсов компании оператора связи;

2. Централизованную систему технической эксплуатации, включая систему управления сетями связи;

3. Систему повременного учета стоимости разговоров (СПУС). Система управления услугами, включающая:

1. Автоматизацию абонентско-технического учета;

2. Биллинговую систему, включая ведение взаимоотношений с клиен­тами, начисление и прием платежей, отслеживающую дебиторов на произвольном отрезке времени.

Система управления бизнес-процессами оператора, включающая:

1) базовую подсистему бухгалтерского учета, с возможностью реа­лизации функциональности управленческого учета;

2) подсистему управления финансово-экономической деятельно­стью, включая: бюджетирование, управление инвестициями и капита­ловложениями, управление тарифами, управление дебиторской за­долженностью;

3) подсистему поддержки принятия решений, включающую в себя хранилище данных и работающую на основе OLAP (On-Line Analytical Processing) - технологии многомерного анализа данных.

Все вышеперечисленные системы должны быть взаимоувязаны и работать в общем информационном пространстве.