logo
Гольдштейн_учебники / Телекоммуникационные системы и сети - КНИГА

25.6. Обзор автоматизированных систем расчетов

На сетях РФ работает множество различных типов АСР, отвечаю­щих требованиям ОТТ. Рассмотрим некоторые из них.

АСР «МАРБИЛ». Система разработана по технологии «клиент-сервер» с использованием новейших технологий фирмы Microsoft.

«Марбил» предполагает определенную оптимизацию бизнес-про­цессов оператора в части расчетов за услуги связи и работы с клиен­тами. С точки зрения разработчиков, целесообразны единый расчет­ный центр, единые договора с клиентом по всем видам услуг опера­тора, единые счета.

Система базируется на определенных концептуальных положени­ях. Одно из основных - непротиворечивость и интеграция в техноло­гию TMN. TMN предполагает наличие отдельной транспортной сети Х.25 или IP. «Марбил», как и TMN, строится на идеологии «открытых систем», базируется на семиуровневой модели OSI, позиционируется как элемент уровня «управление обслуживанием».

«Марбил» предусматривает взаимодействие с другими корпора­тивными информационными системами оператора, такими как бух­галтерская система, система документооборота, система качества, и ориентирована на централизованную систему расчетов, хотя может работать и децентрализованно.

Идентификация всех клиентов по лицевому счету позволяет от­дельно учитывать различные виды услуг (телефон, ДВО, радиоточки, Internet и др.), закреплять за конкретным клиентом, а не за номером телефона, конкретные виды льгот, автоматически снимать их по ис­течении срока, отслеживать историю клиента по его личному счету, а не по номеру телефона. Система ориентирована на формирование единого счета за услуги всех отраслей в рамках расчетной службы. Это позволяет организовать сеть единых расчетных центров по рабо­те с клиентами, более эффективно воздействовать на оплату услуг клиентом за все виды связи. При этом ему предлагают на выбор раз­личные системы расчетов: авансовую, кредитно-авансовую, кредит­ную. Закрытие расчетного периода может быть выполнено как по от­дельному лицевому счету, так и по группе лицевых счетов.

Сегодня АСР «Марбил» позволяет автоматизировать расчеты как регионального оператора, так и отдельного РУС, как по всем видам услуг (включая современные услуги оператора), так и отдельно по подотраслям (ГТС, МТС, телеграф, радиопроводное вещание и т.д.).

АСР «Марбил» сертифицирована как тиражируемая универсаль­ная автоматизированная система расчетов высшего функционального уровня.

АСР «Старт». Внедрение АСР «Старт» - основа для полномас­штабного внедрения функционального менеджмента и экономических методов управления операторов связи.

На начальной стадии применения АСР «СТАРТ» позволяет решать следующие первоочередные проблемы:

- мониторинг доходов оператора в режиме реального времени;

- тарификация всех услуг электросвязи, предоставляемых або­нентам и клиентам;

- оперативное ведение и гибкое управление тарифами и тариф­ными планами;

- учет и контроль доступа абонентов и клиентов к услугам связи;

- снижение дебиторской задолженности;

- ускорение оборота денежных средств за счет сокращения пе­риодов оплат;

- учет всех видов льгот для населения по оплате услуг связи;

- обеспечение комплекса СОРМ и FRAUD-контроль;

- формирование банковских и бухгалтерских документов согласно действующему законодательству;

- начисление пеней и проведение перерасчетов;

- передача данных АСР или интеграция АСР с бухгалтерскими программами, системами финансового анализа и планирования;

- прием наличных платежей на рабочем месте «Касса», интегри­рованного в АСР;

- учет потенциальных абонентов оператора связи;

- формирование очереди заявлений на право доступа к услугам связи, подготовка необходимых документов для формирования на­ряда-заказа на выполнение работ, а также учет претензий и пред­ложений;

- взаимодействие с существующими средствами автоматизации производственных процессов оператора (технический отдел, паспор­тизация, системы автообзвона и т.п.) или сторонних разработчиков;

- способность к развитию в рамках действующей федеральной и местной юридической системы.

Технические характеристики АСР «СТАРТ»

Программное обеспечение АСР «СТАРТ» выполнено с использо­ванием линии продуктов корпорации Oracle: реляционная система управления базами данных ORACLE 7/8 Server, CASE - средство проектирования информационной системы Oracle Designer/2000, средство быстрой разработки приложений (RAD) уровня 4GL Oracle Developer/2000 для создания рабочих мест в архитектуре «Клиент-сервер», технологии Интернет/Интранет.

АСР «СТАРТ» является первой российской сертифицированной биллинговой системой, использующей РСУБД ORACLE Server. РСУБД ORACLE Server в настоящее время является наиболее со­вершенным средством для реализации биллинговых систем и других программных комплексов электросвязи. Использование СУБД ORACLE позволяет устанавливать АСР «СТАРТ» на различные про­граммно-аппаратные комплексы - на серверы RISC-процессорами под управлением операционных систем HP-UX, SUN Solaris, а также на серверы с Intel процессорами, под управлением операционных систем MS Windows NT, SCO UnixWare, LINUX. Имеется опыт уста­новки АСР «СТАРТ» на мейнфрейм.

В настоящее время имеются промышленные образцы АСР-функционирующие на MS Windows NT и SUN Solaris.

Функциональная архитектура и рабочие места АСР «СТАРТ»

Автоматизированная система расчетов АСР «СТАРТ» предусмат­ривает создание на территории оператора автоматизированного цен­тра расчетов (АЦР) за услуги связи.

На центр расчетов с абонентами возлагаются задачи автомати­зированного сбора в режиме реального времени данных о соеди­нениях по всем видам услуг, предоставляемых оператором связи; автоматизированного входного контроля на целостность, досто­верность и полноту принятой информации; предварительная обра­ботка исходной информации для последующей загрузки в базу данных, формирование единой структурированной БД по всем ви­дам обмена.

Общий состав рабочих мест АСР «СТАРТ» и их примерное разме­щение для реализации АСР в масштабах областного центра показаны на рис. 25.3.

Рис. 25.3. Рабочие места АСР «СТАРТ»

Конкретный план размещения и номенклатура рабочих мест определяется на этапе технического проекта АСР. Первая группа рабочих мест:

- рабочее место по приему оплаты (АРМ «Касса») и выдаче справок;

- рабочее место по приему оплаты, выдаче справок с воз­можностью оформления права доступа к услугам;

- рабочее место информационной поддержки расчетов (ввод ис­ходных данных для тарификации, предобработка данных АПУС, под­держка тарификационных и служебных справочников);

- рабочее место по выдаче справок по начислениям и оплатам;

- рабочее место абонентского отдела по работе с физическими лицами;

- рабочее место по ведению картотеки юридических лиц;

- рабочее место по работе с должниками.

Рабочие места по приему оплат и выдаче справок организуются, как правило, в отделениях электросвязи, РУСах, в других помещениях и производят только прием платежей и выдачу справок, касающихся вопросов расчетов с абонентами. Здесь же осуществляются расчеты «по требованию» вместе с печатью чека и подкладного документа.

Рабочие места по приему оплат и оформления права доступа к ус­лугам (отделения сервис-центра) организуются в абонентских отде­лах телефонной сети, на крупных междугородных переговорных пунк­тах, в операционных залах телеграфов и в отделениях электросвязи, в центральных офисах операторов, отвечающих определенным тех­ническим и организационным требованиям. Кроме приема платежей и выдачи справок по расчетам, на этих рабочих местах производится немедленный расчет по предоставленным услугам электросвязи и оформление права доступа к услугам связи по указанному в заявле­нии клиента адресу (при отсутствии технической возможности осуще­ствляется постановка на очередь).

Рабочие места информационной поддержки создаются в производ­ственных подразделениях, владеющих информацией прямо или кос­венно, используемой в системе расчетов, например, в кроссах АТС, на рабочих местах обработки АПУС, на соответствующих устройствах сетей передачи данных, в том числе, Frame Relay, ATM, на системах сотовой подвижной связи, пейджинга и т.п.

Рабочее место по выдаче справок организуется в центре расчетов или на базе справочно-информационной службы (09). Его назначе­ние - консультации и разъяснение клиентам содержимого счетов, справки по порядкам оплат по телефону для физических и юридиче­ских лиц.

Рабочее место по ведению картотек юридических лиц организует­ся для поддержания актуальности сведений по абонентам - юридиче­ским лицам, формирования и выдачи итоговых, справочных и иных сведений.

Рабочее место «Абонентский отдел» организуется для поддержа­ния актуальности сведений по абонентам - физическим лицам, оче­редникам, для формирования и выдачи итоговых, справочных и иных сведений.

Рабочее место по работе с должниками организуется для адрес­ной работы с должниками за услуги связи, поддержания актуальности сведений по задолженностям, формирования и выдачи итоговых, справочных и иных сведений.

Вторая группа рабочих мест АСР «СТАРТ»: Во второй группе создаются следующие рабочие места АСР «СТАРТ»:

- рабочее место администратора по расчетам и администратора баз данных АСР;

- рабочие места по отображению информации АСР - для руково­дителей соответствующих подразделений и служб.

Рабочие места второго уровня осуществляют следующие функции:

- сбор и анализ данных от предприятий (цехов) электросвязи о на­числениях и оплатах, первичные данные об оказанных услугах связи;

- контроль актуальности абонентских картотек юридических и фи­зических лиц;

- обеспечение технической готовности аппаратной части ком­пьютерного оборудования, задействованного в процессах расчетов;

- контроль (в том числе дистанционный) функционирования про­граммного обеспечения серверов и рабочих мест АСР, системного программного обеспечения;

- проведение тарификационных расчетов;

- подготовка данных для платежных документов, выставляемых абонентам и клиентам;

- реализация процедур финансовой отчетности, ведение журна­лов учета счетов-фактур, реестров платежей и т.д.;

- представление отчетных, итоговых документов в экранной, бу­мажной или электронной форме;

- обеспечение взаимодействия с бухгалтерскими программами оператора, АСР присоединенных операторов, взаимодействие с сис­темами управления сетью (TMN).

Ответственность операторов на каждом рабочем месте распреде­ляется в строгом соответствии с функциями, присвоенными админи­стратором АСР данному рабочему месту.

Предлагаемый вариант позволяет установить контроль за всем производством в целом. Однако такая модель может использоваться, если имеются соответствующие структурные изменения, например переподчинение абонентских отделов центру расчетов. Необходима организация гарантированной доставки и своевременного учета из­менений технических характеристик абонентов и клиентов. Для это­го необходима высокоскоростная корпоративная сеть, объединяю­щая рабочие места центра расчетов в различных подразделениях оператора.

При наличии высокоскоростной сети по республике (по крайней мере 512 Кбит/с до подразделений РУЭС, занимающихся расчетами за услуги связи абонентским учетом) рекомендуется централизован­ный вариант баз данных. При этом все рабочие места в РУЭС рабо­тают с центральным сервером в режиме удаленного доступа. В случае меньших скоростей рекомендуется распределенная база данных. Окончательное решение принимается с учетом количества абонентов и пропускной способности цифровых каналов связи и с учетом стадий реализации мультисервисной (корпоративной) информационной сети.

Информационно-билинговая система «Буеръ-Телесеть». Сис­тема предназначена для использования многопрофильным операто­ром связи и позволяет выполнять сбор записей оказания услуг (CDR), их тарификацию, расчет (обновление счетов абонентов), прием оплат и выдачу как платежных документов, так и различной статистической информации, необходимой оператору связи при обслуживании как абонентов фиксированной связи (абоненты ГТС), так и абонентов подвижной радиотелефонной сети, абонентов сетей персонального радиовызова, сетей провайдеров Интернет и других классов клиенту­ры оператора связи.

Информационная система биллинга, абонентского обслуживания и поддержки деятельности персонала предприятий электросвязи «Бу­еръ-Телесеть» обеспечивает следующие основные функции:

- единый биллинг по всем видам услуг, оказываемых абонентам со стороны оператора связи (включая услуги проводной телефонии, услуги абонентам мобильных сетей (в частности - стандарта GSM-900), услуги автоматической и заказной междугородной и междуна­родной связи, услуги абонентам сетей персонального радиовызова, услуги Интернет, аренды каналов и сооружений связи и т.д.);

- функции бухгалтерской системы в части отражения доходной час­ти предприятия связи в соответствии с нормативными документами;

- обслуживание абонентов согласно требованиям нормативных документов и сложившихся на предприятии связи бизнес-процессов (от заключения договоров с абонентами до приема оплат и реализа­ции предопределенных реакций на изменения состояний счетов або­нентов, включая ограничения связи, автоинформирование, функции бюро ремонта и т.п.);

- управление коммутационным оборудованием;

- взаиморасчеты с партнерами оператора связи (ведомственными операторами связи, третьими фирмами, получающими отчисления от услуг, предоставляемых абонентам, например при приеме рекламных объявлений по телефону и т.п.);

- анализ оборота финансовых средств и маркетинговый анализ;

- поддержку деятельности, связанной с учетом и эксплуатацией объектов линейно-кабельного хозяйства и систем передачи, в том числе с использованием цифровой карты города, которая также была разработана в рамках реализации данного проекта с использованием программного обеспечения фирмы ESRI.

Существенными чертами системы «Буеръ-Телесеть» являются следующие:

- гибкие возможности контроля дебиторской задолженности;

- гибкая поддержка тарифных планов;

- on-Line - контроль за состоянием счетов абонентов;

- поддержка предопределенных технологических процессов;

- эффективная организация тарификации трафика;

- взаимодействие с АТС и коммутаторами;

- поддержка операционного дня;

- поддержка функций службы линейно-кабельного хозяйства;

- цифровая карта города;

- масштабируемость;

- безопасность;

- мультивалютность;

- отражение историй;

- интерфейсы с внешними системами.

АСР «Самотлор». Система «Самотлор» спроектирована как еди­ный интегрированный комплекс, обеспечивающий автоматизацию процессов обслуживания пользователей услуг связи и управления услугами предприятия связи.

За время проведения работ по созданию системы, начиная с 1991 г., реализовано две версии системы:

- первая версия реализована по архитектуре «файл-сервер» с ис­пользованием СУБД FOXPRO 2.6. и операционных систем Novell и MS DOS. Система классифицирована как универсальная автоматизирован­ная система расчетов высшего уровня единичного исполнения с воз­можностью использования в организациях электросвязи, обладающих абонентской емкостью до 100 000 номеров;

- вторая версия реализована по архитектуре «клиент-сервер», с использованием СУБД Oracle и программных средств разработки приложений той же фирмы. Серверная часть системы функциони­рует в операционной среде Windows NT. Клиентская часть функ­ционирует в среде Windows 95. Данная версия системы классифи­цирована как тиражируемая универсальная автоматизированная система расчетов высшего уровня с возможностью использования в организациях электросвязи, обладающих абонентской емкостью до 500 000 номеров.

Основными принципами построения второй версии системы яв­ляются:

- легкая настройка и адаптация системы под типы услуг и техни­ческих средств любого оператора связи;

- масштабируемость системы как по количеству предоставляемых оператором связи услуг, так и по объемам обрабатываемой инфор­мации и числу рабочих мест;

- достоверность и актуальность данных;

- надежность и живучесть системы.

Перечисленные принципы обеспечиваются за счет следующих решений:

- иерархическое разделение технических средств электросвязи и услуг;

- система предоставляет возможность настраивать не только не­которые параметры (например, минимальное время тарификации при вводе междугородных переговоров), но и технологическую цепочку, которую проходит та или иная услуга от заявки до ее оказания, и ме­тод тарификации услуги, и метод ее исполнения;

- система предполагает наличие разного уровня пользователей, от достаточно грамотного - администратора системы, до оператора с минимальным набором простых функций, разрешенных ему админи­стратором системы;

- в функции администратора системы включены возможности на­стройки (входит настройка) всех, используемых методов;

- система представляет собой единое приложение, реализующее определенный набор функций;

- достоверность и актуальность данных достигается существо­ванием единой базы данных. В рамках единой базы данных произво­дится разделение данных по их доступности конкретно для каждого подразделения, определяется, какие данные являются доступными для ведения (ввода и модификации) и просмотра;

- максимальное протоколирование всех изменений данных, вно­симых в систему, связанное с изменениями законодательства, та­рифной политики и пр. (сохранение всех «исторических» данных, ко­торые могли бы повлиять на проведение расчетов, например, тари­фы, ставки налогов, изменения льгот);

- живучесть и надежность системы обеспечивается средства­ми СУБД.

Вышеперечисленные решения позволяют установить систему как в областном центре, так и в районных узлах связи. Более того, сущест­вуют механизмы, которые позволяют организовать взаимодействие центрального предприятия связи и его филиалов. При работе цен­трального предприятия связи и его филиалов в рамках системы мож­но определить основной набор услуг и технологию их исполнения в центре и поставлять описание услуг и технологий в каждый из фи­лиалов, рекомендовав им выдерживать данные технологии. Такой подход позволяет стандартизовать информационные технологии предприятия связи в целом, что дает значительную экономию мате­риальных и интеллектуальных ресурсов. Более того, в этом случае можно осуществить реальную автоматизацию сбора и анализа отчет­ных данных в разрезе филиалов и по предприятию в целом.

АСР «Самотлор» в настоящее время находится в промышленной эксплуатации в одном из филиалов «Хантымансийскокртелекома».

АСР CBOSS. АСР CBOSS (Communications Business Operations Support System) ориентирована на комплексную автоматизацию про­цессов обслуживания абонентов сотовых сетей стандарта NMT-4501, GSM, AMPS/DAMPS, CDMA и др. Она может использоваться с комму­таторами сотовой связи любого типа и обеспечивает поддержку муль-тистандартных сетей операторов, предоставляющих услуги связи в различных стандартах, например NMT и GSM.

Масштабируемость системы не ограничена, поскольку CBOSS ба­зируется на СУБД Oracle, уникальной в плане масштабируемости и переносимости.

При работе с АСР CBOSS заказчик может легко изменять полно­мочия пользователей, тарифы, проформу контракта с абонентами и логику работы системы в соответствии с потребностями, возникаю­щими в процессе ее эксплуатации, добавлять в CBOSS отчеты, раз­работанные самостоятельно.

CBOSS охватывает весь технологический цикл работы с абонен­тами, в известной степени реализует и бухгалтерские функции - на­ряду с выставлением счетов к оплате генерирует набор документов, регламентированный законодательством: счета-фактуры, кассовую книгу, книгу продаж и т.п.

Ядром CBOSS является биллинговая подсистема, реализующая функции расчетов с абонентами и партнерами на базе гибко настраи­ваемой структуры тарифных планов. Подсистема производит регист­рацию и учет платежей, квитирование начислений и оплат с форми­рованием текущего сальдо абонента для любых видов сообщений (факс, голос, передача сообщения в почтовый ящик и др.). Настройка системы расчетов позволяет не только задавать параметры, но и оп­тимизировать процесс биллинга. Подсистема, опираясь на данные всех видов роуминга (ручной, автоматический, псевдороуминг), рас­считывает время разговоров абонентов в зоне обслуживания теле­фонных компаний-партнеров (и наоборот), благодаря чему можно ав­томатически контролировать и проводить взаиморасчеты. Контроль доставки счетов, баланса кредита и задолженности помогают пред­приятию связи решать проблемы своевременной оплаты услуг.

CBOSS обеспечивает функцию «горячего биллинга» в режиме ре­ального времени, если данный режим поддерживается коммутацион­ным оборудованием компании.

Система CBOSS предоставляет целый ряд дополнительных функ­ций: контроль появления «двойников», обеспечение индивидуальной защиты по паролю, поддержка текущего взаимодействия клиентов с техническими службами компании с помощью интерактивных служб (режимы конференц-связи и голосовой почты).

АСР «Fastcom». АСР «Fastcom» ориентирована на использование в сетях операторов фиксированной связи и включает в себя подсистемы ведения заявок, договоров как с клиентами, так и с операторами связи, мощное биллинговое ядро (ведение тарифных планов, расчеты, выставление счетов, контроль оплаты), подсистемы выполнения рас­четов через процессинговый центр, ведения линейных и технических данных. Существует вариант АСР под названием «Fastcom/SART», ко­торый предназначен для расчетов с клиентами и зарубежными опе­раторами - администрациями связи - за спутниковую связь INMAR­SAT. АСР рассчитана для работы на сетях емкостью до 500 000 но­меров и может использоваться с коммутаторами любого типа. Мас­штабируемость при увеличении числа клиентов не ограничена и достигается увеличением производительности серверной части.

Все биллинговые операции в АСР «Fastcom» выполняются в ре­жиме реального времени с ведением истории, возможностями отката любой операции назад. Для проведения взаиморасчетов производит­ся учет услуг, оказанных как клиентам, так и операторам. Возможна организация проведения платежей через процессинговый центр. АСР позволяет автоматизировать подсистему расчетов - начислений на лицевой счет и выставления счетов - с учетом особенностей догово­ров и правил обслуживания.

АСР «Fastcom» работает под управлением операционных систем UNIX, Windows NT Server 4.0, VMS. В качестве СУБД используется Oracle 8.0. АСР «Fastcom» - открытая система на многих аппаратных платформах. Многообразие настроек биллингового ядра системы по­зволяет использовать АСР на предприятиях электросвязи различных направлений деятельности.

Наличие гибкой подсистемы настройки тарифных планов поз­воляет реализовывать сложные схемы тарификации и расчетов. На­личие внутреннего учетного механизма обеспечивает выполнение транзакций по позициям лицевого счета и ведение журнала операций, а также предоставляет возможность отката - сторнирования основ­ных операций (начислений, выставления счетов и др.).

Согласованное ведение данных и интеграция на основе единой БД подсистем расширенного абонентского учета (картотека, заявки, до­говора), расчетного обслуживания, обработки платежей, «линейной бухгалтерии», процессингового центра авторизации платежей.

Имеется возможность организации работы через браузер в Internet/Intranet. Система внедрена в пяти российских компаниях.

АСР М2000. АСР М2000 сертифицирована как тиражируемая уни­версальная автоматизированная система расчетов высшего функ­ционального уровня М2000. Система М2000 работает под управлени­ем операционной системы Windows NT Server 4.0, в качестве СУБД используется Interbase SQL Server 5.0. АСР рассчитана для работы на сетях емкостью до 500 000 номеров. В стадии завершения находится проект версии М2000, базирующийся на аппаратно-программной платформе Hewlett Packard и Oracle 8.0, что позволит обеспечить вы­сокую производительность и масштабируемость.

АСР М2000 автоматизирует основные функции расчетов с абонен­тами и партнерами на базе настраиваемых тарифов и тарифных пла­нов. Производится регистрация и учет платежей и начислений с фор­мированием текущего сальдо с разбивкой по службам оператора за любые оказанные услуги связи. Существует возможность «отката» (перерасчета за последний расчетный период).

Биллинг реализован на принципе создания расчетных периодов. Продолжительность периода регламентируется администратором системы. Предусмотрено проведение расчетов в межрасчетный пе­риод для одного или группы указанных абонентов по запросу опера­тора расчетной службы АСР до регламентированной даты начала расчета. «Текущее» сальдо абонента изменяется мгновенно при вво­де оплаты услуг. При организации on-line-связи с регистрирующим оборудованием возможна тарификация в режиме реального времени. Общее сальдо абонента складывается из сальдо по каждой службе предприятия связи. Начисление налогов, коэффициентов, скидок мо­жет варьироваться по каждой услуге в зависимости от категории або­нента. Привязка услуг или видов платежей к службам предприятия связи производится администратором системы. Расчет пени произво­дится на момент платежа абонента.

Основные особенности АСР:

- универсальность (т. е. возможность применения АСР для раз­личных видов услуг связи: телематические, сотовые, пейджинговые и др.);

- возможности для настройки системы под различные схемы та­рификации и расчетов;

- ведение одновременно нескольких тарифных планов;

- возможность использования в качестве рабочих мест по приему платежей системно-активных контрольно-кассовых машин;

- экспорт необходимых данных в финансовую систему RS-Balance;

- интеграция с подсистемами расширенного абонентского отдела и технического учета.

Помимо перечисленных выше следует упомянуть такие АСР, как АСР «Уралсвязь», АСР «Flagship», АСР TelBill компании STROM tele­com. Подробная информация о последней приведена в гл. 27.