15.1. Видеотекс
Общие положения. Рассматриваемая ниже интерактивная (диа-логовая) служба Видеотекс [1-4] относится к так называемым служ-бам доступа к информационным ресурсам. Эти службы предостав-ляют услугу, с помощью которой абоненты получают доступ к раз-личным базам данных. Используя ПК, абоненты служб могут опера-тивно знакомиться с новостями коммерческой, справочной инфор-мации, в том числе необходимой для использования службами ДЭС. Кроме этого службы такого рода должны обеспечивать абонентам возможность распространения своей информации среди других або-нентов (всех или заданной группы) посредством услуги «Доска объ-явления». Службы доступа к информационным ресурсам могут ба-зироваться на технических средствах и транспортной системе служ-бы электронной почты. Они обеспечиваются не только средствами электросвязи, но и информационными системами. Отсюда следует, что создание таких служб должно осуществляться предприятиями связи совместно с различными предприятиями - поставщиками информации.
Система Видеотекс впервые была предложена в Великобритании в 1978 г. Вскоре эта система нашла применение и в других странах. Она получила различные названия в различных странах: в Велико-британии - Prestel, ФРГ - Bildschirmtext, Франции - Teletel, Нидерлан-дах - Viditel, Швеции - Data Vision, Финляндии - Telset, Японии -CARTAIN, Канаде - Vista. Эти системы различаются по своим техни-ческим стандартам и возможностям [1].
Основные характеристики и услуги службы Видеотекс. Служба Видеотекс обладает следующими характеристиками:
1) информация представляется в буквенно-цифровой и/или гра-фической формах;
2) информация хранится в базах данных в виде страниц, состоя-щих из одного или нескольких кадров. Кадр - это сообщение, которое выводится на экран в виде единого целого по команде абонента в ре-зультате одной операции с оконечной установки. Это сообщение мо-жет занимать всю площадь экрана или ее часть;
3) передача информации между базой данных и абонентами осу-ществляется через сети электросвязи;
4) визуальная информация воспроизводится телевизором или другим устройством визуального отображения в формате 24 строки по 80 или 40 знаков;
5) доступ к базам данных осуществляется абонентом в форме диалога с помощью меню;
6) проста в эксплуатации для широкой публики и доступна для по-требителей;
7) дает абонентам возможность для формирования и модифи-кации информации в базах данных;
8) дает возможность поставщикам информации создавать и управлять базами данных, а также создавать замкнутые группы або-нентов;
9) время между окончанием запроса и получением кадра не пре-вышает 30 с.;
10) вероятность отказа в установлении соединения оконечной ус-тановки (терминала) с базой данных не превышает 0,05 (без учета отказов группового оборудования сети связи);
11) коэффициент ошибок по знакам в получаемом абонентом со-общении не превышает 1 x 10-6.
Основная услуга системы Видеотекс - информация: последние из-вестия, биржевые сводки, расписание, прейскуранты и т.п. Кроме это-го служба Видеотекс предоставляет следующие услуги:
-транзакция - ввод или модификация абонентами информации, хранящейся в базе данных. Для доступа к таким услугам требуется выполнение специальных процедур, в том числе процедур подтвер-ждения права доступа. Типичные транзакции - заказ товаров, оплата счетов, резервирование мест в ресторанах и билетов и т.п.;
- передача программ - загрузка программ и/или данных из баз данных в терминал абонента для их использования в терминале;
- передача сообщений - связь абонентов друг с другом путем на-копления сообщений в общедоступной базе данных («почтовом ящи-ке»). Накопленные сообщения передаются абоненту - адресату по его запросу или доставляться автоматически;
- обмен сообщениями между оконечными установками - передача и прием абонентами сообщений в диалоговом режиме. Это не исклю-чает возможность непосредственного обмена сообщениями между оконечными установками с использованием существующих сетей;
- обработка данных - обработка и использование абонентами па-мяти и производительности программно-технических средств банков данных для обработки информации абонентов;
- организация конференции - обмен сообщениями группы поль-зователей в диалоговом режиме с использованием функций маршру-
тизации и коммутации. Эта услуга не исключает непосредственный обмен сообщениями между двумя терминалами;
- замкнутая группа пользователей - доступ определенных групп пользователей к части базы данных или иных средств Видеотекса, а также создание, эксплуатация и управление базами данных;
- ведение баз данных - возможность поставщику информации вводить и обновлять информацию в базах данных;
- предоставление статистических сведений - возможность полу-чения поставщиком информации сведений о его информации, напри-мер, о ее популярности т.п.;
- предоставление информации о счетах - возможность оператив-ного получения абонентом и поставщиком информации сведений о стоимости услуг;
- взаимодействие с другими телематическими службами - доступ абонентов к услугам и/или абонентам других телематических служб, и наоборот.
Построение системы Видеотекс. Служба Видеотекс базируется на системе Видеотекс - совокупности аппаратных и программных средств, необходимых для реализации службы Видеотекс. К ним относятся:
- терминалы пользователей и поставщиков информации;
- банки данных;
- служебный центр Видеотекс;
- центр сопряжения;
- сети электросвязи.
Структурная схема системы Видеотекс представлена на рис. 15.1.
Терминал абонента является наиболее массовым программно-техническим средством службы Видеотекс и обеспечивает выполне-ние следующих функций:
- установление соединения по сети электросвязи со служебным центром Видеотекс;
- отображение запрашиваемой информации на экране дисплея (телевизора);
- диалоговое взаимодействие со служебным центром Видеотекс в процессе поиска информации;
- сохранение принятых кадров в оперативной памяти терминала. Банк данных службы Видеотекс представляет совокупность баз данных, технических и программных средств (систем) управления ими.
Банк данных обеспечивает выполнение следующих основных функций:
- комплектование баз данных информацией;
- обновление информационного состава баз данных;
- распределение запросов абонентов по отдельным банкам данных;
Рис. 15.1. Структурная схема системы Видеотекс:
ТА - терминал абонента; РТ - терминал редактора; ВБД - внешний банк данных; ЦКП - центр коммутации пакетов; СРП-В - сбор-щик/разборщик пакетов Видеотекс; СЦВ - служебный центр Видео-текс; ТАд - терминал администратора
- поиск и извлечение информации из баз данных по запросам абонентов;
- предоставление памяти и имеющихся программных ресурсов для обработки данных абонентов.
Под базой данных в системе Видеотекс понимается совокупность взаимосвязанных данных, хранимых в банке данных Видеотекс и предназначенных для хранения информации абонентов и обеспе-чения средств доступа к ней по запросам, поступающим от термина-лов абонентов.
Информация в базе данных представлена в виде кадров, содер-жащих необходимые для абонентов сведения. Кадры объединены в иерархическую совокупность страниц.
Служебный центр Видеотекс (СЦВ) является ядром службы Ви-деотекс и выполняет следующие функции:
- определение правомочности доступа абонентов и поставщиков информации к базам данных;
- организация замкнутых групп абонентов;
- контроль за проведением расчетов с абонентами и поставщика-ми информации;
- ведение базы данных, содержащей необходимые сведения об абонентах и поставщиках информации;
- ведение собственной базы данных абонентов;
- осуществление функции администратора службы, а именно:
- подключение новых абонентов;
- подключение новых баз данных;
- создание меню и его корректировка при необходимости;
- управление взаимодействием с другими служебными центра-ми Видеотекс и внешними банками данных;
- ведение файлов помощи пользователям;
- создание рабочих мест для взаимодействия с абонентами по телефону.
Центр сопряжения предназначен для сопряжения системы Видео-текс с внешними банками данных и другими системами Видеотекс. Он выполняет функции перекодирования синтаксиса данных, прикладных процессов и служебных функций, а также адаптирования терминалов и прикладных процессов для служб Видеотекс, использующих раз-личные протоколы.
Сети электросвязи - линии, каналы, станции коммутации и другие средства электросвязи, используемые для передачи информации в службе Видеотекс.
Служба Видеотекс предусматривает использование главным образом коммутируемой телефонной сети общего пользования, выделенной по обслуживанию телефонной сети «Искра», сети передачи дан-ных с коммутацией пакетов, а также в меньшей степени арендован-ных каналов. Сеть передачи данных с коммутацией пакетов может быть эффективно использована в системе Видеотекс как для доступа удаленных терминалов к служебному центру из коммутируемой те-лефонной сети через сборщик-разборщик пакетов, так и для подключения внешних банков данных.
Служебный центр Видеотекса подключается на правах абонента к сети ПД-КП или к коммутируемой телефонной сети пучком абонент-ских линий (в зависимости от нагрузки на правах обычных абонентов или абонентов с серийным выбором). Количество абонентских линий к служебному центру Видеотекс определяется из вероятности отказа в установлении соединения на этих линиях, не превышающей 0,05.
Терминалы пользователей системы Видеотекс подключаются к коммутируемой телефонной сети через двухпроводную абонентскую линию местной телефонной сети на правах обычного абонента.
Предельная суммарная (исходящая и входящая) нагрузка от всех видов связи (телефонной и Видеотекса) на одну линию або-нента не должна превышать 9 мин в 1 ч наибольшей нагрузки.
Сети для системы Видеотекс предоставляются с качественными показателями, действующими на используемых сетях; никаких специ-альных требований служба Видеотекс к используемым сетям не предъявляет.
Технико-экономические и социальные аспекты внедрения службы Видеотекс. Развитие телекоммуникаций подчиняется опре-деленным закономерностям: медленное начало, стремительный рост и постепенное насыщение (так называемый логистический закон развития). Во многих развитых странах мира рост числа абонентов сис-темы (службы) Видеотекс уже находится в стадии насыщения, дости-гая числа абонентов телефонной сети общего пользования (ТФ ОП).
В нашей стране служба Видеотекс не получила должного разви-тия, что в первую очередь, на наш взгляд, объясняется недостаточно развитой сетью абонентского доступа. Так, если в промышленно раз-витых странах телефонная плотность превышает 40 %, то Россия имеет телефонную плотность 17 % и замыкает по этому показателю четвертый десяток в мире.
Столь малая телефонная плотность позволяет сделать предполо-жение о том, что в первую очередь служба Видеотекс в регионах бу-дет развиваться в интересах деловой сферы. Это видно из опыта стран, которые давно прошли начальную стадию внедрения службы (Франция, ФРГ, Великобритания). Именно деловой рынок заинтересо-ван как в получении, так и в поставке информации и именно он будет инвестировать средства в информационные технологии.
Внедрение службы Видеотекс позволит решить ряд социально-экономических проблем. Прежде всего это экономия времени потре-бителей при пользовании услугами Видеотекса по сравнению с тра-диционными способами получения справочной информации. Следует различать две составляющих эффекта экономии времени. Во-первых, эффект от экономии внерабочего времени абонентов новой службы в результате более быстрого получения в домашних условиях раз-личных справок и услуг, сокращение времени ожидания в очередях и числа различных поездок, что приводит к увеличению свободного времени потребителей.
Другая составляющая - сокращение потерь рабочего времени, частично используемого работниками на наведение справок личного характера в служебное время. Как показали расчеты [5], использова-ние службы Видеотекс позволит клиенту ориентировочно сэкономить в год 370 ч (из них 270 ч внерабочего и 100 ч рабочего времени).
Наряду с экономическим эффектом не менее важным является социальный эффект. Он проявляется в повышении информированно-сти общества, культурного, образовательного и профессионального уровня, уменьшении транспортной усталости, создании жизненных удобств, комфорта и т.п. Как показали результаты анкетного опроса [5], подавляющее большинство респондентов присвоили показателям социального эффекта максимальный балл.
Одним из краеугольных, определяющих успех внедрения службы Видеотекс является вопрос тарификации и экономических взаимоот-
ношений поставщика службы Видеотекс с поставщиками и пользова-телями информации.
В зависимости от социально-политических и экономических осо-бенностей в разных странах используются разные принципы тарифи-кации. Так, в Англии, Австрии, ФРГ и некоторых других странах услуги тарифицируются по объему информации. В Австралии, кроме того, взимается плата за каждый вызов. В США тарификация услуг произ-водится по времени соединения с базой данных (БД) службы. В Кана-де установлен лимит времени доступа к службе - 3 ч в сутки, который оплачивается лимитной абонентской платой. При пользовании услу-гами сверх этого лимита за каждую минуту дополнительно взимается 6 центов. В ряде стран (Италии, Ирландии, Бразилии, Дании, Швеции) установлена только абонентская плата. Во всех странах, внедривших службу Видеотекс, взимается плата за монтаж абонентского устрой-ства у потребителей и абонентская плата. Причем абонентская плата за пользование частной установкой в 4-6 раз ниже, чем за пользова-ние учрежденческой.
Следует также упомянуть о том, что на начальном этапе развития службы в некоторых странах пользователям как услуги, так и оконеч-ные установки предоставлялись бесплатно.
Структура службы Видеотекс, протоколы взаимодействия. На рис. 15.2 представлена структура службы Видеотекс, которая может быть рекомендована в регионах.
Рис. 15.2. Структура службы Видеотекс:
ТВ - терминал Видеотекса; МЦВ - местный центр Видеотекса; РЦВ - районный центр Видеотекса; НЦВ - национальный центр Ви-деотекса; МНЦВ - международный центр Видеотекса
С помощью терминала Видеотекса пользователи города через телефонную сеть ТФ ОП, как наиболее разветвленную, подключаются к местным центрам Видеотекса, рас-положенным в районах города (территориально они могут находиться в зданиях районных АТС). Если информация, необходимая пользова-телю, отсутствует в местном центре, запрос автоматически передает-ся в региональный центр Видеотекса (РЦВ). Здесь сосредоточивается информация местных центров данного региона. Близлежащие або-ненты могут быть непосредственно включены в РЦВ. Наконец, в слу-чае отсутствия требуемой информации в региональном центре, за-прос передается в национальный центр Видеотекса НЦВ. На этих же принципах может быть организован доступ к информации, хранящей-ся в базах данных систем Видеотекса зарубежных стран - междуна-родных национальных центрах Видеотекса (МНЦВ), входящих в меж-дународную службу Видеотекса. В Региональный центр Видеотекса включены через сеть ПД выносные (удаленные) ЭВМ (УЭВМ) постав-щиков информации. Поставщиками информации могут быть и терми-налы Видеотекса (ТВ).
При создании службы Видеотекса необходимо обратить особое внимание на обеспечение работы с замкнутыми группами абонентов, т.е. абонентов, которые имеют доступ к части базы данных или иных средств Видеотекса, недоступных для широкого круга абонентов. К таким замкнутым группам можно отнести абонентов городской и областной администрации, абонентов органов МВД и др.
Как показывает опыт развитых зарубежных стран, абоненты службы Видеотекс могут иметь доступ к сети Телекс (принимать и передавать со своего терминала телексы) и выход на пейджеры. В частности, такие возможности обеспечивает служба Buldschirm-text ФРГ [6].
Создание службы Видеотекс предполагает использование Реко-мендаций МСЭ-Т. В рекомендации F.300 [7] излагаются общие поло-жения, характеристики службы и оборудования пользователей, в Ре-комендации S.100 [8] рассматриваются способы кодирования, типы кодов, линейные и межконцевые протоколы, взаимодействие с други-ми службами.
Терминалы службы Видеотекс. Терминалы службы выполняют три основные функции: установление соединения с центром Видео-текса через сеть доступа, накопление и отображение поступившей из центра информации. В службе Видеотекса установлены два типа пользователей - обычные пользователи и поставщики информации. Аппаратное обеспечение обеих групп существенно различается по техническим характеристикам, однако основная структура терми-нального оборудования одинакова и включает в себя пять основных элементов (рис. 15.3):
Рис. 15.3. Структура терминального оборудования
- дисплей, в качестве которого могут быть использованы обычный телевизионный приемник или специальное устройство отображения;
- накопитель с памятью;
- модем, обеспечивающий передачу данных через телефонную сеть;
- устройство автонабора;
- клавиатуру, содержащую в простейшем случае цифры 0-9, и два управляющих ключа для связи с центром. Если пользователь же-лает обмениваться с центром сообщениями, используется полная буквенно-цифровая клавиатура.
Кроме того, в состав терминала входят блоки управления (БУ) па-мятью и отображением. Конструктивно перечисленные элементы мо-гут быть выполнены в виде единого устройства (например, специаль-но разработанный дисплей с клавиатурой) или в виде отдельных бло-ков (дисплей и декодер) в зависимости от применения.
Тип абонентского терминала зависит от условий его применения. К первой группе относятся терминалы, предназначенные для частных лиц и содержащие обычный цветной телевизор с приставкой; ко вто-рой - терминалы, в состав которых входит ПК для применения в ос-новном в организациях; к третьей - профессиональные терминалы для автоматизированных рабочих мест, подключенных к базе данных.
Применение ПК в качестве абонентского терминала позволяет расширить функциональные возможности службы и предоставляемые виды услуг. Так, служба Видеотекса Micronet (Великобритания) дает своим пользователям возможности удаленного ввода программного обеспечения, доступ к связным службам, таким как Телекс. Электрон-ная почта организует удаленное банковское обслуживание, консуль-тации по финансовым вопросам, ценам, доступ к образовательным программам. Кроме того, пользователь имеет возможность при необ-ходимости получить копии страниц на бумаге.
В заключение заметим, что бурный рост числа пользователей та-ких информационных систем, как Internet, America Online и др., привел к снижению темпов развития службы Видеотекс во всем мире [2] и поставил под вопрос целесообразность широкого внедрения этой службы в России.
- Часть I. Способы передачи сообщений
- Глава 1. Спектры
- 1.1 Спектры периодических сигналов
- 1.2. Спектры непериодических сигналов
- 1.3. Сигналы электросвязи и их спектры
- Глава 2. Модуляция
- 2.1. Принципы передачи сигналов электросвязи
- 2.2. Амплитудная модуляция
- 2.3 Угловая модуляция
- 2.4. Импульсная модуляция
- 2.5. Демодуляция сигналов
- Глава 3. Цифровые сигналы
- 3.1. Понятие о цифровых сигналах
- 3.2. Дискретизация аналоговых сигналов
- 3.3. Квантование и кодирование
- 3.4. Восстановление аналоговых сигналов
- Глава 4. Принципы многоканальной передачи
- 4.1. Одновременная передача сообщений
- 4.2. Частотное разделение каналов
- 4.3. Временное разделение каналов
- Глава 5. Цифровые системы передачи
- 5.1. Формирование группового сигнала
- 5.2. Синхронизация
- 6.3. Регенерация цифровых сигналов
- 5.4. Помехоустойчивое кодирование
- Глава 6. Цифровые иерархии
- 6.1. Плезиохронная цифровая иерархия
- 6.2. Синхронная цифровая иерархия
- Глава 7. Линии передачи
- 7.1. Медные кабельные линии
- 7.2. Радиолинии
- 7.3. Волоконно-оптические кабельные линии
- Глава 8. Транспортные сети
- 8.1. Предпосылки создания транспортных сетей
- 8.2. Системы передачи для транспортной сети
- Vc низшего порядка (Low order vc, lovc)
- Vc высшего порядка (High order vc, hovc)
- 8.3. Модели транспортных сетей
- 8.4. Элементы транспортной сети
- 8.5. Архитектура транспортных сетей
- Часть II. Службы электросвязи. Телефонные службы и службы документальной электросвязи
- Глава 9. Основные понятия и определения
- 9.1. Информация, сообщения, сигналы
- 9.2. Системы и сети электросвязи
- 9.3. Эталонная модель взаимосвязи открытых систем
- 9.4. Методы коммутации в сетях электросвязи
- 9.5 Методы маршрутизации в сетях электросвязи
- Т а б л и ц а 9.2. Устройства, реализующие функции маршрутизации
- Глава 10. Телефонные службы
- 10.1. Услуги, предоставляемые общегосударственной системой автоматизированной телефонной связи
- 10.2. Структура городских телефонных сетей (гтс) с низким уровнем цифровизации и перспективы развития
- 10.3. Расчет коммутационного узла с коммутацией каналов 10.3.1. Модель коммутационного узла
- 10.3.1 Модель коммутационного узла
- 10.3.2. Структура коммутационных полей станций и узлов
- 10.3.3. Элементы теории телетрафика
- Глава 11. Телеграфные службы
- 11.1. Сети телеграфной связи
- 11.2. Направления развития телеграфной связи
- Глава 12. Службы пд. Защита от ошибок и преобразование сигналов
- 12.1. Методы защиты от ошибок
- 12.2. Сигналы и виды модуляции, используемые в современных модемах
- Глава 13. Службы пд. Сети пд.
- 13.1. Компьютеры — архитектура и возможности
- 13.2. Принципы построения компьютерных сетей
- 13.3. Международные стандарты на аппаратные и программные средства компьютерных сетей
- 13.4. Сетевые операционные системы
- 13.5. Локальные компьютерные сети
- 13.6. Глобальные компьютерные сети
- 13.7. Телефонная связь по компьютерным сетям
- Глава 14. Факсимильные службы
- 14.1. Основы факсимильной связи
- 14.2. Организация факсимильной связи
- Глава 15. Другие службы документальной электросвязи
- 15.1. Видеотекс
- 15.2. Голосовая почта
- Глава 16. Единая система документальной электросвязи
- 16.1. Интеграция услуг документальной электросвязи [1]
- 16.2. Назначение и основные принципы построения служб обработки сообщений [2]
- 16.3. Многофункциональные терминалы
- Глава 17. Обеспечение информационной безопасности в телекоммуникационных системах
- 17.1. Общие положения
- 17.2. Правовые и организационные аспекты информационной безопасности
- 17.3. Технические аспекты информационной безопасности
- Часть III. Интеграция сетей и служб электросвязи
- Глава 18. Узкополосные цифровые сети интегрального обслуживания (у-цсио)
- 18.1. Пути перехода к узкополосной цифровой сети интегрального обслуживания
- 18.2. Службы и услуги узкополосной цсио
- 18.3. Система управления у-цсио
- Глава 19. Широкополосные и интеллектуальные сети
- 19.1. Условия и этапы перехода к широкополосной сети интегрального обслуживания (ш-цсио)
- 19.2. Услуги ш-цсио
- 19.3. Способы коммутации в ш-цсио
- 19.4. Построение коммутационных полей станций ш-цсио
- 19.5. Причины и условия перехода к интеллектуальной сети (ис)
- 19.6. Услуги ис
- Глава 20. Система межстанционной сигнализации по общему каналу в цсио
- 20.1. Понятие об общем канале сигнализации
- 20.2. Протоколы системы сигнализации № 7 itu-t
- 20.3. Способы защиты от ошибок в окс № 7
- 20.4. Характеристики окс
- 20.5. Способы построения сигнальной сети
- Глава 21. Широкополосные сети и оборудование компании «Huawei Technologies Co, Ltd»
- 21.1. Оптическая сеть абонентского доступа с интеграцией услуг honet
- 21.2. Построение транспортных сетей на базе оборудования компании «Huawei Technologies Co., Ltd»
- 21.3. Цифровая коммутационная система с программным управлением с&с08
- 21.4. Высокоскоростной коммутирующий маршрутизатор Radium 8750
- Часть IV. Современные методы управления в телекоммуникациях
- Глава 22. Общие положения
- 22.1. Многоуровневое представление задач управления телекоммуникациями
- 22.2. Функциональные группы задач управления
- Глава 23. Интегрированные информационные системы управления предприятиями электросвязи
- 23.1. Понятия и определения в области информационных систем управления предприятием
- 23.2. Анализ структуры интегрированной информационной системы управления предприятием регионального оператора связи
- 23.3. Новое системное проектирование как передовая технология на этапе внедрения современных информационных систем
- 23.4. Требования к функциональности интегрированной информационной системы управления предприятием для регионального оператора связи
- 23.5. Требования к используемым информационным технологиям, техническим средствам и программному обеспечению
- Глава 24. Управление услугами. Качество предоставляемых услуг
- 24.1. Система качества услуг электросвязи
- 24.2. Базовые составляющие обеспечения качества услуги
- 24.3. Оценка качества услуг связи с точки зрения пользователя и оператора связи
- Глава 25. Управление услугами.
- 25.1. Общие положения
- 25.2. Классификация аср
- 25.3. Централизованный способ построения системы расчетов
- 25.4. Интеграция аср с системами управления tmn
- 25.5. Основные технические требования для аср
- 25.6. Обзор автоматизированных систем расчетов
- 25.7. Заключение
- Глава 26. Управление сетями и сетевыми элементами
- 26.1. Архитектура систем управления сетями и сетевыми элементами
- 26.2. Системы управления первичными и вторичными сетями
- 26.3. Принципы построения системы управления
- Глава 27. Решения компании strom telecom в области tmn (Foris oss)
- 27.1. Общая характеристика семейства продуктов Foris oss
- 27.2. Автоматизация расчетов. Подсистема TelBill
- 27.3. Многофункциональные подсистемы сбора данных и взаимодействия с атс
- 27.4. Подсистема сбора данных и их биллинговой предобработки TelCharge
- 27.5. Подсистемы TelRes, TelTe, TelRc
- 27.6. Система «Электронный замок»
- 27.7. Подсистема поддержки клиентов tccs (Foris Customer Care Systems)
- 27.8. Подсистема Контакт-центр