26.3. Принципы построения системы управления
Взаимоувязанной сетью связи Российской Федерации
Структура и функции системы управления ВСС. При построении системы управления ВСС [1] необходимо использовать концепцию TMN. В организационном отношении иерархическая архитектура СУ ВСС включает: федеральный, региональный, зональный и местный уровни. Управление ВСС должно эволюционировать от ручного «в относительном времени» к автоматизированному «в реальном масштабе времени». Для перехода к управлению в реальном времени необходимо оснащение сетей современными средствами автоматизации сбора, хранения и обработки данных о трафике, качестве обслуживания пользователей, состоянии коммутационных станций, линейных сооружений, систем передачи и др. Решение этой крупномасштабной задачи невозможно без унификации технических, информационных и программно-алгоритмических средств. В СУ ВСС должны использоваться единые критерии оценки качества предоставляемых услуг и работоспособности сетей электросвязи.
Информационная база СУ ВСС должна строиться с использованием единой классификации и кодирования объектов сетей электросвязи. Характеристики готовности СУ должны удовлетворять высоким современным требованиям. Система управления ВСС (рис. 26.6) имеет четыре уровня: федеральный, региональный, зональный и местный.
В перспективе система должна обеспечивать управление в реальном масштабе времени в соответствии с концепцией TMN. В системе управления должны использоваться единые критерии оценки качества предоставляемых услуг связи и работоспособности сетей и их элементов. База данных управления системы должна быть основана на единой системе классификации и кодирования объектов, входящих в состав сетей электросвязи.
Постепенное совершенствование системы управления должно быть ориентировано на конвергенцию телекоммуникационных и компьютерных сетей, использование методов распределенной обработки информации, создание национальной и глобальной информационных инфраструктур. В составе системы управления ВСС должно быть предусмотрено достаточное количество резервных эксплуатационно-технических средств для восстановления работоспособности сетей и их объектов. Элементы сети, такие, например, как системы передачи (СП), тактовые генераторы (ТГ), автоматические телефонные станции (АТС) и узлы, АМТС, международный центр коммутации (МЦК), районные узлы связи (РУС) и др., должны быть оснащены средствами контроля работоспособности, тестирования, диагностики и реконфигурации и базами данных управления (БДУ), приспособленными для оперативного обмена информацией с системой управления ВСС (с использованием стандартизованного интерфейса типа Q3).
Рис. 26.6. Структура и функции системы управления ВСС:
НЦУ ВСС - национальный центр управления; ЦУ-Ф - центр управления оператора федерального уровня; РЦУ ВСС - региональный центр управления; ЦУ-Р - центр управления оператора регионального уровня; ЗЦУ ВСС - зональный центр управления; МЦУ ВСС -местный центр управления; ЦУ-3 - центр управления оператора зонового уровня; ТЦУ-Ф - территориальный центр управления операторов федерального уровня; УЦУ-Ф - узловой центр управления федерального уровня; УЦУ-Р - узловой центр управления регионального уровня; УЦУ-3 - узловой центр управления зонового уровня; ЦУ-М - центр управления оператора местного уровня; ЦУ-ЭС -центр управления элементами сети; ЦУ-ЧС - центр управления чрезвычайными ситуациями; СП - системы передачи; ТГ - телеграф; МЦК - Международный центр коммутации; РУС - районный узел связи
На верхнем уровне управления ВСС (НЦУ ВСС) должны решаться следующие задачи:
• анализ качества работы сетей и систем управления разных операторов с целью администрирования;
• централизованное управление ресурсами в чрезвычайных ситуациях;
• взаимодействие с системами управления других стран мирового сообщества;
• планирование развития сетей электросвязи общего пользования;
• сбор и обработка статистических данных, получаемых от объектов нижних уровней;
• анализ качества функционирования сетей электросвязи и их систем управления;
• регламентация правил и порядка учета и предоставления услуг и средств связи;
• регулирование взаиморасчетов операторов сетей ВСС. Функции НЦУ ВСС могут быть как централизованы в одном месте, так и рассредоточены.
На региональном уровне задачи управления реализуются РЦУ ВСС, который координирует деятельность операторов в регионе, выделенном для него НЦУ ВСС. С организационной точки зрения рационально создание РЦУ ВСС на базе территориальных центров управления операторов сетей федерального уровня (ТЦУ-Ф), взаимодействующих с центром управления оператора федерального уровня (ЦУ-Ф). Регионы управления должны быть определены с учетом административного деления РФ, информационного тяготения между территориями, концентрации средств связи в них, границ расположения военных округов. Предполагается выделение 10-12 таких округов. В состав региона может входить несколько субъектов РФ. Зональные центры управления ВСС (ЗЦУ ВСС) обеспечивают управление связными ресурсами на территории одного субъекта РФ и создаются на базе центров управления операторов зонового уровня (ЦУ-3). Предполагается создание до 100 таких центров на территории, контролируемой АО «Электросвязь» области или края. Центры управления регионального, зонального и местного уровней должны каждый на своем уровне решать задачи управления сетью, а управление бизнесом и услугами - прерогатива НЦУ ВСС.
Протокол управления сетью. Обычно сеть электросвязи строится с использованием технических средств, изготовленных разными производителями. Язык управления объектами сети должен быть единым (независимым от внутренней организации ЭС) и использоваться всеми программными пакетами управления сетью. Такой язык реализован в простом протоколе сетевого управления (Simple Network Management Protocol - SNMP). Этот протокол стал в течение второй половины 90-х годов общепринятым стандартом систем управления сетью (в частности - Internet) и поддерживается программными продуктами большинства изготовителей оборудования коммутационных станций, систем передачи и информационных систем.
Протокол SNMP разработан для систем, ориентированных на операционную систему UNIX и архитектуру двухуровневого управления.
На верхнем уровне имеются средства сетевого управления (ССУ), а на нижнем - агенты управления (АУ), связанные с ЭС.
Сложные функции обработки данных реализуют ССУ, они вырабатывают команды контроля и управления ЭС. Разработка протокола SNMP преследовала три цели. Первая состояла в том, чтобы максимально упростить функции, выполняемые ЭС автономно. Решение этой задачи позволяет:
• упростить функции управления и сделать их легко воспринимаемыми человеком;
• закрепить большинство значимых сетевых ресурсов (коммутации, передачи, сигнализации) за ССУ и поэтому наиболее полно их использовать при дистанционном управлении;
• минимизировать стоимость разработки программного обеспечения (ПО) АУ, поддерживающего протокол управления сетью.
Вторая цель - заложить в ПО верхнего уровня возможность оперативного изменения состава и характера решаемых задач управления в процессе эксплуатации сети.
Третья цель - обеспечить независимость архитектуры протокола сетевого управления от архитектуры сети и свойств объектов управления, которые могут быть изготовлены разными производителями.
С помощью протокола SNMP должен решаться весь спектр задач управления ЭС: запрос и получение данных о координатах и состоянии объекта, изменение состояния ЭС, инициализация тестирования выбранного ЭС. Концепция протокола SNMP основана на том, что все необходимые данные для управления объектом должны находиться в самом ЭС (в его базе данных управления - БДУ). В БДУ каждого ЭС хранится информация о его состоянии и качестве функционирования. Любой изготовитель сетевого оборудования должен включать в БДУ набор стандартных переменных (например, имя и координаты ЭС) и специфические данные, характеризующие конкретный объект. Все данные в БДУ должны быть доступны для чтения ССУ, определенная часть их может модифицироваться по командам из ССУ. Таким образом, протокол управления сетью оперирует ограниченным набором команд (сообщений) для чтения и модификации переменных в БДУ.
Важная особенность протокола SNMP: он не содержит конкретных команд управления объектом, управление достигается модификацией той или иной переменной в БДУ ЭС, что воспринимается, как указание выполнить конкретную команду.
Рис. 26.7. Информационный обмен между уровнями системы управления сетью
Протокол SNMP генерирует пять типов сообщений (рис. 26.7):
• получить, читать (Get Request - Get) - запрос одной или нескольких переменных из БДУ;
• получить, читать следующее (Get Next Request - Get Next) -последовательное чтение переменных строка за строкой (обычно из таблицы);
• установить, изменить (Set Request - Set) - установка значения одной или нескольких переменных в БДУ;
• ответить (Response) - подтверждение получения любого из запросов (Get Request, Get Next Request, Set Request);
• «ловушка» (Trap) - уведомление о событии в ЭС (например, обычный или аварийный рестарт, отказ устройства в составе ЭС).
Как видим, административное управление может быть ориентировано только на установку некоторой переменной или конфигурации и на чтение и передачу данных в ССУ. Команды в сообщениях первых трех типов получают ответное сообщение Response. Сообщение Trap без запроса сверху генерирует АУ элемента сети при возникновении отказа, перегрузки, перезапуска и других контролируемых отклонений от нормы в ЭС. Большая часть данных о состоянии сети запрашивается центром мониторинга. Для управления ЭС физического уровня верхнему уровню могут быть необходимы, например, такие данные: координаты и тип порта, тип среды передачи; на сетевом уровне - данные о количестве установленных соединений по одному из маршрутов.
Каждый ЭС по регламенту обновляет содержимое своей БДУ. В любой момент времени ССУ может обратиться к ней для получения или для установки значений определенных переменных.
Периодичность и приоритет считывания переменных определяется алгоритмом функционирования ЭС. Значение переменной, которую имеет право модифицировать ССУ, определяет тип команды, которую должен выполнить ЭС (например, принудительный рестарт, блокировка, разблокировка, запуск тестирования).
Для проверки реакции ЭС на ранее переданную команду ССУ может запросить результирующие данные с помощью команды «Get Request» или «Get Next Request».
Большинство телекоммуникационных фирм выпускает коммутационное оборудование и средства цифровых систем передачи, приспособленное к управлению по протоколу SNMP.
Необходимо отметить два недостатка протокола SNMP. Первый из них состоит в том, что первая версия протокола (до появления версии SNMP v.2) использует режим обмена без установления соединения (User Datagram Protocol - UDP). Такой способ обмена сообщениями между АУ и ССУ может приводить к потере аварийных сообщений. Использование транспортного протокола с установлением виртуального соединения между ССУ и АУ (версия SNMP v.2) позволяет устранить этот недостаток.
Второй недостаток состоит в отсутствии взаимной аутентификации ССУ и АУ. Любой из инициаторов (ССУ или АУ) передает в сообщении «строку принадлежности» (community string) в открытой форме. Агент управления взаимодействует только с теми ССУ, которые указывают в поле community string такую же символьную строку, что хранится в памяти АУ. Такой способ установления «взаимности» отражает лишь структурирование ССУ, АУ и не может использоваться для надежной аутентификации.
Контрольные вопросы
1. Изобразите функциональную иерархию TMN и систем поддержки операций.
2. Перечислите функции подсистемы управления элементом сети.
3. Что понимают под контролем и управлением одним или группой ЭС?
4. Перечислите функции подсистемы управления сетью.
5. Перечислите функции подсистемы управления услугами.
6. Изобразите структуру системы управления вторичной сетью электросвязи.
7. Каковы функции центра технической эксплуатации вторичной сети электросвязи?
8. Могут ли отказы в аппаратных средствах ЦТЭ, ошибки в его ПО и ошибки человека (работника ЦТЭ) приводить к отказам самого центра и ЭС, которые ему подчинены?
9. Какие объекты формируют для центра управления сетью (ЦУС) представление о состоянии первичных и вторичных подсетей электросвязи?
10. Сформируйте основные задачи ЦУС.
11. Каковы функции центра управления услугами (ЦУУ)?
12. Изобразите структуру системы управления взаимоувязанной сети связи (ВСС) РФ.
13. Какие задачи должны решаться на верхнем уровне управления ВСС - в национальном центре управления (НЦУ)?
14. Сформулируйте цели разработки протокола управления сетью SNMP.
15. Охарактеризуйте особенности протокола SNMP.
Список литературы
1. Булгак В.Б., Варакин Л.Е. и др. Основы управления связью Российской Федерации. - М.: Радио и связь, 1998. -184 с.
2. Иванов А.Б. Контроль соответствия в телекоммуникациях и связи. Измерения, анализ, тестирование, мониторинг. Ч. I. - М.: Компания Сайрус Системе, 2001. - 375 с.
3. Засецкий А.В., Иванов А.Б., Постников С.Д., Соколов Н.В. Контроль качества в телекоммуникациях и связи. Ч. II / Под ред. А.Б. Иванова. - М.: Компания Сайрус Системе, 2001. -335с.
4. Битнер В.И. Управление сетью электросвязи: Учеб. пособие. - Новосибирск, 2001. -78с.
- Часть I. Способы передачи сообщений
- Глава 1. Спектры
- 1.1 Спектры периодических сигналов
- 1.2. Спектры непериодических сигналов
- 1.3. Сигналы электросвязи и их спектры
- Глава 2. Модуляция
- 2.1. Принципы передачи сигналов электросвязи
- 2.2. Амплитудная модуляция
- 2.3 Угловая модуляция
- 2.4. Импульсная модуляция
- 2.5. Демодуляция сигналов
- Глава 3. Цифровые сигналы
- 3.1. Понятие о цифровых сигналах
- 3.2. Дискретизация аналоговых сигналов
- 3.3. Квантование и кодирование
- 3.4. Восстановление аналоговых сигналов
- Глава 4. Принципы многоканальной передачи
- 4.1. Одновременная передача сообщений
- 4.2. Частотное разделение каналов
- 4.3. Временное разделение каналов
- Глава 5. Цифровые системы передачи
- 5.1. Формирование группового сигнала
- 5.2. Синхронизация
- 6.3. Регенерация цифровых сигналов
- 5.4. Помехоустойчивое кодирование
- Глава 6. Цифровые иерархии
- 6.1. Плезиохронная цифровая иерархия
- 6.2. Синхронная цифровая иерархия
- Глава 7. Линии передачи
- 7.1. Медные кабельные линии
- 7.2. Радиолинии
- 7.3. Волоконно-оптические кабельные линии
- Глава 8. Транспортные сети
- 8.1. Предпосылки создания транспортных сетей
- 8.2. Системы передачи для транспортной сети
- Vc низшего порядка (Low order vc, lovc)
- Vc высшего порядка (High order vc, hovc)
- 8.3. Модели транспортных сетей
- 8.4. Элементы транспортной сети
- 8.5. Архитектура транспортных сетей
- Часть II. Службы электросвязи. Телефонные службы и службы документальной электросвязи
- Глава 9. Основные понятия и определения
- 9.1. Информация, сообщения, сигналы
- 9.2. Системы и сети электросвязи
- 9.3. Эталонная модель взаимосвязи открытых систем
- 9.4. Методы коммутации в сетях электросвязи
- 9.5 Методы маршрутизации в сетях электросвязи
- Т а б л и ц а 9.2. Устройства, реализующие функции маршрутизации
- Глава 10. Телефонные службы
- 10.1. Услуги, предоставляемые общегосударственной системой автоматизированной телефонной связи
- 10.2. Структура городских телефонных сетей (гтс) с низким уровнем цифровизации и перспективы развития
- 10.3. Расчет коммутационного узла с коммутацией каналов 10.3.1. Модель коммутационного узла
- 10.3.1 Модель коммутационного узла
- 10.3.2. Структура коммутационных полей станций и узлов
- 10.3.3. Элементы теории телетрафика
- Глава 11. Телеграфные службы
- 11.1. Сети телеграфной связи
- 11.2. Направления развития телеграфной связи
- Глава 12. Службы пд. Защита от ошибок и преобразование сигналов
- 12.1. Методы защиты от ошибок
- 12.2. Сигналы и виды модуляции, используемые в современных модемах
- Глава 13. Службы пд. Сети пд.
- 13.1. Компьютеры — архитектура и возможности
- 13.2. Принципы построения компьютерных сетей
- 13.3. Международные стандарты на аппаратные и программные средства компьютерных сетей
- 13.4. Сетевые операционные системы
- 13.5. Локальные компьютерные сети
- 13.6. Глобальные компьютерные сети
- 13.7. Телефонная связь по компьютерным сетям
- Глава 14. Факсимильные службы
- 14.1. Основы факсимильной связи
- 14.2. Организация факсимильной связи
- Глава 15. Другие службы документальной электросвязи
- 15.1. Видеотекс
- 15.2. Голосовая почта
- Глава 16. Единая система документальной электросвязи
- 16.1. Интеграция услуг документальной электросвязи [1]
- 16.2. Назначение и основные принципы построения служб обработки сообщений [2]
- 16.3. Многофункциональные терминалы
- Глава 17. Обеспечение информационной безопасности в телекоммуникационных системах
- 17.1. Общие положения
- 17.2. Правовые и организационные аспекты информационной безопасности
- 17.3. Технические аспекты информационной безопасности
- Часть III. Интеграция сетей и служб электросвязи
- Глава 18. Узкополосные цифровые сети интегрального обслуживания (у-цсио)
- 18.1. Пути перехода к узкополосной цифровой сети интегрального обслуживания
- 18.2. Службы и услуги узкополосной цсио
- 18.3. Система управления у-цсио
- Глава 19. Широкополосные и интеллектуальные сети
- 19.1. Условия и этапы перехода к широкополосной сети интегрального обслуживания (ш-цсио)
- 19.2. Услуги ш-цсио
- 19.3. Способы коммутации в ш-цсио
- 19.4. Построение коммутационных полей станций ш-цсио
- 19.5. Причины и условия перехода к интеллектуальной сети (ис)
- 19.6. Услуги ис
- Глава 20. Система межстанционной сигнализации по общему каналу в цсио
- 20.1. Понятие об общем канале сигнализации
- 20.2. Протоколы системы сигнализации № 7 itu-t
- 20.3. Способы защиты от ошибок в окс № 7
- 20.4. Характеристики окс
- 20.5. Способы построения сигнальной сети
- Глава 21. Широкополосные сети и оборудование компании «Huawei Technologies Co, Ltd»
- 21.1. Оптическая сеть абонентского доступа с интеграцией услуг honet
- 21.2. Построение транспортных сетей на базе оборудования компании «Huawei Technologies Co., Ltd»
- 21.3. Цифровая коммутационная система с программным управлением с&с08
- 21.4. Высокоскоростной коммутирующий маршрутизатор Radium 8750
- Часть IV. Современные методы управления в телекоммуникациях
- Глава 22. Общие положения
- 22.1. Многоуровневое представление задач управления телекоммуникациями
- 22.2. Функциональные группы задач управления
- Глава 23. Интегрированные информационные системы управления предприятиями электросвязи
- 23.1. Понятия и определения в области информационных систем управления предприятием
- 23.2. Анализ структуры интегрированной информационной системы управления предприятием регионального оператора связи
- 23.3. Новое системное проектирование как передовая технология на этапе внедрения современных информационных систем
- 23.4. Требования к функциональности интегрированной информационной системы управления предприятием для регионального оператора связи
- 23.5. Требования к используемым информационным технологиям, техническим средствам и программному обеспечению
- Глава 24. Управление услугами. Качество предоставляемых услуг
- 24.1. Система качества услуг электросвязи
- 24.2. Базовые составляющие обеспечения качества услуги
- 24.3. Оценка качества услуг связи с точки зрения пользователя и оператора связи
- Глава 25. Управление услугами.
- 25.1. Общие положения
- 25.2. Классификация аср
- 25.3. Централизованный способ построения системы расчетов
- 25.4. Интеграция аср с системами управления tmn
- 25.5. Основные технические требования для аср
- 25.6. Обзор автоматизированных систем расчетов
- 25.7. Заключение
- Глава 26. Управление сетями и сетевыми элементами
- 26.1. Архитектура систем управления сетями и сетевыми элементами
- 26.2. Системы управления первичными и вторичными сетями
- 26.3. Принципы построения системы управления
- Глава 27. Решения компании strom telecom в области tmn (Foris oss)
- 27.1. Общая характеристика семейства продуктов Foris oss
- 27.2. Автоматизация расчетов. Подсистема TelBill
- 27.3. Многофункциональные подсистемы сбора данных и взаимодействия с атс
- 27.4. Подсистема сбора данных и их биллинговой предобработки TelCharge
- 27.5. Подсистемы TelRes, TelTe, TelRc
- 27.6. Система «Электронный замок»
- 27.7. Подсистема поддержки клиентов tccs (Foris Customer Care Systems)
- 27.8. Подсистема Контакт-центр