25.7. Заключение
Модернизация сетей электросвязи, объединение компаний и переход к мультисервисным сетям выдвинул и новые требования к АСР. В этой связи некоторые предприятия связи выделили средства на закупку современных АСР, позволяющих осуществлять гибкую их перестройку в соответствии с требованиями к бизнес-процессам, другие пошли по пути развития АСР собственной разработки. В последнем случае обычно в качестве основной причины такого решения выдвигается следующая: «кардинальные изменения функций АСР и ее модернизация возможна только в АСР собственной разработки, особенно если учесть, что процесс реорганизации предприятия связи еще не завершен».
Кроме этого выдвигаются также следующие причины, указывающие на преимущества АСР собственной разработки:
• АСР, отвечающая современным требованиям, базируется на существующей корпоративной информационной сети. Особенности корпоративной сети наилучшим образом могут быть учтены в АСР собственной разработки.
• Попытка сбережения капиталовложений требует эффективного использования существующего парка компьютерной техники, в том числе и морально устаревшей. Это же касается и лицензионного программного обеспечения. АСР собственной разработки обеспечивает наибольшую гибкость в этом вопросе.
• Современное законодательство настолько неустойчиво, что период адекватности модели данных реальной ситуации составляет около полугода. Своевременная коррекция модели данных снимает большинство проблем, присущих быстро устаревающим АСР сторонних производителей.
• Темпы развития информационных технологий настолько велики, что время жизни АСР составляет порядка 3-4 лет, по истечении которых требуется полная замена устаревших технологий и оборудования.
• Стоимость сторонних АСР весьма существенна. Сроки внедрения около одного года. При таких характеристиках затраты на АСР сторонних производителей оказываются эффективными только на предприятиях, не имеющих другой альтернативы, кроме приобретения новой АСР.
• Затраты на поддержание и развитие АСР собственной разработки существенно ниже. Модернизация производится только адресно, а не тотально. Капиталовложения планируются и направляются на наиболее узкие участки информационной инфраструктуры.
Все, представленные выше соображения верны лишь отчасти. Сегодня ситуация с АСР напоминает ситуацию с модемами лет десять -пятнадцать тому назад, когда разработкой модемов занимались десятки и даже сотни организаций. Сегодня об этих самопальных модемах «собственной разработки» все забыли и никто не пытается развивать (дорабатывать) свои разработки. Конечно, стоимость модемов и АСР несоизмеримы и это вынуждает фактически заниматься во многих случаях процедурой, которая называется «латанием дыр». И, разумеется, вопрос о том, какую АСР использовать: собственной разработки или созданную профессионалами с учетом всех современных требований и допускающую ее развитие, нуждается в тщательной проработке, при которой должны быть учтены все факторы, в том числе, конечно, и ценовые.
Следует заметить, что в настоящее время ориентация на биллин-говые системы собственного производства сменяется ориентацией на системы биллинга и обслуживания клиентов (БОК - Billing & Customer Care Systems, B&CC), поставляемые независимыми разработчиками. Такие системы представляют собой пакеты программ, построенные достаточно гибко для успешной работы на динамичном рынке услуг связи. Глобализация этого рынка приводит к тому, что по мере расширения географии продаж, разрабатываемые и продаваемые БС, становятся все менее и менее специализированными.
Современная АСР должна быть универсальной. Она должна иметь исчерпывающий набор интерфейсов для всего комплекса оборудования, задействованного в предоставлении услуг. Кроме того, в системе необходимо использовать единую форму записи для любой услуги и единые средства обработки этих записей. При этом понятие универсальности будет расширяться в том плане, что тарифицироваться будут не только услуги связи, но и потребление энергии, воды и т.п. Однако каким бы универсальным не было решение, вряд ли оно в состоянии учесть всю специфику работы конкретной организации. Поэтому обладатель биллинговой системы будет вынужден затратить немалые средства на ее адаптацию к своим нуждам. Однако эти затраты должны компенсироваться выгодами, которые принесет грамотно спроектированная биллинговая система.
Укрупнение предприятий приведет к тому, что наиболее востребованными станут промышленные АСР, способные поддерживать работу таких предприятий, обеспечивая конвергентный биллинг, интер-коннект и другие возможности.
В заключение сформулируем основные положения, которыми следует руководствоваться при выборе или модернизации АСР. 1. Используемая на предприятии система АСР должна быть универсальной, т. е. иметь исчерпывающий набор интерфейсов для всего комплекса оборудования, задействованного в предоставлении услуг. В системе должна быть использована единая форма записи для любой услуги и единые средства обработки этих записей. Переход на универсальную биллинговую систему может быть осуществлен как путем закупки универсальной системы, так и путем апгрейда существующей. Основная проблема - проблема денег.
2. Универсальные АСР должны поддерживать не только режимы online и off-line, но режим hot-line (режим горячего биллинга). В этом режиме система биллинга уже перед началом соединения на основании базовых тарифов и индивидуального тарифного плана абонента «знает» тариф этого соединения, что дает ей возможность «управлять» длительностью соединения, основываясь на состоянии текущего счета данного абонента и его тарифного плана. Таким образом, при кредитных формах расчета (post-paid) с абонентом за услуги связи режимы on-line и off-line полностью обеспечивают все потребности оператора. При дебетовых и «карточных» формах расчета (pre-paid), когда на соединение по данному направлению накладываются ограничения по времени и стоимости услуги в зависимости от состояния текущего счета абонента и других условий тарифного плана, необходим только «горячий» биллинг. Он также предпочтителен и в отдельных случаях post-paid, например, при ограничении кредита не выше заданной величины.
3. Внедрение универсальных биллинговых систем еще не гарантирует рост соотношения выручки и затрат. Кроме наличия современного оборудования необходимо умение продавать услуги. На это умение влияют два основных фактора: наличие статической и динамической информации по всем параметрам предоставляемых услуг и умение на основе этой информации делать правильные выводы.
4. Внедрение дополнительных услуг является стимулом для развития АСР. Однако в среднем по России, за исключением услуг телеголосования (бесплатно) и всероссийских игр по телефону, уровень дохода от дополнительных услуг близок к нулю. Есть еще один вид дополнительных услуг, который является сопутствующим основным и косвенно влияющим на увеличение дохода оператора. Это услуги телебанкинга в АСР. Эта услуга дает возможность абоненту управлять своими текущими счетами с помощью номеронабирателя (или голосом). Такое управление (пополнение одного текущего счета или карты за счет другого) позволяет абоненту не только эффективно использовать имеющиеся у него средства, но и повысить безопасность использования скретч-карт. С другой стороны, это ведет к увеличению средств, которые по предоплате получает оператор, а значит, к повышению доходности предоставляемых услуг.
5. Исследование целевых сегментов рынка основных услуг электросвязи позволяет утверждать, что для корпоративных клиентов наиболее привлекательным является кредитный биллинг по виртуальной карте. Однако около 30 % корпоративных клиентов отдают предпочтение дебетовой системе расчетов по виртуально пополняемым картам.
Для частных абонентов наиболее привлекательны низкие тарифы, поэтому если оператор обеспечивает снижение тарифов при дебетовой системе расчетов, то дебетовая система расчетов становится очень популярной. Примерно 25 % частных абонентов отдают предпочтение дебетовым картам, потому что они позволяют получить услугу с любого телефона или компьютера. В том случае если по одной такой карточке можно оплатить несколько услуг, то у дебетовой карточной системы не будет конкуренции. В этом смысле у региональных операторов может вызвать интерес реализация единого регионального центра расчетов за услуги электросвязи по единому региональному финансовому инструменту - дебетовой скретч-карте.
Контрольные вопросы
1. Какой стандартный набор функций должна поддерживать биллинговая система?
2. Дайте характеристику каждого из уровней модели расчетов МСЭ-Т.
3. Перечислите компоненты биллинговой системы.
4. Каковы особенности биллинга в мультисервисных сетях?
5. Что такое интерконнект?
6. Приведите классификацию АСР.
7. Какова взаимосвязь и место АСР в TMN?
8. Перечислите и дайте краткую характеристику АСР, используемым в электросвязи.
9. Какие соображения необходимо принять во внимание при выборе оборудования для АСР?
Список литературы
1. Дич Л.З. Проблемы интерконнект-биллинга в телекоммуникациях (между прошлым и будущим) // Мобильные системы. - 2000. - № 6. - С. 30-35.
2. Ченцова И. Конвергентный биллинг для отважных провайдеров // Connect. - 2001. -№ 1. - С. 32-34.
3. Полунин А. Биллинговые системы как фундамент оперативного бизнеса и средство повышения отдачи от корпоративных сетей. // LAN. - 2001. - № 1. - С. 52-56.
- Часть I. Способы передачи сообщений
- Глава 1. Спектры
- 1.1 Спектры периодических сигналов
- 1.2. Спектры непериодических сигналов
- 1.3. Сигналы электросвязи и их спектры
- Глава 2. Модуляция
- 2.1. Принципы передачи сигналов электросвязи
- 2.2. Амплитудная модуляция
- 2.3 Угловая модуляция
- 2.4. Импульсная модуляция
- 2.5. Демодуляция сигналов
- Глава 3. Цифровые сигналы
- 3.1. Понятие о цифровых сигналах
- 3.2. Дискретизация аналоговых сигналов
- 3.3. Квантование и кодирование
- 3.4. Восстановление аналоговых сигналов
- Глава 4. Принципы многоканальной передачи
- 4.1. Одновременная передача сообщений
- 4.2. Частотное разделение каналов
- 4.3. Временное разделение каналов
- Глава 5. Цифровые системы передачи
- 5.1. Формирование группового сигнала
- 5.2. Синхронизация
- 6.3. Регенерация цифровых сигналов
- 5.4. Помехоустойчивое кодирование
- Глава 6. Цифровые иерархии
- 6.1. Плезиохронная цифровая иерархия
- 6.2. Синхронная цифровая иерархия
- Глава 7. Линии передачи
- 7.1. Медные кабельные линии
- 7.2. Радиолинии
- 7.3. Волоконно-оптические кабельные линии
- Глава 8. Транспортные сети
- 8.1. Предпосылки создания транспортных сетей
- 8.2. Системы передачи для транспортной сети
- Vc низшего порядка (Low order vc, lovc)
- Vc высшего порядка (High order vc, hovc)
- 8.3. Модели транспортных сетей
- 8.4. Элементы транспортной сети
- 8.5. Архитектура транспортных сетей
- Часть II. Службы электросвязи. Телефонные службы и службы документальной электросвязи
- Глава 9. Основные понятия и определения
- 9.1. Информация, сообщения, сигналы
- 9.2. Системы и сети электросвязи
- 9.3. Эталонная модель взаимосвязи открытых систем
- 9.4. Методы коммутации в сетях электросвязи
- 9.5 Методы маршрутизации в сетях электросвязи
- Т а б л и ц а 9.2. Устройства, реализующие функции маршрутизации
- Глава 10. Телефонные службы
- 10.1. Услуги, предоставляемые общегосударственной системой автоматизированной телефонной связи
- 10.2. Структура городских телефонных сетей (гтс) с низким уровнем цифровизации и перспективы развития
- 10.3. Расчет коммутационного узла с коммутацией каналов 10.3.1. Модель коммутационного узла
- 10.3.1 Модель коммутационного узла
- 10.3.2. Структура коммутационных полей станций и узлов
- 10.3.3. Элементы теории телетрафика
- Глава 11. Телеграфные службы
- 11.1. Сети телеграфной связи
- 11.2. Направления развития телеграфной связи
- Глава 12. Службы пд. Защита от ошибок и преобразование сигналов
- 12.1. Методы защиты от ошибок
- 12.2. Сигналы и виды модуляции, используемые в современных модемах
- Глава 13. Службы пд. Сети пд.
- 13.1. Компьютеры — архитектура и возможности
- 13.2. Принципы построения компьютерных сетей
- 13.3. Международные стандарты на аппаратные и программные средства компьютерных сетей
- 13.4. Сетевые операционные системы
- 13.5. Локальные компьютерные сети
- 13.6. Глобальные компьютерные сети
- 13.7. Телефонная связь по компьютерным сетям
- Глава 14. Факсимильные службы
- 14.1. Основы факсимильной связи
- 14.2. Организация факсимильной связи
- Глава 15. Другие службы документальной электросвязи
- 15.1. Видеотекс
- 15.2. Голосовая почта
- Глава 16. Единая система документальной электросвязи
- 16.1. Интеграция услуг документальной электросвязи [1]
- 16.2. Назначение и основные принципы построения служб обработки сообщений [2]
- 16.3. Многофункциональные терминалы
- Глава 17. Обеспечение информационной безопасности в телекоммуникационных системах
- 17.1. Общие положения
- 17.2. Правовые и организационные аспекты информационной безопасности
- 17.3. Технические аспекты информационной безопасности
- Часть III. Интеграция сетей и служб электросвязи
- Глава 18. Узкополосные цифровые сети интегрального обслуживания (у-цсио)
- 18.1. Пути перехода к узкополосной цифровой сети интегрального обслуживания
- 18.2. Службы и услуги узкополосной цсио
- 18.3. Система управления у-цсио
- Глава 19. Широкополосные и интеллектуальные сети
- 19.1. Условия и этапы перехода к широкополосной сети интегрального обслуживания (ш-цсио)
- 19.2. Услуги ш-цсио
- 19.3. Способы коммутации в ш-цсио
- 19.4. Построение коммутационных полей станций ш-цсио
- 19.5. Причины и условия перехода к интеллектуальной сети (ис)
- 19.6. Услуги ис
- Глава 20. Система межстанционной сигнализации по общему каналу в цсио
- 20.1. Понятие об общем канале сигнализации
- 20.2. Протоколы системы сигнализации № 7 itu-t
- 20.3. Способы защиты от ошибок в окс № 7
- 20.4. Характеристики окс
- 20.5. Способы построения сигнальной сети
- Глава 21. Широкополосные сети и оборудование компании «Huawei Technologies Co, Ltd»
- 21.1. Оптическая сеть абонентского доступа с интеграцией услуг honet
- 21.2. Построение транспортных сетей на базе оборудования компании «Huawei Technologies Co., Ltd»
- 21.3. Цифровая коммутационная система с программным управлением с&с08
- 21.4. Высокоскоростной коммутирующий маршрутизатор Radium 8750
- Часть IV. Современные методы управления в телекоммуникациях
- Глава 22. Общие положения
- 22.1. Многоуровневое представление задач управления телекоммуникациями
- 22.2. Функциональные группы задач управления
- Глава 23. Интегрированные информационные системы управления предприятиями электросвязи
- 23.1. Понятия и определения в области информационных систем управления предприятием
- 23.2. Анализ структуры интегрированной информационной системы управления предприятием регионального оператора связи
- 23.3. Новое системное проектирование как передовая технология на этапе внедрения современных информационных систем
- 23.4. Требования к функциональности интегрированной информационной системы управления предприятием для регионального оператора связи
- 23.5. Требования к используемым информационным технологиям, техническим средствам и программному обеспечению
- Глава 24. Управление услугами. Качество предоставляемых услуг
- 24.1. Система качества услуг электросвязи
- 24.2. Базовые составляющие обеспечения качества услуги
- 24.3. Оценка качества услуг связи с точки зрения пользователя и оператора связи
- Глава 25. Управление услугами.
- 25.1. Общие положения
- 25.2. Классификация аср
- 25.3. Централизованный способ построения системы расчетов
- 25.4. Интеграция аср с системами управления tmn
- 25.5. Основные технические требования для аср
- 25.6. Обзор автоматизированных систем расчетов
- 25.7. Заключение
- Глава 26. Управление сетями и сетевыми элементами
- 26.1. Архитектура систем управления сетями и сетевыми элементами
- 26.2. Системы управления первичными и вторичными сетями
- 26.3. Принципы построения системы управления
- Глава 27. Решения компании strom telecom в области tmn (Foris oss)
- 27.1. Общая характеристика семейства продуктов Foris oss
- 27.2. Автоматизация расчетов. Подсистема TelBill
- 27.3. Многофункциональные подсистемы сбора данных и взаимодействия с атс
- 27.4. Подсистема сбора данных и их биллинговой предобработки TelCharge
- 27.5. Подсистемы TelRes, TelTe, TelRc
- 27.6. Система «Электронный замок»
- 27.7. Подсистема поддержки клиентов tccs (Foris Customer Care Systems)
- 27.8. Подсистема Контакт-центр