logo
Гольдштейн_учебники / Телекоммуникационные системы и сети - КНИГА

25.7. Заключение

Модернизация сетей электросвязи, объединение компаний и пе­реход к мультисервисным сетям выдвинул и новые требования к АСР. В этой связи некоторые предприятия связи выделили средства на закупку современных АСР, позволяющих осуществлять гибкую их перестройку в соответствии с требованиями к бизнес-процессам, другие пошли по пути развития АСР собственной разработки. В по­следнем случае обычно в качестве основной причины такого реше­ния выдвигается следующая: «кардинальные изменения функций АСР и ее модернизация возможна только в АСР собственной разра­ботки, особенно если учесть, что процесс реорганизации предпри­ятия связи еще не завершен».

Кроме этого выдвигаются также следующие причины, указываю­щие на преимущества АСР собственной разработки:

• АСР, отвечающая современным требованиям, базируется на существующей корпоративной информационной сети. Особен­ности корпоративной сети наилучшим образом могут быть учте­ны в АСР собственной разработки.

• Попытка сбережения капиталовложений требует эффективного использования существующего парка компьютерной техники, в том числе и морально устаревшей. Это же касается и лицензи­онного программного обеспечения. АСР собственной разработ­ки обеспечивает наибольшую гибкость в этом вопросе.

• Современное законодательство настолько неустойчиво, что пе­риод адекватности модели данных реальной ситуации состав­ляет около полугода. Своевременная коррекция модели данных снимает большинство проблем, присущих быстро устареваю­щим АСР сторонних производителей.

• Темпы развития информационных технологий настолько вели­ки, что время жизни АСР составляет порядка 3-4 лет, по исте­чении которых требуется полная замена устаревших техноло­гий и оборудования.

• Стоимость сторонних АСР весьма существенна. Сроки внедре­ния около одного года. При таких характеристиках затраты на АСР сторонних производителей оказываются эффективными только на предприятиях, не имеющих другой альтернативы, кроме приобретения новой АСР.

• Затраты на поддержание и развитие АСР собственной разра­ботки существенно ниже. Модернизация производится только адресно, а не тотально. Капиталовложения планируются и на­правляются на наиболее узкие участки информационной ин­фраструктуры.

Все, представленные выше соображения верны лишь отчасти. Се­годня ситуация с АСР напоминает ситуацию с модемами лет десять -пятнадцать тому назад, когда разработкой модемов занимались де­сятки и даже сотни организаций. Сегодня об этих самопальных моде­мах «собственной разработки» все забыли и никто не пытается раз­вивать (дорабатывать) свои разработки. Конечно, стоимость модемов и АСР несоизмеримы и это вынуждает фактически заниматься во многих случаях процедурой, которая называется «латанием дыр». И, разумеется, вопрос о том, какую АСР использовать: собственной раз­работки или созданную профессионалами с учетом всех современных требований и допускающую ее развитие, нуждается в тщательной проработке, при которой должны быть учтены все факторы, в том числе, конечно, и ценовые.

Следует заметить, что в настоящее время ориентация на биллин-говые системы собственного производства сменяется ориентацией на системы биллинга и обслуживания клиентов (БОК - Billing & Customer Care Systems, B&CC), поставляемые независимыми разработчиками. Такие системы представляют собой пакеты программ, построенные достаточно гибко для успешной работы на динамичном рынке услуг связи. Глобализация этого рынка приводит к тому, что по мере рас­ширения географии продаж, разрабатываемые и продаваемые БС, становятся все менее и менее специализированными.

Современная АСР должна быть универсальной. Она должна иметь исчерпывающий набор интерфейсов для всего комплекса оборудова­ния, задействованного в предоставлении услуг. Кроме того, в системе необходимо использовать единую форму записи для любой услуги и единые средства обработки этих записей. При этом понятие универ­сальности будет расширяться в том плане, что тарифицироваться будут не только услуги связи, но и потребление энергии, воды и т.п. Однако каким бы универсальным не было решение, вряд ли оно в со­стоянии учесть всю специфику работы конкретной организации. По­этому обладатель биллинговой системы будет вынужден затратить немалые средства на ее адаптацию к своим нуждам. Однако эти за­траты должны компенсироваться выгодами, которые принесет гра­мотно спроектированная биллинговая система.

Укрупнение предприятий приведет к тому, что наиболее востребо­ванными станут промышленные АСР, способные поддерживать рабо­ту таких предприятий, обеспечивая конвергентный биллинг, интер-коннект и другие возможности.

В заключение сформулируем основные положения, которыми сле­дует руководствоваться при выборе или модернизации АСР. 1. Используемая на предприятии система АСР должна быть уни­версальной, т. е. иметь исчерпывающий набор интерфейсов для всего комплекса оборудования, задействованного в предостав­лении услуг. В системе должна быть использована единая форма записи для любой услуги и единые средства обработки этих за­писей. Переход на универсальную биллинговую систему может быть осуществлен как путем закупки универсальной системы, так и путем апгрейда существующей. Основная проблема - пробле­ма денег.

2. Универсальные АСР должны поддерживать не только режимы on­line и off-line, но режим hot-line (режим горячего биллинга). В этом режиме система биллинга уже перед началом соединения на ос­новании базовых тарифов и индивидуального тарифного плана абонента «знает» тариф этого соединения, что дает ей возмож­ность «управлять» длительностью соединения, основываясь на состоянии текущего счета данного абонента и его тарифного пла­на. Таким образом, при кредитных формах расчета (post-paid) с абонентом за услуги связи режимы on-line и off-line полностью обеспечивают все потребности оператора. При дебетовых и «кар­точных» формах расчета (pre-paid), когда на соединение по дан­ному направлению накладываются ограничения по времени и стоимости услуги в зависимости от состояния текущего счета або­нента и других условий тарифного плана, необходим только «горя­чий» биллинг. Он также предпочтителен и в отдельных случаях post-paid, например, при ограничении кредита не выше заданной величины.

3. Внедрение универсальных биллинговых систем еще не гарантирует рост соотношения выручки и затрат. Кроме наличия современного оборудования необходимо умение продавать услуги. На это умение влияют два основных фактора: наличие статической и динамиче­ской информации по всем параметрам предоставляемых услуг и умение на основе этой информации делать правильные выводы.

4. Внедрение дополнительных услуг является стимулом для разви­тия АСР. Однако в среднем по России, за исключением услуг теле­голосования (бесплатно) и всероссийских игр по телефону, уро­вень дохода от дополнительных услуг близок к нулю. Есть еще один вид дополнительных услуг, который является сопутствующим основным и косвенно влияющим на увеличение дохода оператора. Это услуги телебанкинга в АСР. Эта услуга дает возможность або­ненту управлять своими текущими счетами с помощью номерона­бирателя (или голосом). Такое управление (пополнение одного те­кущего счета или карты за счет другого) позволяет абоненту не только эффективно использовать имеющиеся у него средства, но и повысить безопасность использования скретч-карт. С другой стороны, это ведет к увеличению средств, которые по предоплате получает оператор, а значит, к повышению доходности предостав­ляемых услуг.

5. Исследование целевых сегментов рынка основных услуг электро­связи позволяет утверждать, что для корпоративных клиентов наиболее привлекательным является кредитный биллинг по вир­туальной карте. Однако около 30 % корпоративных клиентов от­дают предпочтение дебетовой системе расчетов по виртуально пополняемым картам.

Для частных абонентов наиболее привлекательны низкие тарифы, поэтому если оператор обеспечивает снижение тарифов при дебето­вой системе расчетов, то дебетовая система расчетов становится очень популярной. Примерно 25 % частных абонентов отдают пред­почтение дебетовым картам, потому что они позволяют получить ус­лугу с любого телефона или компьютера. В том случае если по одной такой карточке можно оплатить несколько услуг, то у дебетовой кар­точной системы не будет конкуренции. В этом смысле у региональных операторов может вызвать интерес реализация единого регионально­го центра расчетов за услуги электросвязи по единому региональному финансовому инструменту - дебетовой скретч-карте.

Контрольные вопросы

1. Какой стандартный набор функций должна поддерживать биллинговая система?

2. Дайте характеристику каждого из уровней модели расчетов МСЭ-Т.

3. Перечислите компоненты биллинговой системы.

4. Каковы особенности биллинга в мультисервисных сетях?

5. Что такое интерконнект?

6. Приведите классификацию АСР.

7. Какова взаимосвязь и место АСР в TMN?

8. Перечислите и дайте краткую характеристику АСР, используемым в элек­тросвязи.

9. Какие соображения необходимо принять во внимание при выборе обору­дования для АСР?

Список литературы

1. Дич Л.З. Проблемы интерконнект-биллинга в телекоммуникациях (между прошлым и будущим) // Мобильные системы. - 2000. - № 6. - С. 30-35.

2. Ченцова И. Конвергентный биллинг для отважных провайдеров // Connect. - 2001. -№ 1. - С. 32-34.

3. Полунин А. Биллинговые системы как фундамент оперативного бизнеса и средство повышения отдачи от корпоративных сетей. // LAN. - 2001. - № 1. - С. 52-56.