logo
Гольдштейн_учебники / Телекоммуникационные системы и сети - КНИГА

23.5. Требования к используемым информационным технологиям, техническим средствам и программному обеспечению

Выбор той или иной технологии создания информационной систе­мы определяется, прежде всего, функциями, которые должна выпол­нять эта система для удовлетворения потребностей оператора связи.

В отрасли связи в настоящее время наблюдаются революционные преобразования. Наряду с бурным развитием технологий, используе­мых в современных телекоммуникациях, активно происходит струк­турная перестройка в региональных компаниях и объединение их в межрегиональные. Это диктуется необходимостью оптимального ве­дения бизнеса.

Как на это должна реагировать информационная система пред­приятия? Она должна быстро и безболезненно подстроиться под но­вые условия, при этом не должна требовать существенных капиталь­ных вложений.

Процессы структурной перестройки носят ярко выраженный инте­грационный характер. Происходит укрупнение филиалов внутри региональных компаний, а также объединение региональных в межре­гиональные компании. Если раньше можно было работать, исполь­зуя для автоматизации деятельности оператора связи системы, по­строенные по технологии файл-сервер, то в настоящий момент при объединении даже подразделений регионального оператора связи такие технологии неприемлемы, не говоря уже о межрегиональных компаниях.

Если проанализировать требования к информационной системе управления предприятием для региональной компании и принять во внимание реструктуризацию, очевидным становится, что единствен­ной приемлемой для использования может быть система, подвержен­ная принципам реинжиниринга бизнес-процессов.

В настоящее время имеется два подхода к реализации таких систем:

1. Фирма-производитель программного обеспечения для разра­ботки информационных систем, например, фирма ORACLE, исполь­зуя свои продукты, создает прикладную систему, автоматизирующую деятельность предприятия (ORACLE Applications).

2. Фирма-производитель прикладного программного обеспечения, используя доступное на рынке инструментальное программное обес­печение, создает продукт, который, как правило, содержит возможно­сти создания системы управления предприятием подверженной принципам бизнес-процесс реинжиниринга, например, система R3 фирмы SAP.

В итоге получаются одинаковые по возможностям системы, и сравни­вать подходы с точки зрения оптимальности решений не имеет смысла.

В сущности, оба рассмотренных подхода имеют в составе встро­енное CASE средство, все объекты системы хранятся в репозитории и благодаря этому достигается высокая готовность системы к рекон­струкции.

Рассмотрим подходы к проектированию, предлагаемые фирмой ORACLE. Это проиллюстрирует технологии, которые необходимо ис­пользовать для создания современной системы управления предпри­ятием. Нижеизложенные принципы не противоречат принципам Ново­го Системного Проектирования.

Средства проектирования ORACLE

Средства разработки масштабируемых приложений, предлагае­мые корпорацией Oracle, представлены двумя группами программных продуктов: Designer/2000™ и Developer/2000™.

Рассмотрим Designer/2000™. Designer/2000™ позволяет создавать модели сложных систем с помощью средств реинжиниринга приклад­ных процессов (BPR).

Designer/2000™ представляет собой структуру в виде пирамиды, внутри которой расположены уровни. Каждый уровень представляет собой набор инструментов. Рассмотрим основной инструментарий Designer/2000™. Верхний уровень представлен:

Process Modeling - инструментарий, позволяющий моделиро­вать бизнес-процессы. На этом уровне разработчики приложений должны детально изучить предметную область, суметь правильно описать процессы, происходящие в изучаемой системе, создать организационную структуру процессов и визуально отобразить модель проектируемой системы. На этом уровне можно просчи­тать экономическую целесообразность системы, просчитать за­траты времени, финансовые затраты и трудозатраты в человеко-часах, а также оптимизировать систему, определив в ней крити­ческий путь.

Systems Modeling (Системное моделирование) - на этом уровне работают системные аналитики, которые раскладывают модель на мельчайшие детали-сущности, описывают взаимосвязи между сущ­ностями и определяют, какие функции, будет выполнять система, ка­кие потоки данных обрабатывает система.

Design Wizards - на этом уровне работа человека сводится к ми­нимуму. Система сама «превращает» созданные модели (информа­ционную и функциональную) в реальные структуры (структуру данных и структуру меню).

Generation - уровень, на котором расположены разного рода ин­струменты для создания реальных объектов базы данных и приложе­ния. Причем создание базы данных и готовых к выполнению приклад­ных программ происходит в автоматическом режиме.

Основной задачей Designer/2000™ является построение готового приложения. От зарождения проекта до ввода его в эксплуатацию проходит несколько этапов разработки. Такой системный подход обеспечивает производительную систему с широкими возможностя­ми. При этом различают этапы:

Стратегия и анализ. Изучение и анализ потребностей предпри­ятия в информации. Выяснение информационных потребностей из бесед с пользователями и менеджерами. Изучение документов, в ко­торых формулируются задачи предприятия и прикладных систем, а также любой другой информации, полезной для разработки будущей системы. Построение модели системы. Словесные описания, полу­ченные на этапе стратегии и анализа, преобразуются в графическое представление информационных потребностей и бизнес-правил предприятия. Модель обсуждается и совершенствуется совместно с аналитиками и экспертами.

Работа над проектом проходит, как правило, следующие стадии:

Проектирование базы данных и проектирование функциональ­ной иерархии системы.

Кодирование и документирование. Создание опытной системы (прототипы). На первых двух уровнях Designer/2000™ производится построение модели. Генерация и выполнение DDL утилит для созда­ния таблиц и вспомогательных объектов базы данных. Разработка пользовательской документации, текстов справочных экранов и руко­водств по эксплуатации системы.

Внедрение (отладка). Совершенствование опытной системы и внесения изменений на основе тестирования и приемки пользовате­лем - опытная эксплуатация.

Эксплуатация - передача системы пользователям. Наблюдение за ее производительностью, расширение возможностей и усовершен­ствование.

Понятийная Модель является основой проектирования, строится на основе человеческого опыта и представлений и зависит от того, насколько глубоко понимает человек поставленную задачу. Затем идет представление в виде информационной модели, которая пере­растает в реальные таблицы, где и будут храниться данные. Далее анализируется организационная структура предприятия для построе­ния функциональной модели.

Хранящаяся в репозитории модель системы вследствие измене­ния схемы бизнес-процессов предприятия легко изменяется, после чего производится новая генерация системы. Таким образом, мини­мизируется время на реинжиниринг бизнес-процессов.

Вышеизложенные реализации систем требуют, как правило, про­мышленных решений для создания вычислительных комплексов. Наиболее приемлемым является операционная система UNIX, в ка­честве баз данных используются промышленные СУБД класса ORA­CLE или INFORMIX. Среди аппаратных серверных платформ на первом месте находятся фирмы SUN и Hewlett Packard. Реже исполь­зуются продукты фирмы Microsoft.

Контрольные вопросы

1. Сформулируйте сущность концепций MRP, MRP II, ERP.

2. Перечислите, из каких подсистем и какие функции должна выполнять ин­формационная система управления оператора связи.

3. Какие три скачка в настоящее время произошли в информационных тех­нологиях?

4. Приведите схему взаимосвязи составных частей Нового Системного Про­ектирования.

5. Какие требования предъявляются к функциональности интегрированной информационной системы управления предприятием для регионального оператора связи?

Список литературы

1. Булгак В.Б., Варакин Л.Е., Крупное А.Е. и др. Основы управления связью Россий­ской Федерации. - М.: Радио и связь, 1998. - 184 с.

2. Емельянов Ю.А., Крупное А.Е., Мамзелев Н.А. Сертификация оборудования и услуг связи. - М.: ЗАО РИКЕЛ, 1999.-С. 118-137, с. 142-180.

3. Рождественский А.А., Князев К.Г., Павлов А.В. Основные концептуальные поло­жения и технические решения по созданию автоматизированной системы управле­ния цифровой сетью связи АО «Ростелеком». - М.: Телесофт - Россия, 1996. - 91 с.

4. Руководящий технический материал по построению тактовой сетевой синхрониза­ции на цифровой сети связи Российской Федерации. Вторая редакция. - М.: ЦНИ-ИС, 1995.-66с.

5. Справочные материалы по вводу в эксплуатацию сетей ЕСС. - М.: Сайрус Сис­теме, 2001.-150 с.

6. Фокин В.Г. Управление телекоммуникационными сетями: Учеб. пособие. - Новоси­бирск.: СибГУТИ, 2001.-110 с.

7. Гриднев С., Коновалов Г. Управление сетью синхронизации в сетях на основе СЦИ//Connect! Мир связи. - 1998. - №12. - С. 138-141.

8. Беллами Дж. Цифровая телефония / Пер. с англ. - М.: Радио и связь, 1986. Гл. 7. Синхронизация сети, контроль и управление.

9. Бакланов И.Г. Технологии измерений первичной сети. Ч. 2. Системы синхрониза­ции, B-ISDN, ATM. - М.: ЭКО-ТРЕНДЗ, 2000. - 150 с.

10. Рекламные проспекты фирм Alcatel, NEC, Siemens, Телесофт, Hewlett Packard.

11. Rtn-ichi Sato. Photonic Transport Network OAM Technologies // IEEE Communications Magazine. - December 1996. - C. 86-94.

12. Гордеев Э.Н. Новые технологии в системах управления сетями связи // Вестник связи. - 2000. - № 1. - С. 29-32.

13. Гордеев Э.Н. Новые технологии в системах управления сетями связи // Вестник связи. - 2000. - № 2. - С. 79-83.

14. Нетес В.А., Трубникова Н.В. Управление сетями: стандарты, проблемы и перспек­тивы // Вестник связи. - 2000. - № 2. - С. 83-88.

15. Толковый словарь терминов по системам, средствам и услугам связи. - М.: Радио и связь, 2000. - 256 с.

16. Нормы на электрические параметры цифровых каналов и трактов магистральной и внутризоновых первичных сетей. - М.: Мин-во связи Российской Федерации, 1996. (Приказ № 92).

17. Зиндер Е. Новое системное проектирование: информационные технологии и биз­нес-реинжиниринг. Ч. 2: Бизнес-реинжиниринг. СУБД. 01/96.

18. Зайцев С.Л. Автоматизированные системы управления предприятием стандарта ERP/MRPII. Interface Ltd, 2001.

19. ITU-T Recommendation M.3000 - Overview of TMN Recommendations.

20. ITU-T Recommendation M.3010 - Principles for a telecommunication management network (TMN).

21. ITU-T Recommendation M.3020 -TMN interface specification methodology.

22. ITU-T Recommendation M.3100 - Generic network information model.

23. ITU-T Recommendation M.3200 - TMN management services: overview.

24. ITU-T Recommendation M.3300 - TMN management capabilities presented at the F-interface.

25. ITU-T Recommendation M.3400 - TMN management functions.