logo
Гольдштейн_учебники / Телекоммуникационные системы и сети - КНИГА

10.1. Услуги, предоставляемые общегосударственной системой автоматизированной телефонной связи

Требования, предъявляемые к телефонным службам. Пользо-ватели предъявляют следующие требования к телефонным службам:

1) прозрачный физический канал из конца в конец (от одной або­нентской установки до другой) должен предоставляться на требуемое время сеанса;

2) физический канал (в дальнейшем - канал) из конца в конец мо-жет состоять из одного или нескольких звеньев, соединенных в узлах коммутации (УК) последовательно;

3) звенья могут быть образованы каналами тональной частоты (КТЧ) систем передачи (СП) с частотным разделением каналов (ЧРК) или каналами СП с временным разделением каналов (ВРК);

4) каналы сети с КК общего пользования (ОП) являются общим ре-сурсом, используемым всеми пользователями;

5) длительность сеанса передачи информации должна зависеть исключительно от пользователя;

6) сеть должна поддерживать целостность физического канала из конца в конец (В современных цифровых сетях, использующих специальную подсеть сигнализации, обеспечивается восстановление канала при его несанкционированном разрушении.);

7) для создания канала из конца в конец сеть должна обеспечить обмен сигнализацией по способу «от звена к звену» (Элементами сигнализации являются абонентская, внутристанционная и межстанци­онная; в состав сигналов системы сигнализации входят линейные, адресные (регист­ровые) и информационные);

8) качество предоставления сетевых ресурсов должно оценивать­ся долей блокировок (потерь), блокировки возникают при занятости ресурсов, требуемых пользователем, или допустимым временем ожидания.

Предоставление канала «из конца в конец» эффективно не только для передачи речевой информации, но и для массовых данных: мас­сивов большого объема (файлов), факсимильных сообщений, цифро­вых видеосигналов. Такие данные создают пользовательские уста­новки с непрерывным потоком данных, готовых к передаче.

Телефонные сети предоставляют пользователям тракт для пере­дачи информации с задержкой в 10-20 с, определяемой временем набора номера вызываемого абонента и установления соединения каналов на станциях и узлах.

Сигнализация в телефонной сети. Во время установления со­единения передаются сигнальные сообщения между пользователь­ской установкой и узлом коммутации (УК), куда она включена, и меж­ду УК. Пример сигнализации в телефонной сети показан на рис. 10.1. Сигнальные сообщения могут передаваться двумя способами. Тра­диционной в телефонных сетях является децентрализованная сигна­лизация. При таком способе сигнальные сообщения передаются по тому же каналу, который используется для передачи информации пользователя (речевой или данных) или по специальному сигнально­му каналу, проложенному параллельно информационному. В цифро­вых сетях используется так называемая централизованная сигнали­зация, сущность которой состоит в том, что сигнальные сообщения многих пользователей передаются по общему для них каналу сигна­лизации (ОКС). В ОКС сообщения передаются в форме пакетов по­стоянной или переменной длины.

На рис. 10.1 показана последовательность передачи сигналов в стыке «абонент-сеть» и при межстанционной связи. В телефонных сетях необходимо передавать три вида сигналов в процессе уста­новления и разъединения физических соединений: линейные (л), определяющие состояние устройств сети; адресные (а), опреде­ляющие маршрут в сети к оконечному устройству вызываемого абонента; информационные (и) или тональные, оповещающие абонентов об этапах (фазах) установления соединения.

Рис. 10.1. Сигнализация в телефонной сети

Алгоритм установления соединения в телефонной сети. Любая станция должна уметь интерпретировать поступающие линейные и адресные сигналы и генерировать необходимые сигналы для взаи-модействия с другими элементами сети. Процесс обработки вызовов включает следующие операции:

1) обнаружение изменения состояния любой абонентской или соединительной линии. Изменение состояния может быть связано с сигналами адресной информации или линейными. Адресные сигналы могут передаваться импульсами постоянного тока, тональны-ми сигналами набора номера или многочастотными сигналами;

2) генерирование выходных сигналов. С помощью этих сигналов абоненты оперативно оповещаются о процессе соединения или

разъединения. и обеспечивается взаимодействие при межстанци-онной связи;

3) выбор пути (маршрута) через коммутационное поле станции;

4) установление разговорного тракта в коммутационном поле и его разъединение.

Обычная последовательность процессов на станции (независимо от типа - электромеханическая, электронная, цифровая) при успеш­ном соединении такова:

а) обнаружение запроса ресурсов станции от абонента или соединительной линии (канала);

б) поиск требуемых ресурсов (например, приемника цифр на­бора номера);

в) оповещение абонента о предоставлении ресурсов (напри­мер, информационным сигналом «ответ станции»);

г) прием и накопление цифр номера, прекращение передачи сигнала «ответ станции»;

д) передача линейных и адресных сигналов в соединительную линию или канал межстанционной связи;

е) установление разговорного тракта в коммутационном по­ле станции;

ж) определение состояния линии вызываемого абонента;

з) генерирование посылки вызова (ПВ), если линия свободна; и) генерирование сигнала «контроль посылки вызова» (КПВ); к) обнаружение ответа вызываемого абонента, прекращение ПВ и КПВ.

Система обслуживания вызовов (заявок). Если на УК не создаются очереди ожидания освобождения каналов, то имеет место система обслуживания с отказами. В таких сетях (или на участках сетей) качество предоставления услуг оценивается вероятностью отказа. На

УK некоторых телефонных сетей, например междугородных и международных, для отдельных категорий пользователей организуют оче­реди ожидания освобождения каналов. Обычно количество мест ожи­дания для одного направления связи невелико, а время ожидания ограничено десятками секунд. На УК, где организуются очереди, ка­чество предоставления услуг оценивается вероятностью ожидания более заданного времени.

Место телефонной сети общего пользования РФ в междуна­родном телекоммуникационном пространстве. Положение теле­фонной сети общего пользования (ТФ-ОП) в современном телеком­муникационном пространстве [2, 3] определяется двумя параметра­ми: телефонной плотностью (ТП) и количеством основных телефон­ных аппаратов (ОТА). Телефонная плотность в РФ составляет 22 ОТА на 100 жителей (22 %), а количество ОТА - 32 млн. Под ОТА понима­ется количество основных абонентских линий, соединенных с АТС. По количеству ОТА Россия занимает шестое место в мире (после США -143 млн., Японии - 59 млн., Германии - 35 млн., Франции - 33 млн. и Англии - 32 млн.). По ТП Россия замыкает четвертый десяток стран мира. Самую низкую ТП в первой десятке имеет Испания (36 %). Те­лефонная плотность является интегральным показателем развития любой страны. Она отражает состояние сети связи и косвенно характеризует качественный уровень сети. С ростом ТП практически во всех странах наблюдаются следующие изменения: переход от аналоговых систем передачи и коммутации к цифровым, расширяется количество служб и предоставляемых услуг, усложняются терминалы пользователей (они становятся многофункциональными), сеть эво­люционирует от аналоговой к аналого-цифровой, затем к цифровой и интеллектуальной.

Услуги, предоставляемые общегосударственной системой ав­томатизированной телефонной связи. Общегосударственная сис­тема автоматизированной телефонной связи (ОГСТфС) предназна­чена для удовлетворения населения и предприятий в передаче со­общений пользователей как в пределах страны, так и при выходе на международную телефонную сеть. ОГСТфС предоставляет два вида услуг: услуги доставки (передачи) информации и специальные. К ус­лугам доставки информации относятся: передача сообщений - рече­вых, факсимильных, электронной почты, данных. Эти услуги предо­ставляются техническими службами, использующими физические ре­сурсы сети. К специальным услугам относят информационно-справоч­ные, заказные и дополнительные. Их предоставляют службы сервиса автоматически или с помощью оператора. К службам сервиса Госко­митета РФ по связи и информатизации относятся, например, такие:

Дополнительные услуги (их также называют дополнительными видами обслуживания - ДВО) могут предоставляться общесетевыми службами или службой той станции, куда подключена линия абонента, программно-аппаратными средствами станции или сети. К ДВО относятся, например, такие: