26.2. Системы управления первичными и вторичными сетями
Система управление первичной сетью. Существующие телекоммуникационные сети принято делить на первичные и вторичные в зависимости от того, обеспечивают ли они доставку (транспортировку) информации или коммутацию физических (логических) каналов. Первичные сети принято делить на магистральные, обеспечивающие доставку информации между крупными узлами, и доступа, реализующие экономичный способ доступа пользователей к ресурсам сети. В свою очередь, вторичные сети делят на два вида в зависимости от используемого способа коммутации: с коммутацией каналов и пакетов. Очевидно, что при большом разнообразии существующих сетей электросвязи используются и разные технологии управления ресурсами.
Рис. 26.2. Функциональная иерархия TMN и систем поддержки операций
Каждая из сетей, имея собственную систему управления, должна быть способной взаимодействовать с системами управления других сетей. Для такого взаимодействия необходимо использовать одинаковые архитектурные принципы построения системы управления. Эти принципы заложены в концепциях, посвященных TMN. Как известно, функции TMN разделены на четыре уровня: управления бизнесом! услугами, сетью и элементами сети. В пределах каждого из уровней задачи управления решаются автономно системами поддержки операций (Operations Support System - OSS). На рис. 26.2 приведена функциональная иерархия TMN и систем поддержки операций. Напомним, что:
уровень 1 отвечает за управление доходами от всех телекоммуникационных сетей региона и за выполнение соглашений как между операторами и пользователями, так и между операторами отдельных сетей;
уровень 2 отвечает за управление услугами, которые предоставляют все операторы, и за интерфейс с пользователями;
уровень 3 отвечает за управление первичной сетью как цельной системой, с учетом топологии сети, но без учета конкретного механизма функционирования отдельных составляющих;
уровень 4 отвечает за управление конкретным сетевым элементом (ЭС) без знания топологии сети.
Чтобы реализовать функции управления на каждом уровне, создаются подсистемы управления: элементами сети - ПУЭС (Element Manager System - EMS), сетью - ПУС (Net Manager System - NMS), услугами - ПУУ (Service Manager System - SMS), а также центры: технической эксплуатации и технического обслуживания - ЦТЭ (Operation and Maintenance Centre - ОМС), сетью - ЦУС (Net Manager Centre - NMC), услугами - ЦУУ (Service Manager Centre - SMC), бизнесом -ЦУБ (Business Manager Centre - BMC).
Подсистема управления элементами сети. Подсистема управления элементами первичной сети может решать задачи автономного управления одним или группой ЭС (пример управления группой -ПУЭС транспортной сетью SDH). ПУЭС в большинстве случаев не стандартизованы, каждый изготовитель средств доставки информации предлагает свое решение.
Любая ПУЭС в любой момент времени обязана предоставить системе поддержки операций (OSF) сетевого управления информацию о состоянии ЭС или группы элементов как одного управляемого объекта. Функции ПУЭС приведены на рис. 26.3.
База данных управления ЭС определенного типа (мультиплексо-ра/демультиплексора, кросс-коннектора, пункта сигнализации и др.) должна содержать стандартный набор данных, характеризующих его сетевой адрес, конфигурацию, результаты информационного обмена с OSS уровня сетевого управления, максимально допустимые значения статистических показателей, при превышении которых ПУЭС посылает тревожное сообщение объекту уровня сетевого управления, и много другой информации.
Под контролем и управлением одним или группой ЭС понимают:
• наблюдение за функционированием управляемого объекта и коррекция его характеристик;
Рис. 26.3. Функции подсистемы управления элементом сети
• регламентные запросы о неисправностях ЭС и формирование тревожных сообщений для передачи уровню сетевого управления;
• управление безопасностью;
• преобразование протоколов для обмена с рабочей станцией или OSS сетевого управления.
В процессе наблюдения за функционированием управляемого объекта и коррекцией его характеристик ПУЭС выполняет следующие действия:
• корректирует конфигурацию аппаратных или программных средств ЭС;
• управляет программным обеспечением ЭС (загрузкой, перезагрузкой);
• обеспечивает фильтрацию событий (о понижении качества услуги, предоставляемой пользователем, об отказах аппаратных средств, ошибках в программном обеспечении и др.) по заданному критерию (критериям);
• ведет списки текущих тревожных сообщений;
• обеспечивает доступ к результатам загрузки и выдачи сообщений;
• управляет счетчиками, фиксирующими качество работы ЭС (старт, блокировка, обнуление,восстановление);
• корректирует допустимые значения статистических показателей, при превышении которых должны посылаться тревожные.
Под управлением безопасностью понимают:
• указание областей данных в БДУ, доступных в данный момент для записи и чтения автономно работающему прикладному протоколу ЭС;
• указание областей данных в БДУ, доступных объекту уровня сетевого управления;
• регистрацию и управление классами доступа к ресурсам TMN. Подсистема управления сетью (ПУС). Подсистема управления сетью ведет обработку данных, полученных от ПУЭС. Функции ПУС таковы:
• обеспечение информационного обмена (функции шлюза) между OSS ПУУ или рабочей станцией и ПУЭС;
• контроль состояния и управление первичной сетью электросвязи и подсетями в ее составе;
• управление безопасностью;
• сбор данных о взаиморасчетах операторов первичных сетей электросвязи.
Под контролем состояния и управлением сетью электросвязи понимают:
• запрос данных о конфигурации первичной сети электросвязи;
• коррекция конфигурации сети;
• контроль и коррекция конфигурации постоянных или полупостоянных однонаправленных и двунаправленных соединений типов «точка-точка» и «точка-группа»;
• фильтрация аварийных сообщений, поступающих от объектов нижних уровней;
• ведение текущего списка управляемых объектов с аварийными сообщениями;
• управление измерениями трактов первичных и вторичных сетей электросвязи;
• управление счетчиками качества работы трактов (старт, блокировка, обнуление, восстановление);
• коррекция допустимых значений статистических показателей, при превышении которых должны посылаться тревожные сообщения объекту уровня управления услугами.
Под управлением безопасностью на уровне сетевого управления понимают:
• указание областей функционального доступа для объекта управления услугами;
• указание областей сетевого доступа для объекта управления услугами.
Подсистема управления услугами (ПУУ). Функции ПУУ, в отличие от функций ПУС, ориентированы на высокоуровневое управление сетью электросвязи на основе контроля такой интегральной характеристики, как степень удовлетворенности пользователей качеством услуг доставки информации. Характерные функции ПУУ таковы:
• контроль соответствия запросов пользователей соглашению о предоставлении услуг;
Рис. 26.4. Архитектура системы управления первичными цифровыми сетями
• ведение списков пользователей, заявивших о неисправностях и неудовлетворенности качеством услуг;
• контроль показателей качества услуг, предоставляемых одним или группой операторов сети электросвязи;
• оперативное управление предоставлением каналов и трактов в аренду.
На рис. 26.4 приведен пример архитектуры систем управления первичными цифровыми сетями. Подсистема управления ЭС может быть внешней по отношению к группе управляемых объектов (примеры 1 и 2 на рис. 26.4) и встроенной (пример 3). Использование в системе управления сетью нескольких ПУЭС вызвано тем, что разные изготовители цифровых систем передачи используют специфические, не стандартизованные, средства управления.
Подсистема управления сетью собирает, организуя обмен информацией через сеть передачи данных, и обрабатывает данные от всех
ПУЭС, представляя их в интегральном виде для администрации сети иПУУ.
Интегральное представление состояния сети электросвязи на уровнях управления сетью и услугами позволяет с достаточной полнотой определять проблемы и принимать оптимальные решения.
Система управления вторичной сетью. Центры ТО и ТЭ. Вторичные сети электросвязи предоставляют значительно большее разнообразие услуг, чем первичные сети. Поэтому существует большое разнообразие функций элементов вторичных сетей и связанные с этим трудности сопряжения ЭС с системой управления сетью. Автономное управление цифровыми станциями и узлами вторичных сетей реализуется встроенными системами технической эксплуатации (ТЭ) и технического обслуживания (ТО).
Управление группой станций на территории ответственности одного оператора реализуется центрами ТЭ и ТО (Operation and Maintenance Center - ОМС). Центры ТО и ТЭ (ЦТЭ) взаимодействуют со станциями сети с помощью Q-адаптеров (QA), а с ПУС - с помощью интерфейса Qх (рис. 26.5). Заметим, что упомянутый выше интерфейс Qx, а также Q3, F относятся к интерфейсам TMN (Рекомендация М.3020) и их описание можно найти в [3].
Центр технической эксплуатации должен предоставлять возможность обмена с ПУС и другими ЦТЭ системы управления сетью. Роль
Рис. 26.5. Структура системы управления вторичной сетью электросвязи
ЦТЭ является двоякой: с одной стороны, это агент при связи с ПУС, с другой - это администратор (менеджер) при связи с ЭС. В ЦТЭ должны быть заложены следующие возможности:
• взаимодействие через интерфейс Q3 с ПУС;
• разделенные знания управления в терминах управляемых объектов, атрибутов, эксплуатации с сетевой точки зрения и независимости от производителей оборудования;
• способность управления конфигурацией, техническим обслуживанием и качеством функционирования подчиненных ему ЭС.
При создании ЦТЭ преследуется важнейшая цель - отказы в аппаратных средствах, ошибки в его ПО и ошибки человека (работника ЦТЭ) не должны приводить к отказам самого центра и ЭС, которые ему подчинены.
С помощью ЦТЭ должно быть обеспечено наблюдение за удаленными ЭС в реальном времени (на первой фазе реализации, возможно, в режиме относительного времени) и управление эксплуатацией и ТО участков сети электросвязи.
Примеры функции ЦТЭ:
- Эксплуатационных:
• ведение БД эксплуатации и ТО;
• взаимодействие с ЭС.
- Технического обслуживания:
• сбор, обработка и передача к ПУС сообщений о неисправностях, ошибках в ЭС;
• ведение данных о конфигурации участка сети и ЭС, относящихся к нему, для ТО с помощью эксплуатационного персонала.
- Управление конфигурацией сети электросвязи.
Пример содержания эксплуатационной функции «ведение БД эксплуатации и ТО»:
• процедур ТЭ и ТО;
• сообщений об отказах и ошибках;
• документирования имен ЭС;
• регистрации конфигураций ЭС;
• регистрации совместимости аппаратных и программных средств ЭС. Пример содержания функции «взаимодействия с ЭС»:
• обработка сообщений об отказах и тревожной сигнализации;
• обработка сообщений о состоянии сети электросвязи или ее фрагмента;
• контроль изменений состояния ЭС;
• контроль качества работы ЭС;
• хранение системного ПО и данных;
• контроль процессов маршрутизации и трассировки вызовов;
• блокировка неисправных ЭС;
• поддержка функций тарификации и администрирования тарифов. Пример содержания функции «управление конфигурацией сети электросвязи»:
• в процессе установки новых аппаратных и/или программных средств ЭС;
• в процессе реконфигурации сети (или ее участка), предпринимаемой вследствие отказов в ЭС;
• в процессе плановых перестроений сети.
Центры управления сетью (ЦУС). Функции ПУС реализуются центром управления сетью. Центр управления сетью формирует представление о трафике и эксплуатации сети электросвязи. В подчинении ЦУС находятся все ЦТЭ, формирующие для него представление о состоянии первичных и вторичных подсетей. Основная функция ЦУС - оптимизация использования ресурсов сетей электросвязи, на основе информации, получаемой от ЦТЭ в реальном времени.
Повышение эффективности использования ресурсов сети/сетей электросвязи возможно благодаря обзору с высоты ЦУС, возможность которого обеспечивается средствами ЦТЭ и ЭС. Высокоскоростной обмен ЦУС с объектами нижних уровней об интегральных показателях работы сети/сетей электросвязи позволяет сформировать реальную картину сетевого трафика и качества предоставляемых услуг. Благодаря этому, в любой момент времени в ЦУВ возможен охват проблем, возникающих на контролируемой территории. Имея данные о проблемах в сети, ЦУС может решать следующие задачи:
• планировать топологию и реконфигурировать сеть на основе мониторинга ее характеристик;
• перераспределять ресурсы сети для повышения качества услуг;
• оказывать помощь техническому персоналу для повышения оперативности реагирования на отказы и перегрузки и минимизации времени восстановления работоспособности объектов с отказами.
Центр управления услугами (ЦУУ). Функции ПУУ возлагаются на центр управления услугами (ЦУУ). Функции управления услугами тесно связаны с высшими формами администрирования, т. е. бизнесом. Большинство задач управления услугами и бизнесом относятся к типу трудно формализуемых. Однако достижения в формализации задач управления ЭС и сетью позволяют совершенствовать технологию административного управления. Объектно-ориентированное представление о сети электросвязи, обеспечиваемое уровнями сетевого управления и управления ЭС, создает условия для обоснованного принятия оперативных решений на уровне ПУУ в условиях усиливающейся конкуренции на рынке услуг электросвязи.
Функции ЦУУ состоят в обеспечении автоматизированной поддержки процессов, принятия административных решений. Решения принимаются администратором на основе прагматических критериев, например, таких как: рост доходов, рост количества пользователей (клиентов, заказчиков), снижение эксплуатационных затрат.
Эффективность управления услугами и бизнесом может быть повышена путем:
• планомерного формализованного обмена данными о достигнутом уровне качества предоставления услуг с операторами других сетей;
• долгосрочного планирования развития сети;
• планирование деловых связей;
• опоры на международные стандарты, показатели и нормативы качества услуг и функционирования сети.
- Часть I. Способы передачи сообщений
- Глава 1. Спектры
- 1.1 Спектры периодических сигналов
- 1.2. Спектры непериодических сигналов
- 1.3. Сигналы электросвязи и их спектры
- Глава 2. Модуляция
- 2.1. Принципы передачи сигналов электросвязи
- 2.2. Амплитудная модуляция
- 2.3 Угловая модуляция
- 2.4. Импульсная модуляция
- 2.5. Демодуляция сигналов
- Глава 3. Цифровые сигналы
- 3.1. Понятие о цифровых сигналах
- 3.2. Дискретизация аналоговых сигналов
- 3.3. Квантование и кодирование
- 3.4. Восстановление аналоговых сигналов
- Глава 4. Принципы многоканальной передачи
- 4.1. Одновременная передача сообщений
- 4.2. Частотное разделение каналов
- 4.3. Временное разделение каналов
- Глава 5. Цифровые системы передачи
- 5.1. Формирование группового сигнала
- 5.2. Синхронизация
- 6.3. Регенерация цифровых сигналов
- 5.4. Помехоустойчивое кодирование
- Глава 6. Цифровые иерархии
- 6.1. Плезиохронная цифровая иерархия
- 6.2. Синхронная цифровая иерархия
- Глава 7. Линии передачи
- 7.1. Медные кабельные линии
- 7.2. Радиолинии
- 7.3. Волоконно-оптические кабельные линии
- Глава 8. Транспортные сети
- 8.1. Предпосылки создания транспортных сетей
- 8.2. Системы передачи для транспортной сети
- Vc низшего порядка (Low order vc, lovc)
- Vc высшего порядка (High order vc, hovc)
- 8.3. Модели транспортных сетей
- 8.4. Элементы транспортной сети
- 8.5. Архитектура транспортных сетей
- Часть II. Службы электросвязи. Телефонные службы и службы документальной электросвязи
- Глава 9. Основные понятия и определения
- 9.1. Информация, сообщения, сигналы
- 9.2. Системы и сети электросвязи
- 9.3. Эталонная модель взаимосвязи открытых систем
- 9.4. Методы коммутации в сетях электросвязи
- 9.5 Методы маршрутизации в сетях электросвязи
- Т а б л и ц а 9.2. Устройства, реализующие функции маршрутизации
- Глава 10. Телефонные службы
- 10.1. Услуги, предоставляемые общегосударственной системой автоматизированной телефонной связи
- 10.2. Структура городских телефонных сетей (гтс) с низким уровнем цифровизации и перспективы развития
- 10.3. Расчет коммутационного узла с коммутацией каналов 10.3.1. Модель коммутационного узла
- 10.3.1 Модель коммутационного узла
- 10.3.2. Структура коммутационных полей станций и узлов
- 10.3.3. Элементы теории телетрафика
- Глава 11. Телеграфные службы
- 11.1. Сети телеграфной связи
- 11.2. Направления развития телеграфной связи
- Глава 12. Службы пд. Защита от ошибок и преобразование сигналов
- 12.1. Методы защиты от ошибок
- 12.2. Сигналы и виды модуляции, используемые в современных модемах
- Глава 13. Службы пд. Сети пд.
- 13.1. Компьютеры — архитектура и возможности
- 13.2. Принципы построения компьютерных сетей
- 13.3. Международные стандарты на аппаратные и программные средства компьютерных сетей
- 13.4. Сетевые операционные системы
- 13.5. Локальные компьютерные сети
- 13.6. Глобальные компьютерные сети
- 13.7. Телефонная связь по компьютерным сетям
- Глава 14. Факсимильные службы
- 14.1. Основы факсимильной связи
- 14.2. Организация факсимильной связи
- Глава 15. Другие службы документальной электросвязи
- 15.1. Видеотекс
- 15.2. Голосовая почта
- Глава 16. Единая система документальной электросвязи
- 16.1. Интеграция услуг документальной электросвязи [1]
- 16.2. Назначение и основные принципы построения служб обработки сообщений [2]
- 16.3. Многофункциональные терминалы
- Глава 17. Обеспечение информационной безопасности в телекоммуникационных системах
- 17.1. Общие положения
- 17.2. Правовые и организационные аспекты информационной безопасности
- 17.3. Технические аспекты информационной безопасности
- Часть III. Интеграция сетей и служб электросвязи
- Глава 18. Узкополосные цифровые сети интегрального обслуживания (у-цсио)
- 18.1. Пути перехода к узкополосной цифровой сети интегрального обслуживания
- 18.2. Службы и услуги узкополосной цсио
- 18.3. Система управления у-цсио
- Глава 19. Широкополосные и интеллектуальные сети
- 19.1. Условия и этапы перехода к широкополосной сети интегрального обслуживания (ш-цсио)
- 19.2. Услуги ш-цсио
- 19.3. Способы коммутации в ш-цсио
- 19.4. Построение коммутационных полей станций ш-цсио
- 19.5. Причины и условия перехода к интеллектуальной сети (ис)
- 19.6. Услуги ис
- Глава 20. Система межстанционной сигнализации по общему каналу в цсио
- 20.1. Понятие об общем канале сигнализации
- 20.2. Протоколы системы сигнализации № 7 itu-t
- 20.3. Способы защиты от ошибок в окс № 7
- 20.4. Характеристики окс
- 20.5. Способы построения сигнальной сети
- Глава 21. Широкополосные сети и оборудование компании «Huawei Technologies Co, Ltd»
- 21.1. Оптическая сеть абонентского доступа с интеграцией услуг honet
- 21.2. Построение транспортных сетей на базе оборудования компании «Huawei Technologies Co., Ltd»
- 21.3. Цифровая коммутационная система с программным управлением с&с08
- 21.4. Высокоскоростной коммутирующий маршрутизатор Radium 8750
- Часть IV. Современные методы управления в телекоммуникациях
- Глава 22. Общие положения
- 22.1. Многоуровневое представление задач управления телекоммуникациями
- 22.2. Функциональные группы задач управления
- Глава 23. Интегрированные информационные системы управления предприятиями электросвязи
- 23.1. Понятия и определения в области информационных систем управления предприятием
- 23.2. Анализ структуры интегрированной информационной системы управления предприятием регионального оператора связи
- 23.3. Новое системное проектирование как передовая технология на этапе внедрения современных информационных систем
- 23.4. Требования к функциональности интегрированной информационной системы управления предприятием для регионального оператора связи
- 23.5. Требования к используемым информационным технологиям, техническим средствам и программному обеспечению
- Глава 24. Управление услугами. Качество предоставляемых услуг
- 24.1. Система качества услуг электросвязи
- 24.2. Базовые составляющие обеспечения качества услуги
- 24.3. Оценка качества услуг связи с точки зрения пользователя и оператора связи
- Глава 25. Управление услугами.
- 25.1. Общие положения
- 25.2. Классификация аср
- 25.3. Централизованный способ построения системы расчетов
- 25.4. Интеграция аср с системами управления tmn
- 25.5. Основные технические требования для аср
- 25.6. Обзор автоматизированных систем расчетов
- 25.7. Заключение
- Глава 26. Управление сетями и сетевыми элементами
- 26.1. Архитектура систем управления сетями и сетевыми элементами
- 26.2. Системы управления первичными и вторичными сетями
- 26.3. Принципы построения системы управления
- Глава 27. Решения компании strom telecom в области tmn (Foris oss)
- 27.1. Общая характеристика семейства продуктов Foris oss
- 27.2. Автоматизация расчетов. Подсистема TelBill
- 27.3. Многофункциональные подсистемы сбора данных и взаимодействия с атс
- 27.4. Подсистема сбора данных и их биллинговой предобработки TelCharge
- 27.5. Подсистемы TelRes, TelTe, TelRc
- 27.6. Система «Электронный замок»
- 27.7. Подсистема поддержки клиентов tccs (Foris Customer Care Systems)
- 27.8. Подсистема Контакт-центр