logo
Мат мод консп сум-2012

Оценка конкурентоспособности

Оценку конкурентов рассматриваемой системы проводится в два этапа: выявление возможных конкурентов и сравнительный анализ конкурентов.

На первом этапе составляется общий список конкурентов и из него выбираются те, которые могут в принципе быть конкурентами рассматриваемой системы. Полученный список потенциальных конкурентов анализируется и по возможности сокращается. Выявляются “наиболее опасные” конкуренты.

На втором этапе проводится анализ рассматриваемого проекта по сравнению с “наиболее опасными” конкурентами – оценивается конкурентоспособность системы.

Целью такого анализа является оценка того, насколько реальный (вероятный, прогнозируемый) объем продаж рассматриваемой системы будет отличаться от потенциально возможного из-за влияния неучтенных характеристик систем и неопределенных факторов рынка. Это - во многом неформальная задача, ее решение может основываться на экспертных оценках. Возможно, здесь может оказаться полезным многокритериальный сравнительный анализ (например, на основе метода анализа иерархий).

Анализ современной экономики и ситуации на рынке, учет взаимосвязи рынков проводится на постоянной основе.

Прогноз конкурентной обстановки основывается на анализе влияния основных конъюнктурообразующих факторов на показатели материального производства (предложение товаров), показатели спроса на товары, цены.

Основные конъюнктурообразующие факторы: научно-технический прогресс, уровень монополизации, государственное регулирование, состояние информационных систем, валютная и кредитно-денежная ситуация, энергетические проблемы, экологические проблемы, политические и социальные конфликты, стихийные бедствия.

Прогноз конкурентной обстановки основывается на анализе влияния основных конъюнктурообразующих факторов на показатели спроса, цены, производства.

Основной принцип прогнозирования: системность – максимальный учет взаимосвязи конъюнктурообразующих факторов.

Конкурентоспособность определяется совокупностью потребительских и ценовых характеристик, обеспечивающих преимущества проектируемой системы в условиях широкого предложения аналогичных товаров и услуг другими системами.

Количественно конкурентоспособность может быть оценена через долю рынка, которую система может освоить и удерживать в сложившихся условиях рынка.

Конкурентоспособность – это всегда сравнительная характеристика, изменяющаяся во времени, и определяется не только свойствами представляемых товаров и услуг, но связана с конкретными сложившимися условиями на рынке (конъюнктурной обстановкой): внешними (внерыночными) конъюнктурообразующими факторами.

Конкурентоспособность конкретной системы оценивается путем сравнения ее с аналогичными показателями конкурентов в прогнозируемых рыночных ситуациях (экономических, политических, научно-технологических, экологических и др.).

Главные показатели, влияющие на конкурентоспособность (долю рынка): цена, качество, ответственность (гибкость реагирования), адаптивность, продвижение.

Цена – комплексный показатель, аккумулирующий технические и экономические характеристики (надежность, эксплуатационное обслуживание, гарантии, страхование).

Качество – соответствие требованиям потребителей.

Ответственность (responsiveness) – гибкость реагирования на требования потребителей, обеспечивается комплексом технических и эксплуатационных показателей (в том числе экономических).

Продвижение (promotion) – комплексный показатель, включающий рекламу, связи с потребителем, объем сопутствующих услуг, государственную поддержку. Основные показатели продвижения: государственная поддержка в виде госзаказов, "сила" провайдера (влияние, связи, ресурсы), сервис (интегральная оценка сервисных возможностей и состояние инфраструктуры – доставка, хранение), устойчивость (способность противостоять негативным экономическим и политическим воздействиям).

На основании анализа тенденций развития рынка товаров и услуг формируются технические и эксплуатационные характеристики конкурентоспособной системы, соответствующие требованиям рынка, и выбирается стратегия выхода на рынок.

Стратегии выхода на рынок определяются возможной ориентацией:

- на главные виды продукции и услуг - силовая стратегия – применяется крупными фирмами, новая фирма может следовать этой стратегии как младший партнер крупной фирмы;

- на локальные (местные) ниши рынка (госзаказы собственной страны и поиск новых заказчиков);

- на узкие специфические ниши рынка (делать что-то лучше других – характерно для подсистем, агрегатов, технологий);

- на новые рынки и ниши (создание их).

Некоторые аспекты основных факторов конкурентной борьбы.

Взаимодействие с фирмами-поставщиками – контроль над поставками сырья, комплектующих элементов.

Взаимодействие с фирмами-потребителями – стремление исключить монополию покупателей, когда они навязывают свои требования к товарам и услугам (при немногочисленных крупных покупателях, региональных ограничениях по сбыту, стоимости, транспортировке).

Взаимодействие с фирмами, потенциально готовыми выйти на рынок с подобными (или альтернативными) товарами и услугами – скупка близких патентов и лицензий.

Увеличение масштабов производства и снижение себестоимости. Отрицательный фактор этого – снижение коммерческой гибкости – для принятия решения требуется анализ перспектив развития науки и техники.

Поиск новых технологий.

Захват лучших каналов сбыта.

Создание привычки к фирменной марке (продвижение).

Низкие издержки – не просто снижение себестоимости, а а способность фирмы спроектировать, произвести, сбыть товар (услугу) более эффективно, чем конкуренты – организация всего жизненного цикла в короткие сроки и с меньшими затратами (обеспечивается эффективным управлением проекта).

Специализация – искусство обеспечения различных категорий покупателей продукцией с различным качеством и ценой.

Каждый из этих факторов влияет на выбор основных проектных параметров системы.