Устойчивость движения систем
Система управления постоянно подвергается возмущениям, отклоняющим ее от заданного закона движения. Действие возмущения сопровождается восстанавливающим действием регулятора. В системе возникает переходный процесс. Может оказаться, что система не сможет восстановить требуемый закон движения. Она будет удаляться от него, либо совершать вокруг него незатухающие колебания.
Чтобы определить, устойчиво ли состояние равновесия какой-либо системы, изучается поведение этой системы при малых отклонениях от равновесия.
Под возмущающими факторами понимаются силы, не учитываемые при описании движения вследствие их малости по сравнению с основными силами. Эти возмущающие силы обычно неизвестны: составленные уравнения движения отличаются от истинного движения, в них не учтены некоторые поправочные коэффициенты. Возмущающие силы могут действовать мгновенно, что сведется к малому изменению начального состояния системы (под начальным состоянием системы при выборе оптимального управления понимается начало воздействия возмущений), либо непрерывно. При малых возмущающих воздействиях движение будет устойчивым, при значительных - неустойчивым.
Система обычно находится в состоянии движения, поэтому рассматривают устойчивость движения. Проблема исследования устойчивости движения системы – основная задача теории устойчивости (одна из основных составляющих теории дифференциальных уравнений).
Пусть заданный режим работы системы характеризуется координатами: х10 (t), х20 (t), х30 (t), . . . . Пусть на систему действует возмущение, которое заставляет двигаться ее по другим траекториям: х1 (t), х2 (t), х3 (t), . . . Система будет находиться в возмущенном состоянии. Если система устойчива, то она снова войдет в заданный режим или в область около этого режима εi = хi (t) - хi0 (t).
Заданное невозмущенное состояние движения устойчиво, если в результате возмущений возмущенное состояние движения с течением времени перейдет в некоторую конечную область, находящуюся в окрестности невозмущенного состояния, определяемого координатами:
ε1 = х1 (t) – х10 (t);
ε2 = х2 (t) – х20 (t);
. . . . . . . . . .
εn = хn (t) – хn0 (t).
Признаки устойчивости и неустойчивости движения определяются различными методами теории устойчивости.
Предположим, что система автоматического управления описывается системой дифференциальных уравнений
dуi /dt = Уi (t, у1, у2, . . . , уn), (i = 1, 2, . . . , n). (1)
уi - переменные параметры, описывающие состояние системы;
Уi – известные функции, определенные в некоторой фиксированной области пространства переменных t, y1, y2, . . ., yn, с начальными условиями уi(t0) = уi0 , (i = 1, 2, . . . , n). Они определяют исходное состояние системы управления при t = t0. Каждой системе начальных значений уi (t0), (i = 1, 2, . . . , n) соответствует решение уi (t0) , (t = 1, 2, . . . , n) уравнений (1).
Если окажется, что сколь угодно малые изменения начальных состояний способны сильно изменить решение, то решение, определяемое выбранными начальными данными, не имеет практического значения, так как соответствует неустойчивому состоянию системы.
В озникает вопрос о нахождении условий, при которых достаточно малое изменение начальных данных вызывает сколь угодно малое изменение решения, т.е. нахождения условий, при которых система управления, описываемая уравнениями (1) устойчива.
Решение системы (1) называется устойчивым по Ляпунову, если при любой заданной области ε допустимых отклонений от состояния равновесия, можно подобрать область допустимых начальных условий δ = δ (ε), обладающую тем свойством, что ни одно движение, начинающееся внутри δ, никогда не достигнет границ области ε (рисунок 3.5 – двумерный случай).
Таким образом, решение уi* (t) , (i = 1, 2, . . . , n) системы (1) устойчиво, если для любого t0 из интервала [0, T] и числа ε > 0 можно подобрать δ > 0, δ ≡ δ (t0, ε) > 0, такое, что всякое решение xi (t), (i = 1, 2, .. . , n) той же системы, начальные значения которого удовлетворяют неравенствам
|уi* (t0) - уi (t0)| < δ (i = 1, 2, . . . , n),
определено в промежутке t0< t < ∞ и для всех t t0 справедливы неравенства
|уi* (t) - уi (t)| < ε (i = 1, 2, . . . , n). (2)
Близкие по начальным значениям решения остаются близкими для всех t t0.
Решение уi* (t), (i = 1, 2, . . . , n) системы (1) называется неустойчивым, если существует область ε допустимых отклонений от состояния равновесия, для которой не существует области δ, окружающей состояние равновесия и обладающей тем свойством, что ни одно движение, начинающееся внутри δ, никогда не достигнет границы области ε, либо если это решение непродолжаемо при t → ∞.
В этом случае при t0 [0, T] и сколь угодно малых ε > 0 и δ > 0 хотя бы для одного решения уi (t) , (i = 1, 2, . . . , n) неравенство (2) не выполняется при t t0.
Е сли устойчивое решение уi* (t), (i = 1, 2, . . . , n) при t → ∞ удовлетворяет условию
lim |уi* (t) - уi (t)| = 0 (t → ∞)
для всякого решения уi (t), то в этом случае мы имеем дело с асимптотической устойчивостью (рисунок 3.6 – двумерный случай).
Устойчивость по Ляпунову – это устойчивость для достаточно малых начальных отклонений. Это существенно для исследования физической осуществимости состояния равновесия. Если данное состояние устойчиво по Ляпунову, то оно физически осуществимо, если нет – то неосуществимо, так как при любых сколь угодно малых начальных отклонениях изображающая точка системы начнет уходить из окрестности точки равновесия (пример: состояние маятника в верхнем положении - достаточно малого толчка, чтобы он уходил от нее все больше и больше).
Пример. Автопилот – прибор, который может многократно изменять положение рулей и тем самым изменять характер полета самолета. Пилоту задается цель (место и время прибытия), для достижения которой рассчитывается курс, пилот выводит самолет на расчетный курс и включает автопилот. Движение самолета будет описываться некоторой системой дифференциальных уравнений
z' = f (z, t, p, ξ ). (1)
Здесь z - вектор, описывающий фазовое состояние системы, т.е. координаты и скорость самолета, ξ – случайный вектор, характеризующий внешние воздействия, р – вектор конструктивных параметров автопилота, которые могут выбираться субъектом (конструктором), чтобы автопилот обеспечивал достижение цели управления.
Зная расчетную траекторию самолета, мы всегда можем выбирать начало отсчета таким образом, чтобы этой траектории при отсутствии внешних возмущений отвечали нулевые значения фазовых переменных. Значит, точка z = 0 должна удовлетворять уравнению
f (0, t, p, 0) = 0.
Предположим далее, что в некоторый момент t = t0 на движение самолета подействовало некоторое случайное возмущение (например, порыв ветра), в результате которого состояние системы изменилось:
z (t0) = z0 ≠ 0.
Каким условиям должно удовлетворять движение самолета, чтобы, несмотря на возмущение, он достиг заданной цели? Так как траектория самолета должна пройти через цель управления, то необходимо, чтобы возникшее отклонение параметров полета самолета от расчетных значений со временем могло исчезнуть. Для этого достаточно, чтобы движение самолета обладало асимптотической устойчивостью. Последнее означает, что должно выполняться условие
lim z(t) → 0 (t→∞) (2)
Это условие описывает асимптотические свойства движения при t→∞. Достижение цели должно произойти за конечное время Т. Здесь произошла замена большого, но конечного отрезка времени бесконечным. Возможность такой замены конечного отрезка времени бесконечным означает, что характерное время полета самолета является "практически" бесконечно большим: оно гораздо больше времени, необходимого для компенсации возмущения (характерного времени затухания колебаний самолета).
Исследование устойчивости тривиального решения (z = 0) решается методами теории устойчивости.
Но задача проектирования автопилота, обеспечивающего асимптотическую устойчивость движения самолета, не сводится только к задаче теории устойчивости. Необходимо определить допустимые интервалы изменения параметров автопилота (компоненты вектора р), обеспечивающие устойчивость, т.е. решать обратную задачу. Поскольку отклонения от расчетной траектории – величины малые, то естественно использовать для решения рассматриваемой задачи идеи линеаризации.
Таким образом, изучая способы управления некоторым процессом, мы должны решать сразу две задачи: выбор принципиальной схемы регулятора (автопилота или какого либо другого механизма) и затем выбор его параметров, обеспечивающих достижение целей управления. Условия устойчивости определяют в пространстве параметров некоторое множество G1. Выбор р G1 гарантирует выполнение условия устойчивости (2).
Конструктивная схема накладывает на выбор параметров р вполне определенные ограничения р ∈G2. Значит для достижения цели управления, т.е. выполнения условий (2) (асимптотические свойства движения при ), необходимо, чтобы
р ∈G2 = G1 ∩ G2.
В распоряжении имеется множество параметров в области G, обеспечивающих достижение цели управления. Поэтому имеется возможность уточнения вектора р – возможность подчинить его каким-либо дополнительным условиям но уже не на множестве G2, а на множестве G. Например, это может быть требование минимизации перегрузок (комфорт). Если достижение цели возможно многими способами, то появляется возможность обеспечить это условие. Тогда задачу оценки качества регулирования можно сформулировать следующим образом: на множестве параметров р, удовлетворяющих условию р G, найти такие значения р, которые обеспечивают выполнение условия
I(p) → min,
где I(p) – некоторый функционал, зависящий от траектории и характеризующий дополнительное ограничение (допустимую перегрузку).
В такой постановке рассматриваются процессы, развивающиеся на большом интервале времени, и применяются методы теории устойчивости, оперирующей с асимптотическими свойствами решений (при t → ∞): время полета самолета на много порядков больше времени компенсации его отдельных колебательных движений.
Здесь рассматривается переходный процесс – процесс возвращения системы к исходному стационарному режиму после окончания действия случайного возмущающего фактора – изучается качество управления. В подобной постановке решались проблемы регулирования стационарных движений: поддержание постоянных оборотов машины, обеспечение равномерного прямолинейного полета самолета на заданной высоте и т.д.
- 1 Методологические основы моделирования сложных систем
- 1.1 Системность
- Понятия общей теории систем
- Определение понятия системы
- Основные свойства, обязательные для любой системы.
- Взаимодействие и взаимозависимость системы и внешней среды.
- Определение понятий элементов, связей, функций, внешней среды системы. Элемент
- Внешняя среда
- Функции системы
- Сложность систем
- Системный подход
- Классификация систем
- Развитие искусственной системы и ее жизненный цикл
- 1.2 Моделирование
- Общая методология моделирования
- Основные принципы моделирования:
- Процесс моделирования
- Анализ и синтез в моделировании
- Примеры сложных систем Космическая система наблюдения Земли как сложная техническая система Задачи космической системы наблюдения Земли
- Состав и структура космической системы наблюдения Земли
- 2 Построение математических моделей
- 2.1 Математическая модель, математическое моделирование – основные понятия, термины и определения
- Цели математического моделирования
- 2.2 Общие методы построения математической модели
- Микроподход и макроподход в исследованиях системы.
- Формальная запись модели системы
- Понятие вариационных принципов
- Модульное построение моделей
- 2.3 Требования к построению модели
- Адекватность и достоверность модели
- Равнозначимость внешнего и внутреннего правдоподобия
- Анализ чувствительности модели
- Пример анализа на чувствительность экономической задачи
- 3 Математические модели состояния и структуры системы
- 3.1 Модель состояния системы Состояние системы и ее функционирование
- Формализация процесса функционирования системы
- 3.2 Модель структуры системы Основные понятия структуры системы
- Модель состава и структуры системы
- Методология моделирования структуры системы
- Виды структур
- Формирование структуры модели с позиций структурного моделирования.
- Построение структурных моделей
- 3.3 Модель процесса функционирования
- Установление функциональных зависимостей
- Неопределенность функционирования системы
- Пути уменьшения неопределенностей
- Основные требования к модели процесса функционирования
- Анализ функционирования, анализ структуры технической системы
- Функционально – физический анализ технических объектов.
- Пример разработки моделей деятельности организации
- Пример функционально – физического анализа технических объектов
- Конструкция бытовой электроплитки
- Функционально стоимостной анализ.
- 4 Этапы построения моделей
- 4.1 Постановка задачи моделирования
- Разработка содержательной модели
- Разработка концептуальной модели
- Описание внешних воздействий
- Декомпозиция системы
- Подготовка исходных данных для математической модели
- Содержание концептуальной модели
- 4.2 Разработка математической модели
- Разработка функциональных соотношений
- Выбор метода решения задачи
- Проверка и корректировка модели
- Анализ чувствительности модели
- Проверка адекватности модели
- Контроль модели
- Корректировка модели
- Уточнение модели проектируемого объекта
- Реализация математической модели в виде программ для эвм
- 4.3 Практическое использование построенной модели и анализ результатов моделирования
- Примеры построения моделей Математическая реставрация Тунгусского феномена
- 1. Сбор информации о явлении, выдвижение гипотез.
- 2. Содержательная постановка задачи исследования явления.
- 3. Математическая постановка задачи.
- 4. Анализ результатов.
- 5. Проверка адекватности модели – сравнение с натурным экспериментом.
- 6. Анализ результатов.
- Прогноз климатических изменений
- 1. Содержательная постановка задачи
- 2. Концептуальная постановка. Построение математической модели.
- 3. Проведение вычислительного эксперимента.
- 4. Анализ результатов вычислительного эксперимента.
- 5 Виды математических моделей
- 5.1 Классификация математических моделей
- Пример представления модели различной сложности и классификации.
- 5.2 Классификация математических моделей в зависимости от оператора модели
- Линейные и нелинейные модели
- Обыкновенные дифференциальные модели
- 5.3 Классификация математических моделей в зависимости от параметров модели Непрерывные и дискретные модели
- Детерминированные и неопределенные модели
- Дискретно-детерминированная модель
- Статические и динамические модели
- Стационарные и нестационарные модели.
- Формализация системы в виде автомата
- Формализация системы в виде агрегата
- Моделирование процесса функционирования агрегата
- Моделирование агрегативных систем
- Модель сопряжения элементов
- 6 Математические модели распределения ресурсов в исследовании операций
- 6.1 Моделирование операций распределения ресурсов
- Формулировка задачи математического программирования
- 6.2 Модели линейного программирования
- Формулировка общей задачи линейного программирования.
- Типовые задачи линейного программирования
- Транспортная задача.
- Задача коммивояжера.
- Задача о ранце.
- Общая задача теории расписаний.
- Примеры сведения практических задач к канонической транспортной задаче
- 6.3 Распределительные задачи линейного программирования
- Примеры распределительных задач.
- Распределение транспортных единиц по линиям
- Выбор средств доставки грузов.
- Задача о назначениях
- Экономическая интерпретация задач линейного программирования.
- Перевозки взаимозаменяемых продуктов
- Перевозка неоднородного продукта на разнородном транспорте.
- 7 Математические модели физических явлений и процессов. Универсальность моделей
- 7.1 Математические модели на основе фундаментальных законов
- Теоретический метод составления математических моделей
- Основные фундаментальные законы механики
- Работа, энергия, мощность
- 7.2 Уравнения движения
- Динамика поступательного движения.
- 7.3 Уравнения состояния
- Термодинамическая система.
- Упругие свойства твердых тел.
- Жидкости.
- 7.4 Универсальность моделей
- Модели на основе аналогий
- Типовые математические модели элементов и подсистем
- Модель колебательного процесса
- Модель консервативной системы.
- Электрическая подсистема.
- Модели элементов гидравлических систем
- Модели элементов пневматических систем
- 8 Моделирование производственных процессов
- 8.1 Модели систем массового обслуживания
- Основные элементы систем массового обслуживания.
- Характеристики потока
- Классификация смо
- Оценка эффективности смо
- Аналитические и статистические модели
- 8.2 Модели производственных процессов
- Дискретный производственный процесс
- Непрерывный производственный процесс
- Агрегатное представление производственного процесса
- Имитационное моделирование процессов функционирования
- Формализация основных операций производственного процесса Формализованная схема дискретного производственного процесса.
- Формализация отклонения течения производственного процесса от нормального
- Моделирование комплексного процесса обработки, сборки и управления при поточном производстве
- Формализованная схема непрерывного производственного процесса.
- 9 Синтез модели (проекта) системы
- 9.1 Проектирование системы как процесс создания (синтеза) ее модели
- 9.2 Методология проектирования
- Типовые проектные процедуры формирования облика системы
- 9.3 Эффективность системы Понятие эффективности системы
- Формирование модели цели системы
- Выбор критериев и показателей эффективности
- Основные принципы выбора критериев эффективности:
- Проблемы многокритериальности
- 9.4 Технология проектирования
- 9.5 Принятие решений в проектировании
- Выбор в условиях неопределенности
- Моделирование принятия решения
- Прогнозирование в принятии решений
- 9.6 Анализ инвестиционной привлекательности системы Основные типы инвестиций.
- Основные экономические концепции инвестиционного анализа.
- Состав работ при инвестиционном проектировании
- Конкурентоспособность проектируемой системы Оценка потенциальной емкости рынка и потенциального объема продаж
- Оценка конкурентоспособности
- Методы оценки эффективности инвестиций
- Метод определения чистой текущей стоимости.
- Метод расчета рентабельности инвестиций
- Метод расчета внутренней нормы прибыли
- Расчет периода окупаемости инвестиций
- Маркетинг и управление проектом
- Задачи управления проектами
- 9.7 Особенности синтеза модели (проекта) технических систем Этапы проектирования
- Особенности проектирования адаптивных систем
- Моделирование функционирования технической системы Особенности построения моделей при проектировании
- Формирование технического облика системы
- Формирование структуры системы
- Выбор основных проектных параметров системы
- Формирование множества вариантов системы
- 10 Информационное обеспечение синтеза системы
- 10.1 Основные задачи и типы информационных систем Общие свойства информационных систем
- Файл-серверные информационные системы
- Клиент-серверные информационные системы
- Архитектура Интернет/Интранет
- Хранилища данных и системы оперативной аналитической обработки данных
- 10.2 Особенности проектирования информационных систем
- Схемы разработки проекта
- 1. Предпроектные исследования
- 2 Постановка задачи
- 3 Проектирование системы
- Архитектура программного обеспечения
- Подсистема администрирования.
- Техническая архитектура
- Организационное обеспечение системы
- 4 Реализация и внедрение системы
- 10.3 Концепции автоматизации проектирования
- История развития сапр
- Классификация сапр
- Стратегическое развитие сапр Современное состояние сапр
- Направления разработки проектной составляющей сапр
- Разновидности сапр
- Математическое и информационное обеспечение сапр
- 11 Моделирование процесса управления
- 11.1 Основные определения
- Формальная запись системы с управлением
- 11.2 Модели систем автоматического управления
- Устойчивость движения систем
- Определение программного движения и управление движением
- 11.3 Модели автоматизированных систем управления
- Модели автоматизированных систем управления производственными процессами
- Модели автоматизированных систем управления предприятием