logo search
9 сем

Глава 7. Интегрированные системы управления бизнесом

ERP-концепция затрагивает ключевые аспекты производственной и коммерческой деятельности предприятия, такие как производство, планирование, финансы и бухгалтерия, материально-техническое снаб­жение и управление кадрами, сбыт, управление запасами, ведение за­казов на изготовление (поставку) продукции и предоставление услуг. На базе ERP-метода создаются системы управления, позволяющие пре­доставить руководству информацию для принятия управленческих ре­шений, а также для создания инфраструктуры электронного обмена данными предприятия с поставщиками и потребителями.

В отличие от MRP-метода структура ERP-концепции включает в себя дополнительные функциональные модули (на рис. 7.1 показаны затемненными прямоугольниками): прогнозирование спроса, управ­ление проектами, управление затратами, управление составом продук­ции, ведение технологической информации, управление кадрами и фи­нансовой деятельностью предприятия. Покажем их содержание.

Прогнозирование — оценка будущего состояния или поведения внешней среды или элементов производственного процесса.

Планирование проектов и программ — управление этапами полного производственного цикла: проектирование, конструкторская и техно­логическая подготовка, испытание и модификация выпускаемой про­дукции.

Ведение информации о составе продукции — информация о продук­ции, изделиях, сборочных единицах, деталях, материалах, оснастке, приспособлениях. Здесь обеспечивается адекватное представление раз­личных структур изделий, полнота данных, фиксация всех изменений, решается задача разузлования для многоуровневых изделий.

Ведение информации о технологических маршрутах — информация о последовательности операций, входящих в технологические маршру­ты, длительности операций и количестве исполнителей или рабочих мест, требуемых для их исполнения.

Управление затратами — оценка работы производственных и других подразделений с точки зрения затрат: плановые и фактические затра­ты. Обеспечивает связь между управлением производством и управле­нием финансовой деятельностью путем решения задач планирования, учета, контроля и регулирования затрат. Задача решается в различных разрезах: по подразделениям, проектам, типам и видам продукции. Информация используется для выработки управляющих решений, оп­тимизирующих экономические показатели предприятия.

187

СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

Управление финансами — содержит следующие основные подсисте­мы: «Главная бухгалтерская книга», «Расчеты с заказчиком», «Расчеты с поставщиками», «Управление основными средствами».

Управление кадрами — набор, штатное расписание, повышение ква­лификации, продвижение по службе, оплата и другие вопросы управ­ления персоналом предприятия.

Основные отличия систем управления предприятиями, построен­ных на основе концепции ERP, состоят в интегрированное™ управле­ния всеми ресурсами предприятия. Они больше внимания уделяют финансовым подсистемам, ориентированы на управление «виртуаль­ным предприятием».

Понятие «виртуальное предприятие» отражает как удаленное взаи­модействие производства, поставщиков, партнеров и потребителей, так и организацию деятельности автономно работающих предприятий или корпорации, или географически распределенного предприятия или временного объединения предприятий, работающих над проектом, го­сударственной программой и др.