logo
9 сем

Глава 15. Метод динамических стратегий в системе управления организацией

мации из различных внешних и внутренних электронных источ­ников, а также возможности публикации, подписки и обратной связи.

Портал предприятия служит для отбора, структурирования и ото­бражения информации для конечного пользователя. Он не содержит информацию и бизнес-логику системы электронного бизнеса. Следо­вательно, за порталом предприятия стоят другие системы для элект­ронного бизнеса.

Системы управления взаимоотношениями с поставщиками. Третий крупный блок бизнес-процессов, показанный на рис. 15.2, связан с за­купками на предприятии. Системы, реализующие информационную поддержку этих бизнес-процессов, называются системами управления взаимоотношениями с поставщиками (Supplier Relationship Mana­gement, SRM).

Каждое предприятие использует свою систему организации снаб­жения, ориентированную на тип производства, продукции, выпускае­мой предприятием, размеры предприятия и другие факторы. При рас­смотрении систем для электронных закупок важно определить разни­цу между основными и вспомогательными материалами, так как соответствующие процессы и вид интеграции программного обеспе­чения для закупок существенным образом отличаются.

Основные материалы включают в себя сырье, материалы, комплек­тующие изделия. Основные материалы становятся частью конечного изделия, и их стоимость может быть непосредственно отнесена на се­бестоимость готовой продукции. К вспомогательным материалам мо­гут относиться, например, канцелярские товары или запасные части для оборудования. Они характеризуются массовостью и низкой ценой за единицу. Вспомогательные материалы не являются частью готовой продукции, и их стоимость учитывается отдельно.

Реализовать поддержку закупок вспомогательных материалов проще, чем основных. Предприятия обычно устанавливают программное обес­печение для закупок, которое отслеживает выполнение необходимых процедур и содержит внутренний каталог. Заказы из каталога пересыла­ются через Интернет подходящим поставщикам, после чего снабженец ожидает поставки. В случае с основными материалами используется бо­лее сложная схема. Закупки основных материалов составляют значитель­ную часть затрат предприятия, и закупаемые материалы становятся час­тью готовой продукции. Следовательно, основные материалы влияют на качество конечной продукции, выручку, долю рынка.

365

СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

Организации закупают основные материалы путем сложного про­цесса проведения тендеров и переговоров, основываясь на качестве товара, надежности поставщика, условиях доставки, а не только исхо­дя из цены по каталогу и номера запасных частей. Поэтому закупки основных материалов требуют отслеживания и управления тендерами и контрактами, а не только заказами на закупку.

Наиболее существенным аспектом в системе электронных закупок является интеграция с бэк-офисом компании. В случае закупок вспомо­гательных материалов требуются в основном возможности автоматиза­ции потока операций, совместимость с системами финансов и контрол­линга и доступ к каталогу, в то время как закупка основных материалов может быть выполнена только в интегрированном ИТ-ландшафте. По­мимо генерирования заказов на закупку, она требует плотной интегра­ции с системами планирования производства и управления логистичес­кими цепочками для генерирования потребности в материалах, систе­мой управления материалами для управления складскими запасами и оценкой материалов, а также с аналитической системой для целей от­четности.

Для реализации функций электронных закупок применяют систе­мы управления взаимоотношениями, определяемые как SRM-решения. С их помощью поддерживается полный цикл электронных закупок с участием нескольких предприятий. Они охватывают все процессы — от выбора товара до анализа статистической информации. С их помощью можно: закупать основные и вспомогательные материалы; создавать и обрабатывать заявки, заказы на закупку и резервирование с использо­ванием и без использования электронных каталогов; утверждать и от­клонять закупки; получать и вводить служебную информацию со свое­го рабочего места; просматривать статус закупки, информацию о счете и аналитические отчеты. Все конечные пользователи могут приобре­тать товары и услуги непосредственно со своего рабочего места, предо­ставляя возможность закупочным подразделениям сосредоточиться на стратегических вопросах снабжения.

Система управления взаимоотношениями с поставщиками содер­жит набор бизнес-сценариев для профессиональных снабженцев:

I. Электронный тендер. Компании могут публиковать приглаше­ния на участие в тендере на электронных торговых площадках в Ин­тернете (открытые тендеры) или рассылать приглашения по электрон­ной почте определенным поставщикам (закрытые тендеры). Электрон­ные тендеры в SRM могут быть преобразованы в обратные аукционы,

366