logo
9 сем

Глава 13. Основы применения электронного бизнеса

* отсутствуют взаимосвязи информационных систем управления предприятием с Интернет-интерфейсом. Бизнес-процесс не все­гда реализован с помощью единой автоматизированной систе­мы управления, а представляет собой хаотичную массу действий отдельных менеджеров организации, поэтому создание единого шлюза затруднено. Во всех схемах класса В2С Интернет-магазин можно рассматривать как торговую часть организации — поставщика (продавца) товаров и услуг для потребителя (покупателя).

Важной составляющей схем класса В2С является Интернет-мага­зин. Его структура, показанная на рис. 13.9, содержит: систему веде­ния торговых операций, интегрированную с бизнес-процессом орга­низации, и Интернет-витрину, являющуюся автоматическим шлюзом в Интернете и интегрированную с системой ведения торговых опера­ций.

Система, поддерживающая ведение торговых операций, реализует­ся с помощью специализированного программного обеспечения, оп­ределяемого как «Торговая система» или (бэк-офис Интернет-магази­на).

Как правило, интеграция между Интернет-витриной и торговым бизнес-процессом отсутствует, и вся торговля производится «вручную» с помощью менеджера компании. В этом случае Интернет-магазином называют лишь его небольшую часть, что в полном Интернет-магази­не является просто Internet-витриной, а все функции Интернет-мага­зина вынужден взять на себя менеджер компании.

Такую Интернет-витрину располагают в любом месте глобальной сети, размещая на ней веб-каталог и прайс-лист. В большинстве случа­ев веб-витрина позволяет:

303

СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

Веб-витрина — это инструмент менеджера по продажам в Интерне­те, некоторый интерфейс для взаимодействия с покупателем, такой же инструмент, как телефон, факс, письмо.

Особенность работы с веб-витриной заключается в том, что все дей­ствия, связанные со стыковкой с внутренним бизнес-процессом, осу­ществляются менеджером компании.

Для сравнения традиционного бизнеса с электронным рассмотрим выполнение операций при реализации традиционной схемы покупки изделия и электронной формы организации коммерции.

Традиционная форма предполагает выполнение следующих операций:

  1. Покупатель пишет заявку на товар с описанием характеристик, отдает документ на подпись руководителю (одна-две подписи), пере­дает заявку в отдел снабжения, где сотрудник просматривает каталоги, выбирает модель товара, оформляет заказ и пересылает его изготови­телю.

  2. Поставщик проверяет кредитоспособность покупателя, сверяет наличие товара на складе, обеспечивает доставку товара в соответству­ющие сроки и по указанному адресу, выписывает счет-фактуру, отправ­ляет счет-фактуру покупателю.

  1. Покупателем производится оплата счета.

Электронная форма коммерции позволяет значительно упростить эту схему:

  1. Покупатель (на своем компьютере) открывает веб-узел постав­щика или поисковой машины, выбирает товар по электронному ката­логу, передает по электронной почте (или по системе документооборо­та) запрос руководителю предприятия на утверждение, пересылает ут­вержденный запрос в отдел снабжения, где заказ записывается в базу данных и передается по электронной почте поставщику в формате EDI.

  2. Производитель (на своем компьютере) фиксирует получение за­каза, вносит заказ в базу данных, проверяет кредитоспособность за­казчика, проверяет в базе данных предприятия наличие товара на скла­де, резервирует товар для отправки, выписывает и передает счет-фак­туру.

  3. Покупателю остается выполнить традиционные операций: полу­чить счет-фактуру, принять товар.

  4. Банк (на своем компьютере) по получению указаний от получа­теля осуществляет перевод средств.

Преимущества электронного бизнеса проявляются еще и в том, что изменяются взаимосвязи между товаром и информацией о нем (разме-

304