logo
9 сем

Глава 1. Информация и управление организацией

должна не только обеспечивать поиск, хранение, преобразование и рас­пределение информации, но и создавать условия для оптимизации про­изводства, развития новых форм и направлений бизнеса, включая и электронный, и интеллектуальный, и другой бизнес. Для построения ИСУП необходимо:

  1. Сформулировать основные цели, достигаемые предприятием в процессе использования информационной технологии.

  2. Оценить состояние структуры действующей ИСУП, ее докумен­тооборота и необходимость виртуализации.

  3. Выбрать направления применения информационного ресурса как внутри предприятия (на уровне корпорации), так и вне предприятия (на виртуальном уровне).

  4. Определить необходимую модель управления предприятием.

  5. Установить содержание необходимого программного и техничес­кого обеспечения для достижения поставленных целей.

  6. Разработать систему обучения персонала.

  7. Сформировать соответствующую производственную службу.

  8. Разработать структуру взаимосвязи, управления и защиты аппа-ратно-сетевых средств.

  9. Оценить ожидаемый уровень затрат и достигаемые результаты.

При построении ИСУП необходимо также учесть возрастание рис­ков, связанных как с использованием получаемой в ИСУП информа­ции, так и с возможностью проведения мероприятий электронной коммерции и маркетинга, обеспечить защиту ИСУП от внешних и внутренних информационных диверсий. В процессе виртуализации информационного пространства предприятия снижаются риски по­следнего, связанные с организацией бизнеса, однако одновременно возрастают риски, связанные с его использованием.

Для формирования ИСУП можно использовать различные органи­зационные подходы, основными из которых являются:

19

СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

ИСУП можно классифицировать, используя различные критерии: организация контура управления, метод управления, применение соот­ветствующих информационных технологий и т. п. Однако мы рассмот­рим классификацию ИСУП в зависимости от уровня реализации инфор­мационного пространства организации. В этом случае ИСУП можно раз­делить на следующие четыре основные группы: учетные, аналитические, интегрированные и динамические.

Учетные ИС организуют выдачу документов (как правило, на бумаж­ном носителе) о состоянии отдельных хозяйственных процессов дея­тельности организации. Эти системы ориентированы на формирова­ние информационного пространства первого уровня.

Недостаток учетных ИС управления, нацеленных на использование бумажной технологии (пусть даже реализованной на базе компьютер­ной технологии), заключается в том, что объем, необходимый для ее переработки, требует времени, которое значительно превосходит вре­мя, имеющееся в распоряжении менеджера. Следует учесть, что, кроме оперативной информации, необходимо оперировать и нефинансовой информацией (данных о состоянии производства на фирме, рынках, конкурентах и т. п.). Усугубляет ситуацию и то, что при составлении единой отчетности менеджеру нужно анализировать документы, ис­пользующие различные формы, из-за чего по одному вопросу необхо­димо сопоставлять совершенно разные цифры, применять разный сло­варь (терминологию) и т. п. Сложность обработки информации в бу­мажной технологии приводит к тому, что итоговая информация создается, как правило, к тому времени, когда она уже не нужна.

Применение ИСУП, имеющих возможность получения информа­ции о текущем состоянии производственного процесса, учета персо­нала и ведении системы учета и отчетности позволяет решить многие

20