logo
9 сем

М.Ф. Меняев

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ

Учебное пособие в трех книгах

КНИГА 3

СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

Рекомендовано Советом УМО вузов России

по образованию в области менеджмента

в качестве учебного пособия

по специальности «Менеджмент организации»

ИЗДАТЕЛЬСТВО ОМЕГА-Л

Москва 2003

От автора

Сегодня компьютер рассматривается не как устройство, позволяю­щее организовать конкретную практическую деятельность на более высоком профессиональном уровне, а как один из путей повышения эффективности профессиональной деятельности за счет более полно­го и широкого применения возможностей различных методов, про­грамм и систем. Будущее в руках тех, кто управляет информацией.

Современное управление — совокупность действий, выбранных на основании определенной технологии обработки информации, направ­ленных на оптимизацию и развитие процессов функционирования про­изводственной (социальной и т. п.) системы для достижения постав­ленных целей. Необходимо сделать шаги в понимании того, как управ­лять информационной технологией.

Достоинства информационной технологии нашли первое примене­ние там, где была необходимость существенно повысить скорость обра­ботки данных, характеризующих производственные, финансовые, адми­нистративно-хозяйственные и другие процессы, определяющие состоя­ние деятельности предприятия. Дальнейшее развитие научных представлений о методах управления предприятием и самой информа­ционной технологии привело к тому, что появилась возможность исполь­зовать различные методы моделирования и прогнозирования деятель­ности предприятий различной организационной структуры, возмож­ность поиска и применения новых инновационных предложений, путей повышения прибыли. Сегодня именно это становится важнейшим фак­тором, определяющим необходимость постоянного совершенствования средств и методов, применяемых для обработки информации.

Результат эффективного применения систем обработки информа­ции приводит к повышению конкурентоспособности организации, так как она имеет прямую связь со своевременностью получения инфор­мации о критических факторах успеха. На основе обработанной ин­формации формулируются необходимые решения, реализация кото­рых позволяет оптимизировать и ускорить оперативные хозяйственные процессы. Здесь возникает задача использования удобных и эффектив­ных информационных систем (ИС), которые выводят из потока опе­ративных данных самые важные с точки зрения управления величины, уплотняют их, связывают с внешним миром и оформляют с учетом тре­бований менеджера.

3

СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

Третья книга учебного пособия «Информационные технологии уп­равления» посвящена вопросам классификации и применения инфор­мационного обеспечения производственных процессов, системы уче­та и отчетности, управления персоналом.

В издании основное внимание уделяется методам управления орга­низации и реализации этих методов в структуре программного обеспе­чения информационных систем. Анализируются теоретические вопро­сы становления информационного пространства организации и усло­вия формирования ее информационного ресурса. Рассматриваются основные вопросы взаимосвязи процессов обработки информации и организации бизнеса, показываются основные методы управления, которые могут быть реализованы при использовании современных информационных технологий.

В процессе изложения взаимосвязи метода управления и программ­ного обеспечения, применяемого для реализации системы управления организации, используется следующая последовательность. Сначала показывается схемная интерпретация метода управления, его краткое описание, а затем анализируется структура программного обеспечения ИС, которое может быть применено для реализации этого метода.

Здесь нашли отражение вопросы построения ИС, реализующих ме­тод учета с обратной связью, MRP—MRP ІІ-методы управления. Осо­бое внимание уделено вопросам применения ERP-систем, на базе ко­торых рассмотрены системные вопросы реализации финансового уче­та, информационной поддержки логистической составляющей и системы управления персоналом. Показывается технологическая со­ставляющая для реализации информационной деятельности менедже­ра корпорации, а также основы технической базы интегрированных ИС.

Кроме того, в издании рассматриваются методы управления, полу­чившие свое развитие в процессе активного освоения обществом Ин­тернета, выявления новых качественных возможностей в бизнесе, ко­торые может обеспечить активная работа менеджера в информацион­ных сетях.

Здесь показываются методы организации систем электронной ком­мерции, основные подходы к формированию веб-узла организации, требования к обеспечению информационной безопасности.

Важное значение для понимания значения Интернета при совер­шенствовании системы управления организацией имеют вопросы при­менения динамических методов в управлении фирмой, которые позво­ляют получить дополнительный импульс в бизнесе за счет активного

4

От автора

вовлечения в процессы управления партнеров, поставщиков, клиен­тов, инвесторов и других участников бизнеса.

Каждая глава учебного пособия содержит контрольные вопросы, ответы на которые позволят обучаемым более глубоко осознать прочи­танный материал.

Практическая часть этой книги посвящена методам работы в среде ИС учетного типа, методам применения программного обеспечения при разработке проекта деятельности организации и методам формирова­ния веб-узла предприятия. Полученные в процессе выполнения этих практических работ навыки позволят получить более полное представ­ление об основных направлениях использования информационного обеспечения в управлении организацией.

К изданию прилагаются словарь терминов, используемых в учеб­ном пособии, а также список рекомендуемой литературы.

В процессе работы над учебным курсом неоднократно приходилось обращаться в различные фирмы, занимающиеся разработкой ИС для управления. Среди них хотелось бы выделить компанию «Интеллект-Сервис», которая тратит много усилий на организацию безвозмездно­го обучения преподавателей университетов методам работы со своими программными продуктами, раздает учебные версии своего ПО, ока­зывает консультативную помощь. Следует отметить и ту большую по­мощь, которую оказал доктор Д. Леманн (фирма SAP AG — СНГ) груп­пе профессоров российских университетов, познакомив с системой обу­чения фирмы, дав возможность прослушать несколько учебных курсов, получить учебные материалы, которые с его разрешения использова­ны в учебном процессе и настоящем издании.

Приятно высказать слова благодарности С.А. Рузаеву, который при выполнении дипломного исследования, активно консультировал в об­ласти организации электронного бизнеса. И, конечно, благодарю всех студентов и аспирантов, выполнивших практические задания, вошед­шие в настоящую книгу.

Глава

ИНФОРМАЦИЯ

И УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

Успешная деятельность менеджера определяется, прежде всего, его возможностью своевременно и обоснованно принимать те решения, которые гарантируют выпуск востребованных продуктов и/или услуг и одновременно с этим обеспечивают рост прибыли. Для выполнения этих задач менеджеру необходимо иметь доступ к информации, знать методы ее обработки, эффективно распределять информацию, доби­ваясь осуществления принятых решений.

Организация доступа к оперативной информации предполагает по­лучение сведений как о внутренних факторах, характеризующих про­изводственные процессы, так и о внешних факторах, определяющих состояние рынка, поведение партнеров, интересы клиентов и т. п.

Выбор наиболее эффективных методов аналитической обработки информации позволяет принять оптимальные управленческие решения.

Учет и распределение информации для реализации выбранного ме­тода управления обеспечивают уменьшение негативных воздействий внутренних и внешних критических факторов на деятельность фирмы. К критическим следует отнести те факторы, действие которых может существенно повлиять на форму и методы выполнения хозяйственных процессов, на весь бизнес. Таким образом, информационная деятель­ность (информационная составляющая бизнеса) входит в менеджмент как его составная часть, а совокупность методов организации и управ­ления информационным ресурсом организации определяет соответ­ственно содержание деятельности в области информационного менедж­мента.