logo
9 сем

2.3.1. Процессы учета в ис

Для эффективного применения ИС следует предварительно опре­делить основные процессы учета в ИС, которые связаны с такими по­нятиями, как: объекты учета в программе, операции и документы, виды Учета, центры учета и т. п.

Объектами учета и управления в ИС являются ресурсы предприя­тия, которые можно подразделить на следующие виды:

♦ денежные средства, к которым относятся наличные и безналич­ ные денежные средства, находящиеся на счетах предприятия или в его кассах и учитываемые в стоимостном выражении;

35

СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

Важнейшей характеристикой ресурсов является количество ресур­са, которое определяется остатком ресурса на какой-либо момент вре­мени. Остаток может измеряться в стоимостном и натуральном (коли­чественном) выражении.

Каждый вид ресурса фирмы обладает своей структурой, характери­стиками (свойствами) и собственными процедурами управления. Сам ресурс имеет свою классификацию, посредством которой он делится на элементарные составляющие. Такое деление осуществляется на ос­нове аналитических признаков. Для каждого вида ресурса использует­ся специальный набор аналитических признаков.

Учет состояния ресурсов в ИС осуществляется с помощью аналити­ческих картотек ресурсов. Каждая картотека состоит из набора анали­тических карточек. Аналитическая карточка однозначно характеризу­ет элементарный объект ресурса. В карточке указывается остаток по этому объекту. Аналитический объект (и его карточка) имеет две ста­дии существования: объект «Открыт» или «Закрыт» для использования. Это свойство называется статусом объекта. Для управления статусами имеются специальные средства.

Аналитические картотеки (или просто картотеки) — это справоч­ники системы, каждый из которых представляет собой набор данных, предназначенных для классификации каких-либо объектов програм­мы. Но по сравнению с другими справочниками системы аналитичес­кая картотека имеет дополнительное свойство — количественную ха­рактеристику соответствующего ресурса.

36

2 Информационные системы управления производством учетного типа

Справочники программы делятся на внутренние и внешние. Внут­ренние справочники формируются разработчиком и пользователем не управляются. Они поставляются уже в заполненном виде. Внешние справочники создаются пользователем программы. Справочники со­стоят из отдельных записей. В аналитических картотеках каждая такая запись называется карточкой. Однако этот термин иногда применяет­ся и для записей других справочников программы.

Документы и операции определяют понятия, характеризующие но­ситель информации, непосредственно данные и процессы обработки информации. С помощью информации о хозяйственных операциях описывается движение ресурсов организации. В ИС совокупность хо­зяйственных операций разбивается на отдельные группы по принад­лежности к тому или иному виду ресурсов (например, операции с де­нежными средствами, материальными запасами, имуществом и т. д.). В пределах каждой группы выделяются устойчиво повторяющиеся опе­рации одного и того же содержания. В ИС они записываются в специ­альном классификаторе — справочнике видов операций. Вид операции описывает характерный способ изменения информации о состоянии данного вида ресурса.

Информация о хозяйственных операциях фиксируется в ИС на ос­новании специальных оперативно-хозяйственных документов, регис­трируемых в журналах документов. Журналы документов классифици­руются по видам. С каждым видом ресурсов связан один или несколь­ко видов журналов. В качестве примера можно привести «Журнал учета платежей» (операции с денежными средствами), «Журнал движения запасов» (складские документы) и др.

Одновременно с фиксацией операции в журнале документов про­изводится запись сведений о хозяйственной операции в сводный жур­нал учета хозяйственных операций, который называется книгой учета хозяйственных операций (или книгой операций). Момент записи данных в книгу операций определяется пользователем системы следующим образом. Если в процессе фиксации документа изменилось состояние ресурса, то формируется операция, которая затем записывается в кни­гу операций. Если документ содержит неактивизированную информа­цию (черновик), то запись такой операции не производится. Опера­ции, которые записаны в книгу учета хозяйственных операций, явля-ются объектом бухгалтерского учета и могут быть разнесены по счетам бУхгалтерского учета с помощью проводок. Проводки записываются в специальный регистр, называемый главной книгой. Главная книга слу-

37

СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

жит источником информации для получения всей совокупности бух­галтерских отчетов.

Процесс оформления используемых в системе документов можно подразделить на три стадии, характеризующие состояние документа или его статус.

Стадия 1. Документ зарегистрирован в системе, но ресурсы, соот­ветствующие этому документу, не изменили своего состояния. Эта ста­дия имеет статус Черновик.

Стадия 2. Документ зарегистрирован в системе и по нему сформи­рована хозяйственная операция, при этом состояние ресурса измени­лось. Такая стадия имеет статус Проведен.

Стадия 3. Документ зарегистрирован в системе, сформирована хозяй­ственная операция, изменилось состояние ресурсов, операция разнесена по счетам бухгалтерского учета. Эта стадия имеет статус «Контирован».

Статусы Проведен и Контирован присущи любому документу, который имеется в ИС и описывает движение ресурсов со стоимостным выраже­нием. Статус Черновик бывает только у платежных документов системы.

Одна и та же хозяйственная операция может оформляться различ­ными документами, которые разделяются на виды документа.

Вид документа определяет его внешнюю (печатную) форму, набор реквизитов (дополнительных полей) и способ нумерации. При вводе данных о документе сначала указывается код вида документа, а затем вводятся остальные реквизиты. В программе поддерживается справоч­ник видов документов. Пользователь может самостоятельно ввести новые виды документов для имеющихся журналов.

ИС предназначена для ведения различных видов учета: оператив­ного, управленческого, налогового и бухгалтерского учета.

Под оперативным учетом понимается система регистрации первич­ных документов для учета хозяйственных операций, при этом данные оперативного учета образуют информационный фундамент, на кото­ром работают все остальные компоненты системы. Такой подход по­зволяет, с одной стороны, обеспечить независимое ведение управлен­ческого, бухгалтерского и налогового учета, с другой — исключить дуб­лирование ввода данных.

Оперативный учет заключается в регистрации первичных докумен­тов по платежам, закупкам, продажам и хранению запасов на складах предприятия.

Оперативный учет в ИС носит нерегламентированный характер и в качестве главной задачи ставит поддержку внутреннего учета предпри-

38

2. Информационные системы управления производством учетного типа

ятия. Поэтому в его основе требования быстроты и удобства обработки данных, обеспечения необходимого уровня аналитической обработки информации, качества обслуживания клиентов предприятия. ИС до­пускает, что на предприятии ведется только оперативный учет хозяй­ственной деятельности, а бухгалтерский учет или отсутствует, или ве­дется другими способами.

Управленческий учет формирует итоговые и промежуточные отчеты о продажах, запасах, закупках, дебиторской и кредиторской задолжен­ности, о движении денежных средств. Он реализуется, как правило, в виде информационно-аналитической системы, позволяющей прове­сти анализ выручки, прибыли, ранжирование товаров, клиентов по раз­личным показателям и др.

Налоговый учет позволяет вести «Книгу покупок», «Книгу продаж», формировать аналитические регистры налогового учета (гл. 25 НК РФ), налоговую отчетность.

Бухгалтерский учет заключается в контировке документов первич­ного учета, формировании проводок по счетам бухгалтерского учета и получении на этой основе данных внутренней и внешней отчетности.

Бухгалтерский учет строится на документах, которые были сфор­мированы в рамках оперативного учета, однако допускает неполную котировку документов, ввод документов только в рамках бухгалтерс­кого учета и другие возможности. Более того, бухгалтерский учет мо­жет вестись и независимо от оперативного.

Для того чтобы документ стал объектом бухгалтерского учета, он должен пройти стадию контировки с образованием проводок по сче­там бухгалтерского учета, на основании проводок строится система отчетности. Контировка может производиться как в момент регистра­ции документа, так и в отложенном режиме. Для ведения бухгалтерс­кого учета предназначена специальная подсистема комплекса (подси­стема «Главная книга»).

ИС использует набор объектов, на которых и строится весь каркас учета и управления бизнесом, например предприятие, ресурс, опера­ция, документ и др. Среди них можно выделить: центры учета, центры сделок, центры покупок, статьи затрат, финансовые и учетные перио­ды, валюты и курсы валют.

Учет ресурсов в рамках программного комплекса организован в раз­резе центров учета. В качестве центров учета в программе выступают следующие объекты:

♦ партнеры. Это понятие объединяет физические и юридические лица, с которыми данное предприятие вступает или собирается

39

СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

вступить в хозяйственные связи. В основном речь идет о предпри­ятиях-партнерах. В качестве партнеров могут выступать «контр­агенты», каждый из которых характеризуется кодом, наимено­ванием и рядом дополнительных свойств;

Набор центров учета в ИС произволен и зависит только от конкрет­ной концепции решения проблемы учета в данной организации.

Фирма в процессе своей хозяйственной деятельности вступает в многочисленные хозяйственные связи с другими предприятиями, с сотрудниками, которые оформляются соглашениями, которые назы­ваются сделками. Сделка в ИС — это объект среды учета, который пред­назначен для описания связи фирмы с другими субъектами рынка то-

40