logo
9 сем

Глава 15. Метод динамических стратегий в системе управления организацией

15.1. Элементы электронного бизнеса в управлении организацией

Ведение бизнеса через Интернет не только помогает компаниям работать более эффективно и с меньшими затратами, но, что более важ­но, компании могут создавать сообщества для совместного ведения бизнеса, что дает им новые возможности для получения прибыли. В Интернет-экономике эффективность производственной деятельно­сти зависит от способности бизнеса работать вместе со своими клиен­тами, поставщиками и партнерами вне пределов традиционных гра­ниц предприятия в рамках виртуальных сообществ, осуществляющих совместное ведение бизнеса.

Некоторые отличия организации системы управления при исполь­зовании Интернета от традиционной можно проследить уже на приме­ре организации системы документооборота. При традиционной орга­низации управления на предприятии документооборот имеет обычно бумажную форму, оптимизация управленческих процедур направлена в основном на внутренние бизнес-процессы, организационная струк­тура на предприятии, как правило, иерархическая (линейно-функцио­нальная), бизнес-процессы, выходящие за границы организации, ха­рактеризуются большим количеством точечных неавтоматизированных связей.

Традиционная схема процесса закупок предполагает, что, прежде чем отправить запрос поставщику, сотрудник предприятия должен отпра­вить заявку на закупку в отдел снабжения, а также согласовать данную закупку со своим менеджером в ходе личного контакта. После этого сотрудник может связаться с поставщиком нужного ему товара по те­лефону для выбора нужного товара. Между отделом закупки и постав­щиком происходит обмен документами. Аналогично обмен докумен-

361

СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

тами осуществляется поставщиком и транспортной организацией. На­конец, сотрудник, заказавший товар, получает его лично при доставке. Как показано на рис. 15.1, данный процесс требует от его участников большого количества личных контактов и создания документов в бу­мажной форме. При использовании ИС управления предприятием ав­томатизирована только небольшая часть всего бизнес-процесса, про­исходящая внутри системы «предприятие — клиент».

1 — заявка в отдел снабжения; 2 — телефон; 3 — документы поставки;

4 — обмен документами; 5 — контакты поставщика и транспортной организации;

6 — получение товара

В схеме используется бумажный документооборот, ручная обработ­ка документов, большое число точечных контактов, фокусировка на оперативных задачах. Кроме того, не учтен процесс поиска нужного товара и отбора предпочтительного поставщика. Это также значитель­но усложняет процесс закупок и увеличивает объем бумажной работы.

На рис. 15.2 показана схема, иллюстрирующая стандартный бизнес-процесс организации с применением методов электронного бизнеса. Внутри организации оптимизация управленческих процессов осуще­ствляется с помощью системы управления ресурсами предприятия. В ходе управления ресурсы, закупаемые организацией у поставщика, преобразуются во внутренней среде организации в товары и услуги, про­даваемые клиенту. В ходе этого процесса создается добавленная сто­имость. На данной схеме можно выделить три крупных блока бизнес-

362