logo
9 сем

Глава 12. Динамические методы управления информационным пространством организации

Появилась возможность индивидуализации маркетинга, которая проявилась в следующем: изменении товаров и услуг в соответствии с личными потребностями потребителей (маркетинг с обратной связью или массовая индивидуализация), упрощении индивидуального мар­кетинга на базе индивидуальной веб-страницы (веб-сервера), форми­ровании покупателем личных потребительских корзин (индивидуаль­но подобранный ассортимент, комплектация и доставка) и др.

Применение Интернета в качестве глобальной сети значительно удешевило затраты на передачу информации, что привело к бурному росту фирм, использующих преимущества электронного бизнеса. Од­нако полученные преимущества значительно уменьшили защищен­ность передаваемой информации, что заставляет многие фирмы оста­ваться приверженным EDI-стандартам.

Электронный бизнес представляет собой понятие, определяющее совокупность методов, технических и программных решений, на ос­нове которых обеспечивается взаимодействие деловых партнеров и формируется интегрированная цепочка добавления стоимости.

Для реализации методов электронного бизнеса создаются инфор­мационные системы динамического управления бизнесом.

Определяющее значение на развитие е-бизнеса оказала сеть Интер­нет, позволившая значительно расширить этот сегмент экономики и создать предпосылки для организации новых форм организации пред­приятий, новых направлений в розничной торговле, ориентированных на массового потребителя, и, главное, изменить взаимосвязи между производством, клиентами, товарами и информацией о них.

Первые опыты по использованию информационных сетей опреде­лялись также термином «электронная коммерция». Однако по мере развития рынка электронного бизнеса между ними определились прин­ципиальные различия.

Электронная коммерция любые формы деловых сделок, а также маркетинг, которые проводятся с помощью информационных сетей и представляющие собой составную часть электронного бизнеса.

Электронная коммерция использует и развивает возможности биз­неса, формирует его новые свойства и направления, преобразует биз­нес, а электронный бизнес формирует специфическую среду, способ­ствующую развитию электронной коммерции. Электронная коммер­ция (е-соm) включает в себя как деловые операции, связанные с куплей-продажей (подача предложений, продажа, сдача в аренду, пре­доставление лицензий, поставка товаров, услуг или информации), так

279

СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

и операции по поддержке извлечения прибыли: создание спроса на товары и услуги, послепродажная поддержка потребителей, облегче­ние взаимодействия между деловыми партнерами.

Электронная коммерция включает в себя деятельность, определяе­мую как «Интернет-коммерцию» (торговля в Интернет), т. е. коммер­ческую деятельность в Интернете, предполагающую реализацию всего процесса купли/продажи товаров или услуг (весь цикл коммерческой транзакции или ее часть) на базе Интернет-технологии.

Для реализации условий функционирования электронного бизнеса сформировалась определенная экономическая структура, каждый уро­вень которой имеет свою область применения, свой рынок, но все они направлены на реализацию принципов электронного бизнеса.

Структура электронного бизнеса состоит из следующих основных уровней (слоев Интернет-экономики): Интернет-инфраструктура, ин­фраструктура услуг, посредник в сети, электронная коммерция, дис­танционное обучение.

Инфраструктура услуг объединяет службы поддержки прохождения транзакций в сети, сервисное, консультационное обслуживание, про­изводителей ПО электронного бизнеса, поисковые машины и др.

Посредником в сети считают службы, занимающиеся размещением рекламы, собирающие плату за подписку, комиссионные за электрон­ное брокерство, он-лайн путешествия, Интернет-аукционы, организу­ющие удаленную работу, и др.

е-коммерция включает в себя Интернет-магазины, заказ билетов, продажу от производителей и др.

Дистанционное обучение объединяет центры дистанционного обуче­ния, электронные библиотеки, виртуальные музеи, выставки, концер­ты и пр.

Особенность Интернета проявляется в том, что он обеспечивает возможность работы системы 24 часа в сутки и 7 дней в неделю, под­держку взаимодействия в реальном масштабе времени. Он сделал рын­ки более прозрачными, изменил межкорпоративные отношения и пути сотрудничества предприятий с поставщиками и коммерческими парт­нерами, что в свою очередь изменило традиционные границы органи­зации.

Интернет-технология позволила также выделить в самостоятельную функциональность систему укрепления связей с клиентами, вести учет в Интернет-магазинах предпочтения клиентов, превращая информа­цию о нуждах клиентов в свой капитал.

280