logo
9 сем

Глава 15. Метод динамических стратегий в системе управления организацией

ERP-системы, например финансовые данные из дочерних компаний, или для сведения данных SEM из организационных единиц с собствен­ными моделями данных. Неструктурированная текстовая информация в виде сообщений печати, аналитических отчетов, сведений о созаяви-телях и т.д. собирается в Интернете и сохраняется в соответствующем разделе базы данных.

Элемент 3: ожидание рынка капиталов и других заинтересованных групп в отношении развития предприятия.

Участники рынка капитала, в частности организационные инвес­торы, оценивают предприятие на основе его акционерной стоимости. Она, в свою очередь, зависит от ожидаемого будущего развития пред­приятия. Для оценки будущего развития предприятия инвесторы и ана­литики изучают модельные сценарии. На основе рассчитанной акцио­нерной стоимости и фактической рыночной стоимости акций прини­маются решения о покупке или продаже, которые сразу отражаются на курсе акции. Поэтому предприятия должны знать ожидания рынка ка­питалов и учитывать их при планировании бизнеса.

Сведения об ожиданиях рынка капиталов можно найти во вешних источниках, например в анализах биржевых маклеров. Эти отчеты час­то содержат прямые указания на ожидаемую динамику драйверов сто­имости предприятия (например, рост оборотов).

Так как существует взаимосвязь между стоимостью предприятия и увеличением оборотов, доходностью, затратами на капитал и другими переменными величинами, то на основе сообщений аналитиков о кур­совых целях акций или рекомендаций по покупкам или продажам мож­но сделать выводы о размере скрытых имплицитных значениях стоимо­стных драйверов (например, рост оборота). Для этого система распо­лагает специальным инструментом — интерпретатором рынка капиталов (Capital Market Interpreter).

Отклики стейкхолдеров содержат указания на то, какого рода ини­циативы ожидают они от руководства, например лучшая работа с об­щественностью, повышение качества обслуживания клиентов, охраны окружающей среды, изменения номенклатуры выпускаемых продук­тов и др.

SEM-система собирает ответы стейкхолдеров для передачи инфор­мации предприятию о своих ожиданиях, для последующего админист­рирования и целенаправленного анализа этой информации.

Выявленные представления стейкхолдеров могут служить как для подтверждения уже существующей стратегии, так и стать отправной

429

СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

точкой для дальнейшей разработки стратегий или планирования ново­го бизнеса.

Элемент 4: построение моделей для планирования бизнеса.

Выбор стратегии содержит обязательства по отношению к ряду стра­тегических целей и набор предположений о возможностях достижения поставленных целей. Выбранная стратегия определяет основу для по­строения стратегической плановой модели и, далее, совокупности важ­нейших входных данных для показателей модели планирования ресур­сов, например, будущие объемы сбыта, динамика сбытовых цен и доля рынка, а также стоимость собственного и привлеченного капитала для управления, ориентированного на стоимость. Эти числа, в свою оче­редь, зависят от динамики рынка, конкурентной ситуации, затрат на сырье и рабочую силу, общей динамики процентных ставок и других факторов.

Для реализации этой функции используется инструмент System Dynamics, который дает возможность проектировать необходимые не­линейные модели, позволяя создавать динамические модели для каж­дой сферы деятельности предприятия, обладающей SEM-системой.

Результаты моделирования на уровне центрального офиса концер­на сравниваются и согласовываются с уплотненными результатами моделирования других уровней предприятия. Затем результаты моде­лирования для всего предприятия используются как входные данные для моделей других уровней компании.

Процесс моделирования выполняется с помощью встроенных мно­гомерных функций планирования, составляющихходержание «процес­са планирования». В процессе планирования отдельные секторы пла­на (объем сбыта, прямые затраты, фиксированные и переменные об­щие затраты, персонал, производственные мощности и т.д.) могут распределяться свободно и соединяться друг с другом.

Подготовленные результаты планирования переносятся назад в ERP-систему.

Элемент 5: стоимостной разрыв.

Выбранный метод текущего планирования отражается на стоимос­ти предприятия. Это выражается в том, что в результате сравнения пла­новой оценки предприятия с оценкой представителей рынка капита­лов может возникнуть так называемый «стоимостной разрыв» (Valuegap). Суть этого состояния заключается в следующем: стоимость по оценке рынка капиталов может оказаться выше стоимости по пла­нированию самого предприятия, например, по оценке свободных де-

430