logo
9 сем

Глава 15. Метод динамических стратегий в системе управления организацией

4. Использование потенциальной ценности клиента на различных эта­ пах жизненного цикла. В отличие от рентабельности клиента, понятие потенциальной ценности клиента на различных этапах жизненного цикла служит для соответствующей оценки того, какие средства необ­ ходимо инвестировать в привлечение клиента. Под потенциальной цен­ ностью клиента на том или ином этапе жизненного цикла понимается чистая приведенная прибыль, которую могла бы реализовать компа­ ния за счет типового нового клиента в рамках данного клиентского сег­ мента в течение данного количества лет. Это — фактическая ценность клиента, которую необходимо рассматривать в таком разрезе инвести­ ционного решения.

Цель использования понятия потенциальной ценности клиента — возможность рассмотрения клиентов в качестве надежных и перспек­тивных инвестиций.

5. Профилирование и рейтинговая оценка клиентов. Профили клиен­ тов обеспечивают понимание сути клиентских структур. Рейтинговые

389

СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

оценки клиента, например оценка общей привлекательности или удов­летворенности клиента, — это способ выражения различных аспектов с помощью общих понятий. Результаты этой оценки используются для распределения ресурсов фирмы в сферах маркетинга, продаж и обслу­живания в соответствии с «важностью» клиента.

Рейтинговая оценка служит основой для анализа портфеля заказов фирмы.

6. Оптимизация портфеля заказов. Принятие стратегических реше­ний в сфере маркетинга, сбыта и сервиса предполагает изучение кли­ентской базы предприятия. Портфель клиентов является ключевым инструментом для анализа и оптимизации структуры клиентской базы. Используя такие показатели, как потенциальная ценность клиента в периоды жизненного цикла, рейтинг клиентов или устойчивость от­ношений с клиентами, можно дать более точную оценку клиенту или группе клиентов и определить правильную политику завоевания кли­ентов, предоставления им соответствующих услуг и поддержки их бизнеса.


390


Примером такой оптимизации показанной на рис. 15.9, является определение наиболее успешно инвестируемых клиентов («звезды»). Здесь все клиенты разделены на разные категории по таким показате­лям, как привлекательность клиента и прочность отношений с клиен­тами. Тогда пересечение разделов по значениям показателей позволяет выделить четыре группы клиентов: нерентабельные клиенты, непред­сказуемые, рентабельные и звезды.