logo search
9 сем

11.7. Информационный консалтинг

Развитие бизнеса нередко приводит как к изменению спектра кли­ентской базы, так и к обновлению персонала фирмы, также рост биз­неса может сопровождаться ростом затрат и, как следствие этих при­чин, потерей управляемости производства.

Для оздоровления бизнеса привлекают специализированные кон­салтинговые фирмы, которые базируются на методологии внедрения информационных систем и опыте своих сотрудников.

В основе методологии — оперативное и четкое предпроектное об­следование предприятия, соблюдение сроков и бюджета проекта, кон­троль качества на всех этапах. Методология консалтинга масштабиру­ется под проект с целью: исследования бизнес-процедур предприятия, их рационализации, разработки модификации ИС для учета особен­ностей организации производства. Она базируется на стандартах вне­дрения ИС (методах управления производством) и на стандартах от­крытых систем.

На рис. 11.6 показана последовательность основных этапов реорга­низации бизнеса с помощью ИС и их основное содержание.

Как правило, консалтинговые фирмы опираются на опыт реализа­ции многих сотен проектов, который хранится в единой базе знаний фирмы. После реализации каждого нового проекта соответствующая информация дополняет эту базу знаний. Такой подход позволяет пользователям в ряде случаев найти наиболее эффективное решение, обращаясь только к базе знаний.

275

СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

Контрольные вопросы

  1. Каково значение мероприятий бизнес-инжиниринга для внедре­ния информационных систем управления предприятием?

  2. Каково назначение инструмента бизнес-инжиниринга?

  3. Расскажите о назначении и содержании маршрутной карты для ус­тановки ИС.

  4. Каково назначение репозитария данных для подготовки внедрения ИС?

  5. В чем проявляется эффективность использования инструментов бизнес-инжиниринга?

  6. Перечислите основные фазы проекта по внедрению ИС.

  7. Какие модели необходимо использовать при реализации меропри­ятий бизнес-инжиниринга?

  8. Каковы назначение и содержание фазы подготовки проекта для ускорения процесса внедрения ИС?

  9. С помощью каких ракурсов предприятия следует описать его орга­низационную структуру?

  10. Какие изменения в ИС можно обеспечить, используя гибкую на­стройку в процессе эксплуатации системы?

  11. Каково назначение составных частей инструмента бизнес-инжи­ниринга?

ДИНАМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫМ ПРОСТРАНСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ

Электронный бизнес и электронная коммерция. Активная конкурен­тная борьба заставляет предприятия искать новые пути создания до­бавленной стоимости, апробируются новые информационные техно­логии, привлекается инициатива клиентов, инвесторов, работников фирмы. Эти воздействия расширяют поле бизнеса, преобразуют его, становятся основой для формирования новых методов управления организацией, позволяя создавать новые источники добавленной сто­имости.

Развитие бизнеса характеризуется переходом от традиционной фун­кционально ориентированной системы управления организацией к процессной модели бизнеса. Это становится возможным благодаря ак­тивному использованию технологии Интернет, Интеранет и Экстера-нет, что, в свою очередь, позволяет повысить эффективность деятель­ности за счет реализации преимущества корпоративных методов орга­низации бизнеса.

Активное использование новых методов и форм развития бизнеса предполагает объединение усилий в бизнес-процессе многих участни­ков: предприятия, использующего веб-узел в своей работе, самостоя­тельных организаций, ориентированных на работу в Интернете (эти организации определяются как виртуальные посредники, обычно спе­циализирующиеся на заключении договоров лизинга между предпри­ятиями), потребителей, активно воздействующих на деятельность пред-

277

СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

приятии, стейкхолдеров (держатели акций), инвестирующих развитие организации, и др. В результате сформировалась база для развития но­вого, стремительно прогрессирующего рынка электронной коммерции.

Форма ведения деловых отношений с использованием возможнос­тей Интернета и его корпоративной разновидности — Интранета — создает новые условия для формирования специфических материаль­ных отношений между различными производственными системами, потребителями, поставщиками, финансовыми организациями и опре­деляется понятием «электронный бизнес». Это понятие охватывает та­кие бизнес-операции, как: электронные продажи, электронный мар­кетинг, электронное управление логистическими цепочками и т. п. При­менение этой формы ведения бизнеса привело к возникновению новых деловых отношений, что определило новое направление в организа­ции бизнеса, обозначаемое как «е-бизнес». Одновременно сформиро­вался новый сегмент экономики — экономика электронного бизнеса. Здесь и организации, развивающие и поддерживающие технические средства Интернет, и разработчики ПО для ведения операций е-бизне-са, и электронные торговые организации, и др.

Начальный этап развития е-бизнеса относится ко времени исполь­зования предприятиями электронного обмена данными (Electronic Data Interchange, EDI), обеспечивающего обмен деловыми документами в стандартном виде. Он возник в 60-х годах прошлого века и использует­ся до настоящего времени там, где необходим повышенный уровень защиты передаваемой информации, который недостижим при исполь­зовании современных программных и технических средств.

Этот метод предполагает использование предприятиями выделен­ных сетей, на базе которых, как правило, осуществлялся электронный перевод денежных средств (Electronic funds transfer, EFT). Использова­ние выделенных сетей значительно удорожило проекты, и ими пользо­вались, как правило, только крупные фирмы. Одним из существенных недостатков этого метода является стоимость его применения.

Наиболее активное развитие электронного бизнеса было обеспече­но при использовании в качестве сетевой среды глобальной сети Ин­тернет и включение в этот бизнес торговых фирм и частных лиц. Ос­новные отличия от EDI-технологии проявились в следующем: расши­рилась область применения по мере развития новых процессов и технологий е-соm, стала возможной поддержка мультимедиа в Интер­нете, более широко стала использоваться корпоративная информация для укрепления деловых связей и создания новой продукции.

278