logo search
9 сем

Глава 13. Основы применения электронного бизнеса

Системы В2С ориентированы на работу с клиентом. К таким систе­мам относят: веб-витрину, Интернет-магазин, торговую Интернет-си­стему (ТИС).

Веб-витрина — оформленный веб-средствами прайс-лист торговой компании, не содержащий бизнес-логики торгового процесса.

Интернет-магазин оформленный веб-сайт (узел) торгового пред­приятия (бэк-офис предприятия), содержащий, кроме веб-витрины, всю необходимую бизнес-логику для управления процессом Интернет-торговли.

Торговая Интернет-система представляет собой Интернет-магазин, работающий в режиме реального времени и бэк-офис которого полно­стью интегрирован в торговый бизнес-процесс компании.

В подсистеме В2С реализуется доступ к системе предприятия (про­смотр каталога изделий, заявка, получение информации и др.) через выполнение следующих функций: самообслуживание потенциального клиента, поддержку интерактивных запросов, выполнение требований на сервисное обслуживание, предложение вакантных мест.

Подсистема виртуальной организации поддержки производства (Интранет) обеспечивает выполнение следующих основных функций: подтверждение работ, выполнение заявки на сервисное обслуживание, внутренний перерасчет работ по заказу, реализация заявки на постав­ку, ведение информации о сотрудниках, выполнение текущих и сроч­ных отчетов.

13.2. Модель информационных отношений в системе электронной коммерции

Схема электронной коммерции состоит из следующих основных процессов: доступ к информации, заказ на товар или услугу, оплата сче­та, выполнение заказа, послепродажное обслуживание, издержки. Их взаимосвязь можно представить в виде графической модели, показан­ной на рис. 13.3. Модель системы описывает взаимодействие двух со­стояний «Пр» (бизнес-операции продавца) и «Пк» (бизнес-операции покупателя).

297

СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

Рисунм 13.3.

Модель информационных отношений в системе электронной коммерции

Бизнес операции продавца предполагают постоянную работу с до­кументами, которые содержатся в корпоративной базе данных: «Мар­кетинг», «Партнеры», «Товары и услуги», «Производство», «Выполне­ние заказа», «Сервис», «Послепродажная поддержка». На схеме эта де­ятельность показана в виде отношений (линий) между состояниями «Продавец» (Пр) и «Корпоративная база знаний».

Бизнес-операции покупателя также связаны с постоянной инфор­мационной деятельностью, которая на графической модели отражена следующими состояниями: «Доступ к информации», «Заказ на товар (услугу)», «Оплата», «Прием заказа», «Использование товара (услуги)».

В процессе определение потребности осуществляется веб-серфинг и формируется запрос информации. Затем с помощью поисковых веб-систем осуществляется поиск источника информации, проводится оценка информации о товаре или услуге. Используя кредитную карту или цифровые деньги, осуществляется покупка, а затем эксплуатация (использование) товара или услуги.

Эта деятельность показана на модели в виде отношений между со­стоянием «Пр» и «База знаний клиента».

В процессе функционирования системы между продавцом и поку­пателем возникают отношения, которые поддерживаются с помощью

298