logo search
9 сем

Глава 5. Информационные системы cals-технологии

ISO 9002 — Система качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже. Стандарт способствует предупреждению от­клонений от заданных требований на стадии производства (для слу­чая, когда изделие уже спроектировано).

131

ISO 9003 — Система качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях (используется, когда производ­ство уже налажено). Стандарт способствует выявлению и устранению любых несоответствий установленным требованиям, а также управля­ет судьбой некондиционных изделий в процессе технического контро­ля и испытаний готовой продукции.

СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

ISO 9004 — Общее руководство качеством и элементы системы ка­чества. Руководящие материалы (рекомендательный характер). Стан­дарт предназначен для самостоятельной разработки и внедрения сис­тем управления качеством. Здесь рассмотрены технические, админис­тративные и человеческие факторы, влияющие на качество продукции на всех стадиях — от выявления потребностей до покупателей.

Система качества реализуется в процессе выполнения следующих мероприятий (рис. 5.1): планируемых мероприятий, систематически проводимых мероприятий, оперативных мероприятий, тактических мероприятий.

Планируемые мероприятия: целевая научно-техническая программа повышения качества, техническое задание на товар. Технические тре­бования к ресурсному обеспечению всех этапов жизненного цикла, работы, обеспечивающие реализацию этих требований.

Систематически проводимые мероприятия: изучение рынка, обучение персонала, предупредительная замена оборудования, оснастки и пр.

Оперативные мероприятия: использование статистических методов контроля и управления качеством, обнаружение неслучайных факто­ров, позволяющих диагностировать состояние процесса, провести его корректировку.

Тактические мероприятия: оценка достигнутого качества, сравнение с задачами, улучшение (при необходимости) с повторной оценкой.

Реализация системы качества позволяет наполнить практическим содержанием такие понятия, как обеспечение качества, управление качеством и улучшение качества.

Обеспечение качества — совокупность планируемых и систематичес­ки проводимых мероприятий, необходимых для создания уверенности в том, что продукция или услуга отвечает определенным требованиям.

Управление качеством — методы и деятельность оперативного харак­тера, используемые для удовлетворения требований к качеству.

Улучшение качества — постоянная деятельность, направленная на повышение технического уровня продукции, качества ее изготовления, совершенствование производства и С К в целом.

Система качества должна функционировать так, чтобы обеспечить уверенность в том, что проблемы предупреждаются, а не выявляются после возникновения.

Особенности применения стандартов ISO — использование призна­ков добровольности и экономической заинтересованности всех рабо­чих и служащих предприятия (в отличие от директивных методов).

132