logo search
9 сем

5.1. Основные положения системы качества

Для наиболее эффективной реализации любого из подходов к уп­равлению бизнес-средой следует опираться на положения системы ка­чества.

129

СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

Система качества (СК) — это совокупность организационной струк­туры, ответственности, процедур, процессов и ресурсов, обеспечиваю­щая осуществление общего руководства качеством.

СК — это также и средство, обеспечивающее проведение опреде­ленной политики достижения поставленных целей в области качества.

Основные положения проблемы качества состоят в следующих ут­верждениях:

Международный стандарт качества сформировался на основе наци­ональных стандартов качества, ориентированных на процесс изготов­ления, жизненный цикл изделия, и в 1987 г. Техническим комитетом 176 «Обеспечение качества» Международной организации по стандарти­зации (ISO) был представлен в виде нескольких документов ISO 9000 — ISO 9004, определяющих комплексные системы управления качеством.

Документы стандарта качества имеют следующее содержание:

ISO 8402 — Качество. Словарь.

ISO 9000 — Общее руководство качеством и стандарты по обеспе­чению качества. Руководящие материалы по выбору и применению. Назначение стандарта ISO 9000: выявить различия и взаимосвязь ос­новных концепций в области качества, дать руководящие направления по выбору нужного стандарта серии для реализации как внутренних целей в управлении качеством, так и внешних — обеспечить качество в конкретных ситуациях.

ISO 9001 — Система качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и/или разработке, производстве, монтаже и обслужи­вании. Стандарт 9001 определяет модель обеспечения качеством при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании изделия, оценивает возможность поставки на всех стадиях работ. Его назначение: способствовать предупреждению отклонений от заданных требований на всех стадиях: от маркетинга до поставки.

130