logo search
9 сем

Глава 15. Метод динамических стратегий в системе управления организацией

ют непрерывного внесения корректировок. Далее, после установки стратегических целей составляется проект бюджета, который разбива­ется по подразделениям-и обрабатывается в обратном порядке. Конеч­ным результатом становятся бюджеты для подразделений на плановый период.

Сравнение фактических показателей с бюджетными в таких систе­мах является критерием успеха, что предполагает постоянный контроль на данный плановый период за выполнением бюджетных показателей со стороны руководства подразделений. Нередко сформированный та­ким образом бюджет устаревает уже к началу планового периода; кро­ме того, основное внимание направлено на выполнение бюджета, от­брасывая стимулы к его перевыполнению. Концентрация усилий на результат в виде целевого значения определяет существенный недоста­ток традиционного подхода.

Использование многих целевых показателей, например затрат на инвестированный капитал, раннее предупреждение негативных про­цессов в таких областях, как сбыт, управление персоналом, предостав­ление услуг и др., составляет содержание задачи стратегического уп­равления. Решение этой задачи заключается в обеспечении достаточ­ной гибкости во время текущего планового периода, эффективной реализации корпоративной стратегии с учетом интересов стейкхолде-ров, в управлении предприятием, ориентированном на стоимость.

Ориентация инвесторов на стоимость предприятия, которая опре­деляется биржевой стоимостью акций, заставляет их воздействовать на руководство предприятия, чтобы добиться ориентации стратегии на повышение стоимости предприятия. Растет также и значимость ожи­дания других групп стейкхолдеров (заинтересованных групп) — инвес­торов, клиентов, поставщиков, сотрудников, деловых партнеров или общественных заинтересованных групп, государственных учреждений, мнение которых также необходимо учитывать при формировании стра­тегии фирмы.

Для решения задачи управления предприятием, ориентированного на стоимость, применяют метод Balanced Scorecard (Сбалансирован­ная система показателей, ССП).

Balanced Scorecard содержит реализуемые определения стратегичес­ких концепций, таких как ориентация на стоимость, качество, удов­летворенность клиента или рост, и служит в качестве организацион­ных рамок для общего стратегического управления предприятием. В то время как финансовые показатели дают сведения только о про-

423

СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

шедших процессах, ССП информирует также и о стоимостных факторах, ориентированных на будушее. В этом случае руководство предприятия может рассчитать ожидаемое повышение стоимости в отдельных подраз­делениях по нынешним и будущим клиентам, инвесторам и другим стей-кхолдерам. Оно может понять, какие меры необходимо предпринять и какие инвестиции следует сделать в сотрудников, системы и методы, что­бы получить еще более высокие результаты деятельности предприятия.

Интегрированная информационная система (Strategic Enterprise Management, SEM), выполняет функции ускорения структурирования и упрощения всего процесса стратегического управления в целом. Ее задача — заблаговременное распознавание изменений в производствен­ной среде, реагирование на них, активное подстраивание под пожела­ния стейкхолдеров.

SEM представляет собой самостоятельный продукт в виде аналити­ческого приложения на базе хранилища бизнес-информации, который может работать независимо от принятой на предприятии ERP-систе-мы, однако наличие ERP-системы упрощает сбор и хранение данных для SEM-функциональности.

Возможны три различных сценария инсталляции:

  1. SEM как автономное приложение подразделений фирмы без ис­пользования оперативного хранилища данных. В этом случае все фун­кции хранилища данных инсталлируются вместе с приложением, а дан­ные получаются из ERP-системы или других внешних источников.

  2. SEM в качестве информационной витрины для хранилища дан­ных. Этот сценарий применим, когда уже имеется хранилище данных, но необходимо обеспечить отдельное функционирование SEM-прило-жения. Как и в первом сценарии, SEM инсталлируется вместе с храни­лищем данных, а данные получает из системного хранилища данных или из внешней системы.

  3. SEM как приложение хранилища данных. В этом случае SEM выступает в качестве приложения хранилища данных в той же про­граммной и аппаратной среде. Здесь SEM получает данные из храни­лища данных или из внешних источников. Базовые данные для SEM создаются в оперативном хранилище данных.

15.7.1. Структура программного обеспечения SEM

Структура SEM включает в себя пять компонентов, интегрирован­ных друг с другом с помощью метаданных и прикладных данных.

424