logo search
9 сем

Глава 1. Информация и управление организацией

Информационный менеджмент реализует свои функции в инфор­мационном пространстве организации, которое характеризует совокуп­ность методов и средств, позволяющих наиболее эффективно организо­вывать процессы получения, преобразования, хранения и распределе­ния информации с целью реализации оптимальных режимов управления организацией. Содержательной характеристикой информационного пространства организации является его информационный ресурс. Ин­формационный менеджмент направлен на формирование и развитие информационного ресурса предприятия, его использование как инст­румента ведения бизнеса.

1.1. Информационный ресурс организации

Информационный ресурс организации представляет собой понятие, отражающее уровень использования как внутренней, так и внешней информации, а также совокупность методов и средств, применяемых организацией для поиска, обработки и распределения информации.

Любая организация (фирма) может быть представлена как некото­рая целенаправленная система, которую можно исследовать на основе положений системного анализа. В таком рассмотрении следует изучить системную модель фирмы, определяемую набором основных элемен­тов (состояний) и отношений между ними.

В структуре организации можно выделить следующие основные элементы: ценности фирмы, бизнес-платформу, бизнес-архитектуру и информационный ресурс организации. Отношения между элемента­ми системной модели характеризуют информационные отношения внутри фирмы. Совокупность основных элементов и информацион­ных отношений образует бизнес-структуру организации, которую мож­но представить в виде системной модели, показанной на рис. 1.1.

т Рисунок 1.1.

Системная модель

бизнес-структуры

организации

Т — ценности; L — бизнес-платформа; Р — бизнес-архитектура; I — информационный ресурс системы

7

СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

Графическое отображение системной модели бизнес-структуры име­ет следующие состояния: Т — ценности, то, что порождает поток дохо­дов, L — бизнес-платформа, то, что составляет производство, его стра­тегию и рынок (система взаимодействия с рынком — маркетинг и т. п.), Р — бизнес-архитектура: организация персонала фирмы, I — инфор­мационный ресурс системы.

Модель показывает значение информационного ресурса организа­ции как основного элемента в системе, определяющего отношения между другими элементами модели, способствующего развитию новых отношений на базе использования более эффективных методов досту­па к информации, формирования знаний о состоянии бизнеса.

Задача менеджера состоит в обеспечении оптимального взаимодей­ствия компонентов бизнес-структуры для обеспечения расширенного воспроизводства капитала. Основой для решения поставленной зада­чи и является обеспечение доступа к необходимой информации в ре­жиме реального времени, привлечения к управлению организацией максимального числа заинтересованных участников.

Неоднородность компонентов структуры, наличие внешних и внут­ренних возмущающих (дестабилизирующих) воздействий на структуру организации заставляют менеджера активизировать действия по поиску и анализу информации о состоянии бизнеса, об экономическом состоя­нии общества, а также изучать сведения в тех направлениях, которые непосредственно связаны с предупреждением убытков на пути достиже­ния поставленных целей. Менеджер также должен искать способы и ме­тоды передачи информации, способствующие оптимизации бизнеса. •


8


Активное развитие и применение информационного ресурса орга­низации направлено на учет внешних и внутренних факторов деятель­ности фирмы, которые образуют внутреннюю и внешнюю бизнес-сре­ды, отражающие содержание внутренних и внешних критических фак­торов деятельности организации (рис. 1.2).